ВЛ / Статьи

Пентагон споткнулся о дыни

0
1-10-2016, 10:03...
633

Пентагон споткнулся о дыни

Почему буксует стратегия США по сдерживанию Китая

Соединенные Штаты готовы выполнить свое обещание, данное еще в 2012 году — сосредоточить к 2020 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе 60% военно-морских и военно-воздушных сил, дислоцированных за рубежом. Как сообщил 30 сентября ТАСС со ссылкой на министра обороны Эштона Картера, переброска подразделений Корпуса морской пехоты с японского острова Окинава в Австралию, в американский штат Гавайи и на остров Гуам в Тихом океане уже началась. «Министерство обороны направляет в регион дополнительно десятки тысяч военнослужащих», — заявил он. 

Как уточнил Картер, США «начали перегруппировку морской пехоты путем переброски из пункта сосредоточения на Окинаве в дополнительные точки в Австралии, на Гавайях и Гуаме». По словам шефа Пентагона, военное ведомство в течение ближайших пяти лет израсходует более 40 млрд. долларов на перевооружение и модернизацию сил в АТР в расчете преподнести неприятный сюрприз потенциальным противникам. 

— Мы делаем наши подлодки класса Virginia более убойными и боеспособными за счет утроения их арсенала крылатых ракет морского базирования (КРМБ) Tomahawk, — отметил он. — Мы также увеличиваем финансирование выпуска беспилотных подводных аппаратов различных габаритов и грузоподъемности. Такие дроны способны более эффективно действовать на мелководье, где бессильны пройти обычные субмарины. 

Глава американского «министерства войны» также назвал согласие Сеула к следующему году разместить на территории Республики Корея (РК) американские противоракетные комплексы THAAD «свидетельством эволюции альянса США-РК». Правда, с развертыванием этих ЗРК вышла довольно забавная история. 

В день выступления Картера на базе ВМС Соединенных Штатов в Сан-Диего, представитель Министерства национальной обороны Республики Корея заявил, что его ведомство выбрало новый плацдарм для развертывания THAAD. По его словам, Минобороны Южной Кореи и США приняли такое решение на основе шести критериев, которые включают в себя эффективность работы комплекса, безопасность периметра, наличие инфраструктуры, стоимость и длительность строительства и ряд других параметров. Юмор в том, что против предыдущего места развертывания резко выступили жители уезда Сончжу — по их мнению, электромагнитное излучение радара ЗРК опасно для здоровья людей и губительно скажется на урожае дынь, которыми славится этот сельскохозяйственный регион. В итоге корейцы и американцы решили разместить THAAD… на поле для гольфа, стоимость которого превышает 90 млн. долларов, что потребует еще и одобрения парламентом покупки площадки. 

Предлогом для размещения подразделения THAAD на Корейском полуострове на постоянной основе стало противодействие ракетно-ядерной угрозе со стороны КНДР. По словам министра обороны США, все перечисленное выше делается «во имя мира, стабильности и прогресса в АТР». Однако МИД России считает по-другому — размещение системы ПРО в РК может обострить напряженность в регионе и создать трудности для решения проблем Корейского полуострова. В Пекине также заявляют, что действия Вашингтона и Сеула по размещению в Южной Корее THAAD способны нанести серьезный ущерб стратегической безопасности Китая. По мнению китайских и российских военных, цель такого шага — не столько защита от возрастающего ракетного потенциала КНДР, сколько сканирование РЛС AN/TPY-2 (дальность обнаружения до 1,5 тысячи км) территории Китая, и частично — РФ. 

Но, несмотря на ряд озвученных Пентагоном мероприятий военного характера, по мнению экспертов, пока реального смещения американского центра силы в АТР, или, как говорят сами американцы, — «перебалансировки», не происходит. Есть мнения, что на фоне «российской угрозы» — украинского кризиса — между USEUCOM (Европейским командованием вооружённых сил США) и PACOM (Тихоокеанским командованием ВС) продолжается своеобразный торг относительно баланса сил. 

— Курс на смещение своего военного присутствия в АТР, по всей видимости, затевался американцами тогда, когда в Европе было все относительно спокойно, а на Ближнем Востоке — все как обычно, — считает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. 

— В настоящее время события вновь сместились в Европу и на Ближний Восток в силу известных причин. Понятно, что в долгосрочной перспективе Китай также будет противником Соединенных Штатов, однако сейчас в АТР каких-то глобальных конфликтов нет, за исключением потенциальных угроз, ну и, наверное, нынешнего обострения отношений между Пакистаном и Индией. 

Поэтому и наблюдается некоторое усиление присутствия сухопутных войск и авиации на Ближнем Востоке и отчасти в Европе, а флота и ударных систем — в АТР (по планам Пентагона, если в 2013 году в АТР находился 51 корабль ВМС США, то к 2020 году их число должно увеличится до 67). 

Но, по большому счету, пока происходит перетасовка сил без снижения их присутствия и без активного наращивания. Дальнейшее развитие событий покажет, как США будут реагировать на вызовы, но надо отметить, что их вооружённые силы небезграничны и на всё их не хватает, что признается чуть ли не официально. 

Когда нынешняя администрация объявляет о каких-то планах, это даже как-то странно слышать. О сосредоточении сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе говорил еще министр обороны США Леон Панетта (2011−2013), но пока реального смещения центра силы не происходит, говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. 

— Более того, упоминание о переброске подразделений Корпуса морской пехоты с японского острова Окинава в Австралию, в американский штат Гавайи и на остров Гуам вообще может свидетельствовать об обратном — об отодвигании войск от Окинавы, то есть их отход в тыл. 

Кстати, в случае со сменой места для развёртывания ЗРК THAAD в Южной Корее дело-то совсем не в дынях, а в банальной попытке лавирования. Отсюда отодвигание комплексов ПРО подальше от Китая и России. С одной стороны, Южная Корея не хочет отказывать американцам и боится Северной Кореи, с другой — Сеул категорически не хочет из-за этого ссориться ни к Китаем, ни с Россией. Понятно, что дело тут не в противоракетах, снижающих стратегический потенциал, — они не создают проблем ни для кого, кроме КНДР, а как раз в локаторе РЛС. Он заглядывает вглубь китайской территории, и отчасти — российской (Приморский край). 

«СП»: — Учитывая динамичный рост Китая логично предположить, что следующая администрация США все-таки возьмет курс на смещение силы в Азию… 

— Вопрос — кто будет следующим президентом? Если будет Хиллари Клинтон, то, выбирая между Китаем и Россией, она, видимо, выберет Китай. То есть, скорее, сделает шаг в сторону Пекина против Москвы, чем наоборот. Что касается Дональда Трампа, то здесь его действия прогнозировать невозможно: вроде кажется, что он склоняется в сторону России, а не Китая, но на самом деле его внешнеполитический вектор абсолютно непредсказуем. 

В настоящее время американцы проводят перемещение сил внутри региона, полагает военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев. 

— Во-первых, снижение концентрации сил в Японии может свидетельствовать о том, что там далеко не все позитивно оценивают размещение американских войск. Во-вторых, как известно, не так давно США направили эскадрилью стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer на базу на острове Гуам, ведутся переговоры о размещении таких же бомбардировщиков в Австралии и т. д. Но реального наращивания сил в АТР пока не происходит — идет некое усиление, переброска подразделений на Окинаву, а оттуда — на Гуам, Австралию, но, повторю, центр силы с Африки или Ближнего Востока не смещается. Следующая президентская администрация, скорее, всего перейдет к более конкретным шагам в этом направлении.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация