ВЛ / Статьи

Русские уже пришли: страхи НАТО на небе, земле и на море

+1
16-09-2016, 09:50...
1 460


В последнее время все чаще приходится слышать заявления российского военного ведомства, которые традиционно начинаются словами: «Минобороны России опровергло обвинения...» Далее обычно идет страна — Болгария, Литва, Эстония, Великобритания и т.д. — в зависимости от того, какая из них обвиняет Россию в нарушении своего приграничного воздушного пространства. Правда, на следующий же день после обмена положенными дипломатическими реверансами шумиха, поднятая под лозунгом «Русские идут!», затихает. До следующего инцидента. Никаких серьезных дипломатических последствий все это не имеет. 

Вот недавний пример: министр обороны Болгарии Николай Ненчев в эфире телеканала NovaTV заявил, что за месяц российские военные самолеты десять раз с выключенными транспондерами входили в «болгарскую зону ответственности» в воздушном пространстве НАТО. Он назвал это «провокацией в отношении Болгарии и ее ВВС». По словам Ненчева, Болгария потребовала объяснения нарушений у Москвы, отметив, что принимает «превентивные меры». В ответ официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что в нашем военном ведомстве из заявлений министра обороны Болгарии «с нескрываемым удивлением» узнали о нарушениях.

«Прежде всего, — сказал Конашенков, — хотелось бы пояснений, и не только нам, от господина министра, насколько далеко от воздушных границ Болгарии простираются границы воображаемой им зоны ответственности воздушного пространства НАТО?» Он отметил, что российские военные самолеты действительно в плановом режиме регулярно выполняют полеты над акваторией Черного моря. При этом маршруты их полета пролегают в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами и только с включенными транспондерами. 

При этом Конашенков отметил, что «на сегодняшний день ни одного обращения в адрес российской стороны со стороны Минобороны Болгарии не было. Так что, прежде чем заявлять на телекамеру о принимаемых болгарским военным ведомством «превентивных мерах», рекомендовали бы господину министру для начала проверить доклады своих подчиненных о реальном положении дел». Однако справедливости ради надо признать, что несущественные нарушения реальных воздушных границ как с одной, так и с другой стороны во время тренировочных полетов иногда все же случаются.

Что делать: мы — соседи, живем бок о бок, а в воздухе или на воде пограничный столб не поставишь. Правда, нарушения эти столь незначительны, что и яйца выеденного не стоят. Тем более что системы ПВО России или любой из стран НАТО всегда наготове и могут предупредить случайного нарушителя об ошибке. Так что шумиха, которая обычно поднимается западными военными, дипломатами или СМИ, чаще всего имеет конкретную цель — лишний раз выставить Россию агрессором, чтобы затем крупные представители оружейного бизнеса имели возможность заявить: смотрите — сегодня русские летают возле наших границ, а завтра нападут! Мы срочно должны вооружаться, чтобы дать им достойный отпор!.. 

Когда в начале 2000-х ракетоносцы нашей дальней стратегической авиации после долгого, многолетнего перерыва снова начали летать, практически каждый их вылет сопровождался дружными криками западной прессы: нарушили! пересекли границу! В результате российским военным всякий раз приходилось спокойно и методично объяснять: «Самолеты дальней авиации выполняли учебные полеты над международными водами. Подобные полеты выполнялись и выполняются по плану подготовки экипажей дальней авиации. Российская стратегическая (дальняя) авиация будет продолжать осваивать передовые аэродромы базирования, необходимые для обеспечения ее действий».

Короче говоря: да, мы долго не летали, а теперь — летаем и летать будем. Привыкайте. Со временем западным дипломатам, которые поначалу регулярно разражались грозными нотами в адрес России, все чаще приходилось мириться с новой реальностью. Особенно после того, когда их просили предоставить данные объективного контроля, которые зафиксировали нарушения границ российскими самолетами. Этих данных, как правило, не находилось, а потому ответом все чаще оказывалось либо молчание, либо уже более спокойные высказывания типа: «российские военные самолеты часто летают недалеко от границ Норвегии, однако редко залетают так, что оказываются близ территории Шотландии». 


Вот, к примеру, как в мае 2007 года описывала подобные события британская Times: «Во вторник с авиабазы британских ВВС «Лиминг» в Йоркшире были по тревоге подняты два истребителя Tornado из состава сил быстрого реагирования для перехвата двух российских стратегических бомбардировщиков Ту-95, направлявшихся в британское воздушное пространство. Как рассказал газете источник в ВВС Великобритании, Tornado страховали два истребителя F-16 ВВС Норвегии. Российские бомбардировщики вылетели с авиабазы близ Мурманска на Кольском полуострове и проследовали далеко на юг. Как заявил пресс- секретарь ВВС Великобритании, комментируя информацию газеты, «русские развернулись, не долетев до британского воздушного пространства».

Британские самолеты вслед за этим вернулись на базу. «Российские самолеты, — сообщил представитель ВВС Кейт Уордлоу, — появились на радарах близ Гебридских островов (в районе Шотландии) во время учений «Воин Нептуна», которые проходили с 22 апреля по 3 мая. Россияне подглядывали за английскими кораблями. Совершенно определенно, что русские подумали, что стоит посмотреть, в чем там дело (на учениях), и, может, даже сделать снимки». 

По словам Уордлоу, последний раз британцы вылетали на перехват советских самолетов еще в годы «холодной войны». Однако во времена «холодной войны» имитация возможного перехвата — это было не главное, для чего самолеты поднимались в небо. Полеты в приграничных территориях, особенно в период усиления конфронтации между странами, решали чаще разведывательные задачи. Уже начиная с 1945 года американские самолеты проводили разведку советских дальневосточных территорий, Камчатки, Берингова пролива, Чукотки и Курильских островов. Несмотря на то что в годы Второй мировой войны США и СССР были союзниками, это не помешало американцам вольготно чувствовать себя в воз пространстве, довольно часто пролетая над советскими военными базами и кораблями.

Открыто выступать друг против друга ни США, ни СССР не могли, поэтому все противостояние и вылилось в «холодную войну». На протяжении всех этих лет американцы проводили широкомасштабную разведдеятельность против Советского Союза, нарушая при этом воздушные, морские и сухопутные границы. Не обошлось и без провокаций. Понятно, что СССР никак не мог позволить проведение подобных действий безнаказанно, поэтому такие провокации зачастую заканчивались локальными сражениями. Преимущественно в воздухе. Первое из них было уже в конце мая 1945 года, когда зенитная артиллерия Тихоокеанского флота обстреляла два американских военных самолета В-24. Инцидент произошел в районе Камчатки. 


Спустя два месяца подобная ситуация повторилась с еще одним американским самолетом Р-38, причем в том же районе. Но поскольку огонь не велся на поражение, то никаких повреждений самолеты не получили. А вот ответили американцы гораздо жестче. В августе 1945 года американские самолеты ВВС обстреляли недалеко от острова Камень Гаврюшкин два советских погранкатера, ранив 14 и убив 8 человек из экипажей. Это были первые реальные жертвы «холодной войны». Более всего свидетельств воздушных боев времен «холодной войны» сохранилось за 50-е годы. Понятно, что точной статистики нет и быть не может, но все-таки некоторые данные даже иногда появлялись в печати.

Так, согласно некоторым источникам, за 10 лет, начиная с 1950 года, американские самолеты 81 раз пытались нарушить советское воздушное пространство, не вернулось из таких полетов 20 боевых машин. Другие источники утверждают, что только за период с 1953 по 1956 год американцы 113 раз нарушали советские воздушные границы. Необходимо отметить, что авиационной разведкой занимались и нейтральные государства. В советской прессе широкую огласку получили два случая с военными самолетами Швеции, которые были сбиты советскими истребителями в 1952 году. Самолеты DC-3 входили в состав шведского подразделения радиоразведки, были оснащены самым современным оборудованием для прослушивания переговоров, проходящих в радиоэфире над советской территорией. У советских границ появлялись также самолеты- разведчики и таких стран, как Великобритания, Иран, ФРГ, Турция.

Не секрет, что каждое сближение в воздухе самолетов потенциальных противников используется обеими сторонами как возможность для обучения своих военных летчиков, проверки боеготовности систем ПВО, демонстрации своих боевых возможностей, а также разведки возможных планов соседа в данном регионе. При этом сами военные, выполняющие эти задачи, как правило, даже не испытывают какой-либо неприязни друг к другу. Летчики, особенно советские, часто рассказывали, как, взлетая на так называемый перехват противника и следуя за ним параллельным курсом, переговаривались со своими иностранными коллегами. 

Те, бывало, называли их по именам, передавали приветы женам или командирам, так же называя всех по имени, чтобы продемонстрировать, насколько глубоко западная разведка осведомлена о положении дел в каждой конкретной части. Расставались, как правило, вполне дружелюбно, помахав друг другу крыльями — так сказать, до следующей встречи. А встречи эти подчас случались весьма непредсказуемо, иногда даже в условиях, максимально приближенных к боевым. 

Вот, к примеру, какую историю рассказал замначальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Наговицын о встрече американских палубных самолетов авианосца «Китти Хок» с его подчиненными — истребителями российских ВВС — в бытность его командования 11-й армией ВВС и ПВО. Событие это произошло в районе Корейского пролива 17 октября 2000 года. В облете американского многоцелевого авианосца «Китти Хок» участвовали два самолета-разведчика Су-24МР и прикрывающее их звено истребителей- перехватчиков Су-27. Для начала следует уточнить: самолеты морской авиации, как нашей, так и американской, довольно часто совершают облеты чужих боевых кораблей, находящихся в нейтральных водах. 


Но эта встреча произошла во время американских военно-морских маневров, которые проходили всего лишь в 300 км от российского побережья, что само по себе нельзя расценить как дружественный акт, именно поэтому действия российской авиации были вполне оправданными. Кроме того, в планах боевой подготовки военно-морских летчиков есть раздел, посвященный отработке приемов преодоления ПВО кораблей. Верхом совершенства здесь считается преодоление ПВО авианосной группировки ВМС США. Удается это сделать крайне редко — надо отдать должное американцам: защиту своих авианосцев они строят грамотно и надежно. 

Однако, как говорится, и на старуху бывает проруха… На сей раз российские Су-24МР выполнили несколько заходов на авианосец, фотографируя все, что происходит на летной палубе. Снимки зафиксировали панику на борту корабля: моряки начали срочно рубить шланги, соединявшие авианосец с танкером, в то время осуществлявшим передачу топлива на борт «Китти Хока».- Истребители F/A-18 удалось поднять в воздух лишь после второго захода российских разведчиков, но Су-27 отвлекающим маневром сразу увели их в сторону от корабля, что позволило самолетам- разведчикам выполнить еще несколько пролетов над совершенно беззащитным с воздуха авианосцем. …Четыре дня спустя наша разведслужба прислала по электронной почте командиру «Китти Хока» фотографии летчиков, мечущихся по палубе, отчаянно пытаясь поднять самолеты в воздух. 

Неудивительно, что действия четверки российских самолетов против авианосца «Китти Хок» на тот момент не вызвали негативной реакции официальных властей США: отношения между двумя странами тогда не были столь натянутыми, как теперь. Сейчас подобные случаи вызывают бурю эмоций и шума, становясь очередным поводом для взаимных обвинений, а также демонстрации силы. Один из самых громких случаев, многократно описанный в прессе, произошел в апреле прошлого года у берегов Крыма, когда российский фронтовой бомбардировщик Су-24 совершил облет эсминца. 14 апреля Пентагон выступил с крайне эмоциональным заявлением, обвинив Россию в нарушении собственных традиций и международных договоров. Упомянуто было, что экипаж «Дональда Кука» после встречи с бомбардировщиком деморализован, в ряде СМИ появилась информация, что 27 американских моряков написали рапорты об увольнении с флота. Что же так напугало экипаж эсминца? 

Дело в том, что «Дональд Кук» — эскадренный миноносец ВМС США четвертого поколения, очень дорогой, суперсовременный и сверхзащищенный. Казалось бы, появление такого корабля в Черном море должно вызывать шок и трепет. Так оно и получилось, только с другой стороны. Прилетевший к «Дональду Куку» российский фронтовой бомбардировщик Су-24 не имел на борту бомб и ракет. Под фюзеляжем висел лишь один контейнер с комплексом радиоэлектронной борьбы «Хибины». Сблизившись с эсминцем, «Хибины» выключили его радар, боевые управляющие цепи, системы передачи данных — короче говоря, выключили всю систему «Иджис», как мы выключаем телевизор нажатием кнопки на пульте. После этого Су-24 сымитировал ракетную атаку на ослепший и оглохший корабль. 

Затем — еще одну и еще… И так — 12 раз подряд. А затем просто улетел. После этой встречи «Дональд Кук» поспешно направился в румынский порт — приводить нервы в порядок. Больше к российским водам он уже не приближался. 

Именно после этого «близкого знакомства» с российским Су-24 более двух десятков членов команды эсминца «Дональд Кук» ВМС США подали рапорты об увольнении. А представитель Пентагона в интервью представителям СМИ назвал действия российского летчика «непозволительными и провокационными». Но кроме этого тихого проявления неудовольствия других, каких-либо громких заявлений на дипломатическом уровне так и не последовало: не нашлось серьезного повода. Обеим сторонам было понятно: и Россия, и США продемонстрировали свои боевые возможности, и у кого они оказались выше — тоже было абсолютно ясно. 

Соперники «прощупали» друг друга — то, что всегда происходит при такого рода встречах. Но дальше «красной черты» заходить не стали, так как дальше — это уже реальные боевые действия, а политического решения на их начало не было. И до тех пор, пока за каждым таким инцидентом не будет стоять чьих-то реальных политических интересов, пока кто-то из правящих политиков не будет заинтересован в обострении ситуации вплоть до военного противостояния, любое опасное сближение возможных противников в воздухе, на земле или на море будет оставаться лишь щекотанием нервов друг друга и демонстрацией своих потенциальных возможностей. 







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация