ВЛ / Статьи / Интересное

Героическая гибель парохода "Ижора"

+5
13-09-2016, 14:32...
3 985

Героическая гибель парохода "Ижора"

1 марта 1942 года одновременно из Рейкьявика и Мурманска вышли полярные конвои PQ-12 и QP-8. Как всем известно, поставки по ленд-лизу союзниками проводились, в том числе, и с помощью арктических конвоев. Им была присвоена литера PQ, так как в Англии оперативным планированием конвоев в СССР ведал офицер флота P.Q. Edwards. Обратные же конвои именовались литерой QP. 

В составе последнего с грузом пиломатериалов шел и лесовоз «Ижора». Старое тихоходное судно с трудом сохраняло свое место в строю и скоро из-за усиления ветра и неисправности двигателя стало отставать. По суровым законам войны ждать «Ижору» не стали и через некоторое время пароходик остался один. 

6 марта 1942 года началась операция военно-морских сил Германии под кодовым названием «Шпортпалас» («Дворец спорта») против союзных караванов судов, направлявшихся в Советский Союз. В море вышла эскадра, состоявшая из трех миноносцев во главе с флагманом - линкором «Тирпиц». Конвой PQ-12 вышел от берегов Исландии со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. Общий состав каравана 14 транспортов, не считая кораблей охранения. Кроме того, этот конвой прикрывал флот метрополии под командованием Джона Товея. 

Позже конвой был замечен экипажем немецкого самолета FW-200. С этого момента время пошло. Последовала команда «фас» и самый мощный немецкий линкор «Тирпиц» вкупе с эсминцами вышел на охоту. 

Но в итоге немецкая эскадра так и не встретила конвой PQ-12, за которым охотилась. Они прошли мимо друг друга на расстоянии 90 миль. К несчастью, «Ижора», нагоняя свой конвой QP-8, напоролась на сам «Тирпиц». Так как добыча была неказиста и, по сути, дешевле стоимости залпа немецкого флагмана, на потопление этого корабля были отправлены эсминцы. 

Лесовоз, видя целую эскадру, не уклонился от боя и не спустил флага. Немцы с эскадренных миноносцев видели женский боевой расчет 37-мм кормового орудия «Ижоры», который вел по ним огонь. Подвиг наших людей заключался не только в этом. По приказу капитана Белова радист вышел в эфир с радиограммой: «gunned gunned Ijora gunned RR de UPEQ 7235 N 1050 E Ijora». Местоположение немецкой эскадры для англичан было раскрыто. 

Об обнаружении «Ижоры» по-военному сухо рассказывает вахтенный журнал немецкого эсминца «Фридрих Ин», сопровождавшего линкор «Тирпиц»: 

«16.45 Великолепная видимость. По курсу 10 градусов эсминец «Ин» обнаружил сильный дымный след. Это сразу же подтвердили эсминцы «Шеманн» и «Z-25». Полным ходом эсминцы идут в этом направлении. Скоро становится видна труба и две мачты парохода, следующего курсом на запад». 

«17.20 Пароход сообщает свои опознавательные данные: «Лесовоз «Ижора», порт приписки Ленинград. Водоизмещение 2815 тонн, идут с грузом». 

«17.25 Пароходу приказано застопорить ход и запрещено использовать радиосвязь. Перед его носом производится предупредительный выстрел снарядом калибра 37 мм. Пароход прекращает движение. У его кормового орудия замечены люди. Орудие направлено в нашу сторону. Пароход дает радиограмму "RR" с указанием своего точного местоположения...». 

Таким образом, капитан «Ижоры» Василий Ильич Белов успел предупредить по радио о пиратском нападении кораблей противника и принял решение вступить в бой. 

Гитлеровцы были в шоке. Маленький пароход не только не спустил флаг и не сохранил радиомолчание - как было приказано, но и принял бой с целой эскадрой... Немцы открыли огонь. Практически, это был расстрел корабля. 

Линкор в бойне не участвовал, его командир Карл Топп воскликнул: "Тирпиц" золотом не стреляет!".  Его беспокоили радиограмма с советского парохода, отправленная накануне гибели, а также огромные клубы дыма и пара, поднимавшиеся к небосводу, выдававшие местонахождение эскадры. 

Согласно немецким данным, по «Ижоре» было выпущено 2 торпеды, 11 выстрелов 150-мм, 43 выстрела орудиями 127-мм, 82 выстрела орудиями 37-мм. Но советский корабль упрямо не тонул. Только после того, как немецкий эсминец сбросил ей под борт 2 глубинные бомбы, она затонула. 

На борту лесовоза было тридцать три члена команды, чей подвиг навсегда останется на страницах истории. Можно только представить ужас этих гражданских моряков, среди которых были женщины и подростки, когда они увидели перед собой огромные, вооружённые до зубов, корабли под немецкими флагами. Можно представить себе степень мужества этих людей, когда они приняли решение нарушить вражеский приказ и предупредить своих товарищей. Но совершенно невозможно представить те адовы муки, которые они приняли перед смертью, когда по судну в течение 45 минут было выпущено 136 снарядов различного калибра, две торпеды и две глубинные бомбы. «Ижора» вся была объята пламенем и паром, что и было зафиксировано на фотокамеру противника. 

Так, 7 марта 1942 года, ценою своих жизней советские моряки спасли два конвоя, на которые целенаправленно шел мощнейший линкор «Тирпиц». Из команды «Ижоры» в тот день спасся только старпом Адаев. Он погиб позже, в немецком концлагере. 

В результате радиограммы «Ижоры» конвой QP-8 увеличил скорость, выходя из опасного квадрата, конвой PQ-12 изменил свой курс, а адмирал Товей расположил свои линейные корабли на опасном направлении для защиты конвоя. Немцы с помощью радиоперехвата их засекли. Командование линкора решило не связываться с эскадрой англичан. Позже на линкор вышли английские торпедоносцы, хотя ни одна из 24 торпед не попала в цель. Пилоты совершили ошибку, начав атаку корабля с кормы и против ветра. Как отмечали сами англичане, пилоты «Альбакоров» были мужественны до отчаяния, но не имели большого боевого опыта и подготовки. Главной угрозе Home Fleeta(Флот метрополии) пришлось свернуть боевую операцию - в таких условиях действовать «Тирпицу» было рискованно. 

Подвиг «Ижоры» описал в романе «Реквием каравану РQ-17» Валентин Пикуль: 

«Фриц Ин» (немецкий эсминец), описав циркуляцию, вдруг поднял сигнал, чтобы все перед ним расступились и не мешали. На полной скорости, выбрасывая из труб пламя и копоть, он пошел прямо на «Ижору». Сближение росло стремительно: «Фриц Ин» целился курсом так, чтобы пройти впритирку с бортом русского лесовоза. Рискованный маневр, но он удался противнику... Когда борта кораблей поравнялись, с эсминца сбросили за корму серию глубинных бомб, поставленных на кратчайшую дистанцию взрыва. Эти бомбы, едва коснувшись воды, сработали. Мощные взрывы, убивающие подлодки насмерть, ударили «Ижору» под самое ее днище, почти выталкивая корабль из моря, и только тогда лесовоз затонул. 

Помните, люди, эту «Ижору»!»




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация