ВЛ / Статьи

США гонятся за российской ракетой «Циркон»

0
25-09-2016, 00:00...
1 061

США гонятся за российской ракетой «Циркон»

Американцы выделили еще 147 млн. долларов на создание гиперзвукового оружия

Министерство обороны США объявило о заключении контракта с американской компанией Lockheed Martin на проведение исследований в рамках прототипа гиперзвукового носителя, сообщили РИА Новости 20 сентября. 

Согласно сообщению ведомства, проект Mach 5 Tactical Boost Glide (TBG) оценен в 147,3 миллиона долларов. Исследования проводит Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) в интересах ВВС США. 

Напомним, в США гиперзвуковые проекты в рамках реализации утвержденной еще Джорджем Бушем-младшим концепции «Быстрого глобального удара» разрабатывали различные ведомства: самолет X-43A — NASA, ракету X-51A — ВВС, аппарат AHW — Сухопутные войска, ракету ArcLight — DARPA и ВМС, планер Falcon HTV-2 — DARPA и ВВС. Причем сроки их появления назывались разные: ракет — к 2018−2020 годам, разведывательных самолетов — к 2030-ому. В июне DARPA официально объявила о том, что в 2017 должна начаться сборка перспективного многоразового гиперзвукового космического беспилотника XS-1, который может выполнять функции ракеты-носителя для доставки полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, а также — разведчика, перехватчика и даже бомбардировщика. Разработки гиперзвуковых носителей активно ведутся также в России и Китае (читайте об этом в материалах «Вашингтон испугался российского объекта „4202"» и «Атомные крейсера переводят на гиперзвук»). 

В открытой печати можно встретить сведения о том, что первоначально программой TBG занималась компания Raytheon. В 2015 году сумма контракта оценивалась в 19 млн. долларов, но затем к работе подключился концерн Lockheed Martin, после чего цена контракта возросла до 25 млн. 

Сроки и спецификация работ по проекту Tactical Boost Glide не уточняются, но известно, что в данной программе используются технологии, которые отрабатывались на проекте Hypersonic Technology Vehicle 2 (HTV-2), а также — что TBG предполагает создание гиперзвукового средства доставки полезной нагрузки не только воздушного, но и наземного базирования. По некоторым данным дальность поражения такого блока — 1,5 тысяч км. 

Отметим, что испытания аппарата HTV-2 проводились три раза. Первый полет состоялся 20 апреля 2010 года: HTV-2 стартовал с базы ВВС США «Ванденберг» с помощью ракеты-носителя Minotaur IV. Согласно официальным данным, тогда ракета-носитель разогнала аппарат до скорости 20 чисел Маха (число Маха — 1,1−1,2 тыс. км/час), но затем связь с ним была утеряна, предположительно нарушилась стабилизация аппарата, и он разрушился в более плотных слоях атмосферы. Второй полет — 11 августа 2011 года: аппарат перешел к планированию в штатном режиме, но затем начался разогрев оболочки с последующей потерей стабильности полета. Однако 17 ноября 2011 года прошли еще одни испытания, где были совмещены наработки по HTV-2 и проекту AHW (Advanced Hypersonic Weapon), и на сей раз успешные — цель на полигоне Reagan Test Site на атолле Кваджалейн была поражена (расстояние от полигона Pacific Missile Range на Гавайях до полигона Reagan Test Site — 3,7 тысяч км). Боевой блок после отделения от ракеты-носителя, а затем — от ракетного ускорителя AHW, как и хотел Пентагон, скользил в атмосфере на гиперзвуке. 

Однако программа Tactical Boost Glide, судя по всему, предполагает запуск боевого блока не с помощью ракеты-носителя, а с самолета. А, как известно, испытания ракеты Х-51А с бомбардировщика B-52 в 2010 и 2011 годах сложно назвать удачными — из-за проблем с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Но, возможно, американцам удалось за эти годы его «перебрать». Скажем, в России уже анонсировали принятие на вооружение к 2020 году гиперзвуковых крылатых ракет «Циркон», испытания которых уже проводятся на наземном стартовом комплексе. По некоторым данным, дальность действия ракеты — до 1 тысячи км. 


Американская программа по созданию гиперзвуковых средств воздушного базирования — это, прежде всего, проект отработки технологий, которые затем могут быть использованы и в средствах наземного базирования, и в средствах управления боеголовками носителей различного класса, отмечает член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. 

— Надо сказать, что таких проектов в Соединенных Штатах достаточно много — AHW (Advanced Hypersonic Weapon, боевой блок), FALCON (Force Application and Launch from the CONtinental US: в рамках программы дважды испытывался аппарат HTV-2 с использованием ракеты-носителя Minotaur IV — «СП»), бумажный проект по созданию гиперзвукового двухдвигательного самолета-разведчика SR-72 и др. Но на самом деле пока разработки воздушного или наземного базирования, которую можно было бы назвать предсерийным образцом, нет ни у кого, и у американцев в том числе. 

«СП»: — Одно дело блоки, развивающие гиперзвуковую скорость, другое — крылатые ракеты с такими скоростями. Однако, например, было объявлено о намерениях сделать российско-индийскую крылатую «БраМос» в гиперзвуком варианте, и это при том, что сейчас она развивает скорость в 3 М… 

— Считается, что гиперзвуковые системы оружия должны достигать скорости 4−5, а лучше — 5−6 Махов, однако это никакими документами официально не установлено. Но надо понимать, что и в настоящее время у нас достаточно средств, развивающих гиперзвуковую скорость — бронебойные подкалиберные снаряды, боевые части МБР на конечном участке полета и т. д. 

Другое дело, что есть желание сделать полет с такой скоростью управляемым и на достаточно большие дальности. Некоторые технологии проработки потенциальных гиперзвуковых средств существуют. Например, технология термостойкого покрытия практически опробована на боевых частях МБР и на спускаемых космических аппаратах. Вроде бы она работает. Дальше — вопрос с двигателем, который смог бы разогнать тот или иной аппарат до гиперзвука. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель — одна из конструкций, которая может это делать, но и здесь много вопросов, поскольку ПВРД работает только на глубоко сверхзвуковых скоростях. Сейчас вроде бы в России создали прорывную технологию, но вполне возможно, что и за рубежом идут по этому пути (американские Х-51А ракеты в рамках программы NAI WaveRider (США) оснащены как раз ГПВРД — «СП»). 

Если говорить о ракетном двигателе без использования внешнего воздуха, то сразу же возникает вопрос дальности. Еще один из ключевых моментов — это управление, а как показывает практика, аэродинамическими поверхностями весьма проблематично управлять на высоких скоростях. Есть и более «мелкие» проблемы — поддержание связи на таких скоростях, когда аппарат идет, по сути, в плазменном коконе и т. п.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация