ВЛ / Статьи

Народное просвещение в огромной стране. К 230-летию Сергея Уварова

0
6-09-2016, 05:00...
862

Народное просвещение в огромной стране. К 230-летию Сергея Уварова

О роли личности в истории. Нередко эту фразу относят к «штампам» и считают, что роль личности – нечто притянутое за уши, ибо «дело не в личности, а в коллективном духе и сознании». Однако в российской истории нашлось место и коллективному духу и конкретным персоналиям, благодаря которым страна получала существенный импульс для своего развития. 

В связи с тем, что 2016-2017 учебный год начался с новыми надеждами на эффективную работу нового министра образования, стоит обратить внимание на годовщину со дня рождения человека, при котором такие понятия как «просвещение» и «народное образование» нашли своё важное место в системе ценностей России. Речь идёт о Сергее Семёновиче Уварове, который являлся министром народного просвещения – «рекордсменом». У руля министерства Сергей Уваров находился дольше, чем кто бы то ни было из министров просвещения Российской империи – 15 лет (с 1834 по 1849). Сегодня, 5 сентября, отмечается 230-летие со дня рождения Сергея Семёновича Уварова, человека, внесшего большой вклад в образовательную систему Государства Российского.

Либеральные источники в один голос называют Сергея Уварова чиновником, который, встав во главе министерства народного просвещения, «попытался ограничить образовательную деятельность подготовкой слуг государевых». Другими словами, либеральная общественность ставит в вину министру следующее: просвещение якобы лишалось того, что не было связано с «обслуживанием самодержавия», а именно – «свободомыслия» и «индивидуальности». Одна из стрел критики связана с тем, что Уваров работал в системе, которая позволяла получать высшее образование лишь представителям дворянского сословия России. 

При этом те же либералы явно сознательно отметают два важнейших факта, связанных с деятельностью Сергея Уварова на министерском посту. 
Факт первый: именно при Сергее Уварове термин «народное просвещение» начал воплощаться в реальность, и в стране стала формироваться действенная образовательная система, направленная на обучение представителей различных сословий. Факт второй: Сергей Уваров вступил на свой пост менее чем через 9 лет после восстания декабристов, а потому было бы очень странно, если бы после такого короткого срока с момента осуществления попытки фактически государственного переворота кому-либо из чиновников в стране было позволено делать образовательный акцент на свободомыслии... Такой «суицидальности» для монархии император не мог допустить по определению. 

Мало того, либеральные критические стрелы в адрес Сергея Уварова летят без учёта того факта, что именно при нём министерство народного просвещения начало реализацию политики по отправке лучших российских студентов и преподавателей на стажировку в ведущие европейские университеты. А потому заявления о том, что Уваров «заставлял образование России вариться в собственном соку», не выдерживают никакой критики. Именно при министре народного просвещения Уварове университеты и гимназии Российской империи получают фактически общеевропейский статус, при этом не уходя от концепции «Православие. Самодержавие. Народность». Московский государственный университет во время управления образовательной системой Сергеем Уваровым вырастает в один из лучших университетов Европы. 

А уж заявления о том, что при Уварове университетское образование могли получать только дворяне, выглядит и вовсе странным. Будто бы до назначения Сергея Семёновича в просветительское министерство всё было кардинальным образом иначе. 

Результатом деятельности Сергея Уварова на посту министра народного просвещения стало активное открытие школ с сословной составляющей: приходские школы для детей крестьян и мещан, уездные школы – для купеческих детей и детей зажиточных ремесленников, и для детей дворян – гимназии самого разного уровня. Кто-то заявит, что «это же недемократично», ибо перестала существовать образовательная преемственность. Но ещё раз – нужно же не забывать о каком периоде русской истории идёт речь. Это раз. И два – образование при всех его подводных камнях второй четверти XIX века становилось действительно массовым. Наплыв в приходские школы был таким, что классы с 40-50 учениками становились нормой. Качество такого обучения – вопрос отдельный, но, как говорится, а где «всё и сразу»? 

Из состава образовательной программы приходской школы: закон Божий, чтение, письмо, арифметика. 

Из состава образовательной программы уездной школы: закон Божий, арифметика, геометрия, грамматика, всеобщая и русская география, начальная физика, естествознание. 

Из состава гимназической образовательной программы: математический цикл (алгебра, геометрия, физика), изящные искусства (поэзия, словесность), естественная история (ботаника, зоология), иностранные языки (латынь, немецкий, французский), философия, история, география, гимнастика, музыка, танцы. 

За годы управления министерством народного просвещения Сергеем Уваровым число студентов в российских университетах выросло почти на 25% (с 2750 до 3435). По меркам нынешним такое количество студентов в университетах огромной страны – капля в море. Но это, в конце концов, не наш XXI век, когда и число вузов, и число студентов таково, что правомерно задуматься над вопросом о целесообразности этой «плодовитости», с реальным прогрессом в образовании не имеющей порой ничего общего. 

Образовательная система, развивавшаяся при Сергее Уварове, носила, как бы сейчас сказали, явный патриотический характер, при учёте того, что в те времена термины «патриотизм» и самодержавие» часто синонимизировали. 

Спустя более чем полтора столетия с даты истечения периода истории, когда во главе министерством просвещения стоял Сергей Уваров, можно говорить, что перегибов тоже было немало. Вот только вопрос: а когда и где таких перегибов не было совсем? Главное, чтобы сегодня наши чиновники от образования умели и могли учитывать основные ошибки как далёкого прошлого, так и дня вчерашнего, а также умели и могли привлекать в образовательную систему всё то лучшее, что в ней за годы существования было сделано. В этом, возможно, и заключается суть той главной реформы, без которой наше современное образование не сможет развиваться так, как того хотелось бы, исходя из по-настоящему народных и, конечно же, государственных интересов. 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация