ВЛ / Статьи / Интересное

Крымские Фермопилы: забытый подвиг Брянского полка

+3
10-09-2016, 13:18...
2 084

Крымские Фермопилы: забытый подвиг Брянского полка

История русского оружия полна славных побед и великих свершений. Не раз нашим войскам доводилось сталкиваться с врагом грандиозных боях с участием десятков тысяч солдат. Подобные события становились важнейшими мировыми новостями и их обсуждали в каждом городе, в каждой семье. Но в тени событий мирового масштаба нередко терялись не столь масштабные, но столь же героические трагедии и победы. Одним из таких подвигов стала оборона Ялты во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, когда почти три сотни русских солдат, подобно легендарным спартанцам царя Леонида, противостояли ордам Османской империи. 

Этот бой произошёл в самом конце победоносной войны, 29 июля 1974 года. За месяц до этого великий русский полководец Александр Суворов и генерал Михаил Каменский совместно нанесли турецким войскам сокрушительное поражение в Битве при Козлуджи, близ современного болгарского города Суворово. После этого события османская армия практически перестала существовать и Блистательная Порта запросила о мире, который был подписан 21 июля. 

Но турецкий флот в Чёрном море был всё ещё достаточно силён, а его командующий сераскир Гаджи Али-бей, не терял надежды вернуть полуостров, занятый русской армией, под османское крыло. Вести о подписании мира до сераскира дойти ещё не успели, и 29 июля, через восемь дней после капитуляции Великого визиря, в Крыму началась высадка 30-тысячного морского десанта. 

Для столь крупной высадки крымское побережье подходило мало, но Али-бей хорошо знал особенности своего бывшего владения и повёл флотилию к Алуште. Ещё во время войны командование русской армии было уверено, что попытка десанта турками будет обязательно предпринята, поэтому во всех ключевых точках находились небольшие отряды охранения. В Алуште с этой целью находилось 150 егерей Московского легиона. Они первыми и встретили турецких «освободителей». 

Сераскир знал, что в Алуште находится небольшой гарнизон, и был уверен, что тот отступит вглубь полуострова при появлении столь большого флота. Но вместо этого егеря принялись метким огнём выбивать турецких командиров. Столкнувшись с сопротивлением Али-бей решил, что гарнизону пришло пополнение и противостоит ему куда большая сила, нежели полторы сотни солдат. В связи с этим он отдал приказ разделить флот и большая часть десанта отправилась попутать удачи близ Ялты. Бойцы же Московского легиона шесть часов сдерживали турецкую высадку и отступили лишь после того, как у израсходовали весь боезапас. 

В Ялте также стоял небольшой русский гарнизон, состоявший из двух рот Брянского мушкетёрского полка, что составляло немногим менее двухсот человек. К ним было приписано ещё 11 казаков-разведчиков и две пушки с расчетами. Всего город обороняло 222 солдата. Командовал горсткой храбрецов майор Самойло Салтанов. Конечно больше чем в Алуште, но явно недостаточно для боя с 30-тысячной ордой. 

Как и егеря русские мушкетёры даже не подумали о бегстве. Вместо этого они организовали оборону на Поликуровском холме и принялись обстреливать высаживающегося врага. Добравшийся до берега десант тут же предпринимал попытки ринуться на штурм холма, но мушкетёрские залпы сбрасывали врага вниз по склону. Так продолжалось несколько часов, пока турецких войск не набралось в количестве, достаточном для окружения. 

Бесконечные штурмы не прошли бесследно и для сильно поредевшего русского отряда. Когда стало ясно, что следующий османский штурм сметёт горстку храбрецов с холма майор Салтанов отдал приказал построиться в каре и дать врагу отведать знаменитого русского рукопашного штыкового боя. Немногим более ста человек, с головы до пят испачканные своей и вражьей кровью, ринулись в последнюю атаку. 

Такой «манёвр» отряда Салтыкова янычары просто не ожидали. Вместо того, чтобы сомкнуть ряды и встретить атакующих залповым огнём, они бросились врассыпную. Воспользовавшись ситуацией брянские мушкетёры двинулись к ближайшему лесу, дабы попробовать отступить вглубь Крыма. 

Как только турецкие командиры осознали что случилось, была организована погоня. Остатки ялтинского гарнизона продирались сквозь густой лес, стараясь сохранять боевой порядок. Турки же старались изо всех сил обогнать русский отряд по флангам чтобы вновь замкнуть окружение. Но раз за разом бойцы Салтанова прорывали османские заслоны. Во время одной из стычек погиб и сам майор. Его место занял капитан Михачевский и выжившие продолжили прорываться к своим. 

С наступлением темноты турецкие командиры сдались и приказали прекратить преследование. А оставшиеся защитники Ялты продолжили свой путь на Ак-Мечеть, где стояли основные русские силы. Из 222 бойцов выжило только 17 – капитан Иван Михачевский, подпоручик Матвей Ачкасов, восемь мушкетёров, три канонира и четверо донских казаков. Ни один брянский мушкетёр не дался врагу живым. Спустя пару дней Московский легион разбил основные силы десанта. Во время контратаки отличился подполковник Михаил Голенищев-Кутузов. В тех сражениях он лично вёл в атаку своих гренадёр Московского легиона. Тогда же он лишился и глаза. 

Героическая история обороны Ялты несколько раз появлялась в газетах того времени, но её затмевали события более грандиозные – Сражение при Козлуджи, подписание Кючук-Кайнарджийского мира, уничтожение десанта в Крыму. Россия и мир обсуждали новый порядок на Балканах и в Чёрном море, и история о дерзком подвиге горстки храбрецов быстро забылась, сохранившись лишь в пыльных архивах. 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация