ВЛ / Статьи

Трансатлантическое партнерство в «овечьей шкуре»

0
1-10-2016, 02:00...
1 074

Трансатлантическое партнерство в «овечьей шкуре»

Как ЕС может быть поглощен будущим Североамериканским союзом

Меньше месяца отделяет нас от того момента, на который запланированы подписание и ратификация Палатой общин в Оттаве и Европарламентом важного и далеко идущего «торгового соглашения» между Канадой и Европейским Союзом. Всеобъемлющее торгово-экономическое соглашение (ВТЭС, ComprehensiveEconomicandTradeAgreement- CETA) между Канадой и ЕС подается в СМИ как «высококачественное соглашение, которое усиливает фундаментальные отношения Канады с Европейским союзом"/ Однако в нем много такого, что не сразу бросается в глаза при первом ознакомлении. 

ВТЭС-CETA, которое преподносится общественному мнению как безобидная «двусторонняя» торговая сделка между ЕС и Канадой, на самом деле представляет собой замаскированное Соглашение о трансатлантическом партнерстве (TTIP). Оно включает в себя всю неолиберальную политическую гамму — торговля товарами, торговля услугами, инвестиции, интеллектуальную собственность, обеспечение финансовых услуг — все, что входило в состав соглашения TTIP, которое проталкивали США. Де-факто это — изготовленное под копирку Трансатлантическое соглашение о торговом и инвестиционном партнерстве между США и ЕС, породившее столь глубокие противоречия, что оно было временно «заблокировано» и Европарламентом, и Конгрессом США. 

Глобальная торговля — составная часть имперской повестки дня 

В свою очередь набор соглашений из TTIP, CETA, TISA* и Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП, Trans-Pacific Partnership — TPP) являются строительными блоками в создании глобальной «имперской» торговой структуры. От принятия соглашения о вызвавшем множество противоречий Транс-Тихоокеанского партнерства будет зависеть возникновение торгового блока, состоящего из североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA)** и азиатско-тихоокеанского региона. 

Одним из главных пунктов в глобальных торговых переговорах является «регуляторная конвергенция». Она не имеет ничего общего со свободой торговли. Совсем наоборот — она требует подчинения и сходства при формулировании национальных правил и положений в интересах могущественных транснациональных конгломератов. Регуляторная конвергенция подразумевает «устранение препятствий» для торговли и инвестиций одновременно с введением однородных и «дружеских» положений (например, меры социальной экономии с целью сокращения дефицита госбюджета, сокращение социальных программ, ужесточение трудового законодательства, трансформация законодательства о защите окружающей среды и прав потребителей в своды, удобные для корпораций, «национальное обращение» с иностранными инвесторами, отмена субсидий для фермеров и т. д.). 

Само собой разумеется, национальный суверенитет рассматривается Вашингтоном как препятствие для «регуляторной конвергенции».

CETA и TTIP 

При том, что разрушительные экономические и социальные последствия американо-европейских трансатлантических сделок (TTIP и TISA) — такие, как потеря национального суверенитета государств-членов ЕС — стали причинами устойчивого протеста общественности, канадско-европейское соглашение CETA (имеющее все те же неолиберальные основы) продвигается вперед. Оно, в общем-то, не встречает возражений, проходит без публичного обсуждения, при минимальных протестах и при отсутствии жесткой оппозиции на политическом уровне. 

Сейчас ожидается, что 18 октября министры ЕС сами соберутся на чрезвычайную встречу, которая должна позволить подписать сделку CETA 27 октября во время визита в Брюссель канадского премьер-министра Джастина Трюдо. Вступить в силу соглашение может уже в следующем году. 

По мере того, как CETA продвигалось ближе к утверждению, по Торгово-инвестиционному партнерству TTIP был нанесен новый тяжелый удар, когда австрийский министр экономики Райнхольд Миттерленер призвал своих ЕСовских партнеров прекратить переговоры. «TTIP стал метафорой, означающей пышно цветущие сделки больших корпораций. В этом содержится негативный подтекст. Мы надеемся на хорошую сделку, но к ней нужно идти другим путем», добавил он. Слова Миттерленера звучали как эхо комментариев французского министра (внешней — ред.) торговли Матиаса Фекля. В прошлом месяце он обратился с предложением остановить переговоры по TTIP после того, как германский министр экономики Зигмар Габриель объявил, что переговоры «де-факто мертвы». Фекль сказал, что США требовали слишком многого, но сами ни на какие компромиссы не шли. «Движется сумасшедшая машина, переговоры провалились, никто не верит в то, что они придут к успешному завершению», сказал он германской деловой газете Handelsblatt. 

По замыслу его сторонников TTIP должен создать крупнейшую в мире зону свободной торговли с рынком, состоящим из 850 миллионов потребителей и простирающимся от Гавайев до Хельсинки. Но соглашение, переговоры по которому начались еще в 2013 году, стали сложной проблемой как раз в то время, когда такие ключевые страны, как США, Франция и Германия вступили в предвыборный цикл. Вашингтон и Брюссель официально выражают намерение заключить соглашение о свободной торговле еще до того, как президент Барак Обама покинет Белый дом в январе будущего года. Однако в Европе присутствуют глубоко укоренившиеся страхи, что эта сделка существенно снизит стандарты европейского блока 28-ми государств, особенно в таких сферах, как общественное здравоохранение и социальное обеспечение. Протестное движение видит в TTIP механизм по присвоению экономического ландшафта Европы корпоративной Америкой. 

Возможны ли тайные переговоры по TTIP после того, как огласили их окончание? 

В настоящий момент, как представляется, политики ЕС ведут двойную игру. Когда их вынудили прекратить переговоры, они с неохотой положили TTIP «на полку», сделав вид, что пошли навстречу давлению общественности и протестному движению. На самом деле, они параллельно стали еще более активно продвигать «через заднее крыльцо» канадско-европейское соглашение CETA. На практике принятие соглашения CETA де-факто придаст законную силу продвигаемому американцами соглашению TTIP. 

Многие аналитики и политики, как бы это прискорбно ни звучало, не признают факт того, что как государство Канада глубоко интегрирована в США и политически, и экономически. Корпоративный и финансовый истэблишмент двух стран также взаимно интегрирован. Поэтому любое торговое соглашение, заключенное Евросоюзом с одним из государств-членов NAFTA — в данном случае, с Канадой — неизбежно приведет к фактической интеграции ЕС с торговыми структурами NAFTA, которые контролируются Вашингтоном и Уолл-Стрит. 

Американо-канадская интеграция в рамках NAFTA имеет отношение не только к торговле и инвестициям; она включает в себя интеграцию в вопросах внешней политики, в военной сфере, в деятельности правоприменительных органов и департамента внутренней безопасности, в разведке, в работе нефте- и газопроводов, автодорожного транспорта, в контроле иммиграции, в охране национальных границ, в работе стратегических водных путей, обеспечении морских прав и т. д. 

CETA для Вашингтона — «заднее крыльцо», ведущее к интеграции с ЕС 

Трансатлантическое партнерство TTIP будет навязано, скорее, де-факто, чем де-юре. И сделано это будет «через Канаду». 

С самого начала, вместо того, чтобы запустить единый процесс торговых переговоров между ЕС и североамериканской зоной свободной торговли NAFTA, — что, конечно, же вызвало бы широкий протест — Вашингтон призвал Канаду и Мексику приступить к переговорам с ЕС по параллельным «двусторонним» торговым сделкам. Расчет строился на том, что, в конце концов, это создало бы условия для интеграции NAFTA и ЕС, которая стала бы ядром Атлантического торгового блока американской империи. 

Торговля и милитаризация идут рука об руку. Предлагаемый Атлантический Торговый Блок будет совпадать с атлантическим альянсом НАТО и с его структурами, которые на практике контролируются Соединенными Штатами. 

CETA — это соглашение, подготовленное по принципу «копировать-вставить». Оно было сформулировано при правительстве (бывшего премьер-министра Канады — ред.) Харпера, еще в 2009 году, при тесных консультациях с Вашингтоном и Брюсселем. Правительству Харпера Вашингтоном было доверено «в сжатые сроки решить вопрос с проведением переговоров по соглашению [CETA], чтобы не допустить потерю европейцами фокусировки на TTIP, а также предотвратить отсрочку (заключения соглашения — ред.) из-за нарастающих дискуссий по спорным элементам». 

Поскольку США, Канада и Мексика являются государствами-членами Соглашения о NAFTA, конечной целью Вашингтона является создание интегрированного Североамериканского союза, т.е. — Соединенных Штатов и провинций Северной Америки. И во многих отношениях этот союз уже создан. 

Канадско-европейское же соглашение CETA является инициативой по проникновению через «заднее крыльцо», которая была разработана в тесной координации с процессом продвижения Трансатлантического партнерства TTIP. Его принятие запустит механизм фактического (не обязательно юридического) принятия более широкого соглашения TTIP, что приведет, в конце концов, к интеграции торговых структур «Североамериканского союза» и ЕС. CETA станет fait accompli***, который будет содействовать продвижению переговоров по TTIP, скорее всего, под другим названием. 

Это — корпоративный захват и ЕС, и Северной Америки. Соглашение будет служить делу подрыва экономики на местном уровне, разрушения семейных ферм, низвержению малого и среднего бизнеса в банкротства, подрыву социальных программ и повлечет другие, во многом непредсказуемые, последствия. 

Автор — Мишель Хосудовский, профессор экономики Оттавского университета (Канада), основатель и директор Центра изучения глобализации (Centre for Research on Globalization [CRG], г. Монреаль, Канада). Работал советником правительств развивающихся стран и международных организаций. Автор 11 книг, участвовал в составлении Encyclopaedia Britannica. В 2014 году был награжден Золотой медалью «За заслуги» Республики Сербия за освещение агрессии НАТО против Югославии. 

Copyright © Prof Michel Chossudovsky, Global Research, 2016. 


* TISA, Trade in Services Agreement — предлагаемое Соглашение о торговле услугами, участниками которого должны стать 23 страны, включая США и страны ЕС. Переговоры ведутся секретно. 

** NAFTA, North American Free Trade Agreement — Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой об отмене ограничений во взаимной торговле, вступило в силу в январе 1994 г. 

*** Fait accompli — свершившийся факт







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация