ВЛ / Статьи

Ударный кулак индийской авиации создан благодаря России

0
27-09-2016, 03:00...
1 054


В последнее время появились признаки активизации находившегося до сих пор в зачаточном состоянии проекта модернизации индийских истребителей Су-30МКИ. К настоящему времени Военно-воздушные силы Индии заказали 272 таких самолета, из них 50 единиц были поставлены напрямую из России в 2002–2004 и 2007 годах, еще 222 самолета производятся корпорацией HAL по лицензии с 2004 года. Более 200 Су-30МКИ уже находятся в составе индийских ВВС и представляют собой самый массовый индийский многоцелевой истребитель. 

ТРЕБУЕТСЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ 

Хотя Су-30МКИ остается одним из наиболее современных истребителей поколения 4+ в Индии и мире, потребность в его модернизации становится все более актуальной. Первые машины этого типа в нынешнем техническом лице были поставлены в Индию в 2004 году. Естественно, за это время в России, Индии и в мире появилось масса нового оборудования (включая самый важный сенсор – новые бортовые радары) и авиационных ракет и бомб, интеграция которых на платформу Су-30МКИ может самым радикальным образом повысить эффективность этого комплекса. Тем более что сама по себе платформа Су-30, в силу наличия двухместной кабины и способности нести большую по массе и габаритную по объему нагрузку, открывает широчайшие возможности для разнообразных видов модернизации – от самой консервативной до предельно радикальной.

Долгое время о модернизации Су-30МКИ было известно лишь то, что она рассматривается и что ее предполагаемое обозначение будет Sukhoi Super 30. 

Ни техническое лицо, ни сроки, ни стоимость проекта известны не были. Довольно часто комментаторы делают ошибку, когда отождествляют программу Sukhoi Super 30 и проект интеграции на Су-30МКИ авиационного варианта противокорабельной ракеты BrahMos. На самом деле это два независимых и не связанных между собой проекта. По программе интеграции BrahMos планируется модернизировать всего 40–42 истребителя, и этот проект находится на продвинутой стадии летных тестов на механическую совместимость авиационной ракеты BrahMos-А и усиленной airframe Су-30МКИ. В ближайшее время начнутся пуски реальных ракет. Программа Sukhoi Super 30 затронет весь парк индийских Су-30МКИ, она еще фактически не началась, а о ее содержании до последнего времени было очень мало открытой информации. 

Однако недавно влиятельная индийская газета Hindu сообщила, что в июле 2016 года состоялись российско-индийские консультации по этому вопросу и что вскоре стороны надеются заключить сделку. Другая хорошо информированная газета, Economic Times, уточняет, что технические требования будут окончательно согласованы до конца года, а сам контракт будет подписан в начале 2017 года. Предполагаемая стоимость проекта составит 7–8 млрд долл. Таким образом, стало ясно, что проект, в сущности, находится на самой ранней стадии и что техническое лицо Sukhoi Super 30 все еще не сформировано. Одним из важнейших сюжетов дискуссии о техническом лице глубокой модернизации Су-30МКИ наверняка станет критически важный в условиях реализации промышленной политики Make in India вопрос о масштабах участия индийских производителей бортового оборудования. 

ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКОЙ ЗАКУПКИ ВООРУЖЕНИЙ 

В отличие от феноменально динамичного проекта изначального Су-30МКИ программа модернизации этих истребителей развивается традиционным для практики индийской закупки вооружений последних 10 лет образом. То есть прежде всего отличается крайней медлительностью. Когда рождался проект Су-30МКИ, время от первоначального инициативного российского предложения до подписания первого контракта составило всего три года. Предложение было сделано в декабре 1993 года в ходе визита представителей российских компаний – разработчика проекта и производителя самолета, а контракт был подписан уже в ноябре 1996 года. При этом техническое лицо Су-30МКИ очень сильно отличалось от первоначального российского предложения Су-30К, причем не только по авионике, но даже по платформе. 

На фоне любых других индийских проектов по закупке вооружений динамика подготовки и реализации программы Су-30МКИ остается абсолютно беспрецедентной. За исключением проекта Су-30МКИ реализация большинства индийских авиационных программ запаздывает по крайней мере на 5–7 или даже 10 и более лет. В частности, с явным опозданием стартовали программы модернизации индийских Mirage 2000 и МиГ-29. Между тем именно проекты по модернизации представляются сегодня, в условиях очевидной неспособности ВВС Индии увеличить количество авиационных эскадрилий до 45 из-за бюджетных ограничений и паралича тендерных процедур, оптимальным механизмом наращивания эффективности ВВС Индии. Модернизация имеющихся истребителей позволяет избежать увеличения числа типов самолетов в составе индийских ВВС, которые и так уже отличаются запредельной гетерогенностью парка, умеренна по цене и полностью отвечает политике Make in India («Сделано в Индии»). 

Неторопливость в принятии решений по модернизации ВВС Индии, возможно, является отражением фундаментальных культурных индийских паттернов, а также следствием утяжеления бюрократических после введения механизма закупки вооружений DPP (Defense Procurement Procedure). В нулевые годы, когда индийские ВВС доминировали по всем параметрам над ВВС Пакистана, а количественное превосходство китайских ВВС индийцы компенсировали своим качественным отрывом (обеспеченным в первую очередь именно благодаря быстрым по индийским стандартам темпам реализации проекта Су-30МКИ), такой подход не нес особых военно-политических рисков, но увеличивал возможности по снижению стоимости закупаемой техники. При существовавшем тогда военно-техническом балансе не имелось каких-либо категорических военных императивов форсирования программ по закупке новых типов боевых самолетов и модернизации уже имеющегося парка. В этом смысле отсутствие спешки можно считать вполне рациональным подходом. 

Но в настоящее время ситуация изменилась. Поставки в Пакистан современных версий американских истребителей F-16 и постройка десятков китайско-пакистанских FC-1 сместили соотношение сил между ВВС Индии и ВВС Пакистана из категории «индийское доминирование» в категорию «превосходство». А возможные поставки Пакистану китайских истребителей J-10, а в перспективе и машин квазипятого поколения J-31 вообще могут создать беспрецедентную ситуацию, когда в области air power между Индией и Пакистаном возникнет подобие паритета. 

Еще тревожнее для Индии складывается соотношение с ВВС НОАК. В 90-е и первой половине нулевых годов Китай закупил в России большое количество истребителей Су-27СК/УБК (76 единиц) и 100 истребителей Су-30МКК/МК2, а затем в сжатые сроки построил по лицензии еще 105 Су-27СК. С учетом начала производства нелицензионных копий этих истребителей КНР добилась впечатляющих количественных результатов, но в технологическом отношении эти приобретения находились на уровне начала 80-х годов. Однако в ближайшее время начнутся закупки новейших российских истребителей Су-35, кроме того, КНР реализует национальные проекты истребителей квазипятого поколения. Таким образом, КНР дополнит внушительный количественный отрыв от ВВС Индии еще и ликвидацией качественного отставания. В этих условиях прежняя индийская закупочная модель, при которой только на подготовку контракта уходит 7–10 лет, явно устарела и становится все более неадекватной. 

Все это свидетельствует в пользу необходимости скорейшей активизации проекта модернизации Су-30МКИ, с тем чтобы восстановить технологическое превосходство над китайскими ВВС. Речь идет о воспроизводстве ситуации середины 90-х годов, когда в ответ на массовые закупки Китаем истребителей Су-27/30 Индия ответила проектом Су-30МКИ. Сегодня ответом Индии на китайские Су-35 и J-31 должен стать Sukhoi Super 30. 

ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Выбор конкретного варианта модернизации будет определяться компромиссом между тремя основными параметрами: стоимостью проекта, сроком его реализации и достигаемым в результате модернизации ростом эффективности. Теоретически возможен весьма широкий спектр технических решений. Наиболее консервативное, но одновременно самое быстрое и дешевое решение может предполагать внедрение усовершенствований, которые уже были сделаны на позднейших вариантах семейства Су-30МКИ. Этот самолет является самым ранним представителем семейства, которое в дальнейшем получило свое развитие в малазийской версии Су-30МКМ (2007) и российском Су-30СМ (2011). В рамках этого консервативного подхода можно ожидать интеграции ограниченного числа дополнительных систем самообороны (как это сделано в малазийской версии) и интеграцию новых ракет и умных бомб, которые в обилии разрабатываются в России в ходе реализации Госпрограммы вооружения 2020 и вошли в номенклатуру Су-30СМ. То есть такой консервативный подход, в сущности, может заключаться всего лишь в доведении индийских Су-30МКИ до уровня российских Су-30СМ. 

Наиболее радикальным и глубоким вариантом может стать разработка аналога американского истребителя F-15SЕ Silent Eagle. Такая модификация предполагает замену большей части оборудования самолета, в том числе – и это главное – его бортового радара. В этом случае бортовая РЛС с пассивной фазированной решеткой будет заменена на РЛС с активной фазированной антенной решеткой (AESA). Кроме того, этот радикальный вариант предусматривает изменение конструкции планера с целью уменьшения его радиолокационной заметности. Недостатком такого варианта была бы его дороговизна и длительный срок реализации. 

Наконец, наиболее реалистичным, быстрым, приемлемым по стоимости и в то же время гарантирующим значительный прирост эффективности решением может стать промежуточный вариант, предусматривающий глубокую модернизацию БРЛС Н-011М «Барс» и интеграцию современного индийского и российского электронного, оптического и инфракрасного оборудования без изменения самого планера машины. 

Весьма вероятным может быть вариант поэтапной модернизации, при которой весь парк индийских Су-30МКИ будет разбит на несколько траншей по 50–55 единиц, причем каждый из этих траншей последовательно будет иметь более сложное техническое лицо. О возможности такого подхода говорил в одном из своих интервью генеральный директор НИИП им. Тихомирова (разработчик радара «Барс») Юрий Белый. По его словам, на первом этапе можно будет модернизировать радар «Барс» – увеличить дальность его действия, улучшить разрешающую способность и помехозащищенность, обеспечить применение новых средств вооружения. На более поздних этапах «Барс» будет оборудован антенной с активной фазированной решеткой. Техническое лицо машин первых траншей впоследствии без проблем доводится до эталонного стандарта поздних партий. Такой подход обеспечит быстрое начало работ (то есть загрузку HAL и других предприятий индийской промышленности), эволюционное наращивание возможностей IAF и будет более щадящим для летчиков, которым не придется сталкиваться с квантовым скачком в усложнении модернизированных самолетов. Подобная стратегия уже однажды хорошо зарекомендовала себя при поставках первых 32 Су-30МКИ в 2002–2004 годах. Трансферт осуществлялся тремя партиями по 10,12 и 10 машин, и каждая партия имела свое, каждый раз более продвинутое техническое лицо. После поставки третьей партии самолеты предыдущих двух траншей были доведены до финального стандарта. 

В свое время при создании технического лица Су-30МКИ индийские военные смогли сформулировать поразительно сбалансированные требования, которые, с одной стороны, находились на пределе тогдашних технологических возможностей российского оборонно-промышлнного комплекса, а с другой – были реализуемы в разумные сроки и по приемлемой стоимости. Остается надеяться, что такой же удачный баланс будет найден и в проекте Sukhoi Super 30. 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация