Вежливые люди
ВЛ / Статьи

Сегодня Евгению Павловичу Леонову исполнилось бы 90 лет

2-09-2016, 09:18
...
789

Евгении Павлович ЛеоновЕвгении Павлович Леонов

2 сентября 2016 года известному советскому и российскому актеру театра и кино Евгению Павловичу Леонову исполнилось бы 90 лет. Евгений Леонов был одним из самых любимых актеров советского кино. Его любили практически все, причем как близкого человека, практически родственника. Он не обладал изящным шармом и неповторимым тембром голоса Яковлева, утонченной интеллигентностью Ланового, брутальностью Урбанского или харизмой Ульянова, но его любили таким, каким он был, просто за то, что он — Леонов. 

Работая в кино, он практически не гримировался, даря героям, так полюбившимся зрителям, свою внешность — полную мешковатую фигуру, небольшой рост, круглое лицо с толстыми губами и большим носом, голову со значительной проплешиной, глуховатый хриплый голос, который люди узнавали моментально. Многие поколения зрителей навсегда запомнили этот голос, который он подарил Винни-Пуху в советской серии мультфильмов 1969-1972 годов (интересный факт: чтобы голос актера приобрел больше комичности, его ускорили на 30%). 

Талант Евгения Леонова был в чем-то сродни великому Чаплину, он сумел сыграть в кино множество ролей, пронзительно и ясно изобразив мучительную драму маленького, смешного человека. Леонов несравненно обладал внешностью комика. Но при этом он всегда был больше, чем просто комик, это был большой актер, у которого не было маленьких ролей. Режиссер Андрей Александрович Гончаров так отозвался о нем: «Евгений Леонов был великим русским комиком. А знаете, что такое русский комик. Это обязательно, непременно еще и трагик, в нем должна быть романтическая слеза, звучать интонация трагедии». От гротескного буфетчика в фильме «Полосатый рейс» Евгений Леонов смог подняться до высокой трагедии Тевье-молочника в спектакле «Поминальная молитва» по одноименной пьесе Григория Горина, последнем спектакле с его участием.

Евгений Леонов появился на свет 2 сентября 1926 года в Москве. Он рос в самой обычной московской семье среднего достатка. Его детство прошло в коммунальной квартире, расположенной на Васильевской улице. Здесь семья Леоновых занимала две небольших комнаты. Евгений был вторым ребенком в семье, его брат Николай был старше его на два года. Квартира на Васильевской был вечно полна гостями, здесь то и дело вкривь и вкось стояли раскладушки — в Москву наезжали родственники как близкие, так и дальние. Мама будущего актера Анна Ильинична была доброй и гостеприимной домохозяйкой, поэтому в этой квартире все чувствовали себя легко и свободно, жили здесь весело и дружно. Она всю себя отдавала воспитанию двух сыновей, читала им много книг. 

Как и многие дети тех лет, Евгений Леонов в детстве мечтал стать летчиком. В этом нет ничего необычного, ведь это было время, когда вся страна гордилась бесстрашными советскими соколами: Чкаловым, Байдуковым, Беляковым. Были на то и свои семейные причины — отец Евгения, Павел Васильевич, трудился инженером на авиационном заводе и много рассказывал сыновьям о своей работе, о знаменитых советских конструкторах, о самолетах, так что мальчики, когда вырастут, мечтали стать авиаторами. К слову, Николай Леонов в будущем действительно связал свою жизнь с авиацией. А вот Евгений еще до войны, в младшем школьном возрасте открыл для себя новое увлечение. В пятом классе он стал посещать драматический кружок, в котором дети самостоятельно написали сценарий пьесы и готовили ее постановку. Несмотря на то, что выступление так и не состоялось, занятия в драматическом кружке навсегда запали в душу будущему актеру, привив ему любовь к сцене. 

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Евгений Леонов окончил только 7-й класс. По совету своих родителей мальчик устроился на авиационный завод учеником токаря. Во время войны на этом авиационном заводе трудилась вся семья Леоновых: отец — инженером, мать — табельщицей, а брат Николай — копировальщиком. Осенью 1941 года Евгений сдал экзамены и поступил в Авиационный техникум имени С. Орджоникидзе. Обучаясь в техникуме, Леонов принимал активное участие в художественной самодеятельности, выступал на многочисленных студенческих вечерах. Сам актер позднее рассказывал: «Я помню, что именно тогда выучил и рассказывал «Монтера» Зощенко, подготовил «В купальне» Чехова, очень любил Есенина, Блока, читал их стихи наизусть на вечерах, и меня называли, как когда-то в школе, «наш артист».

На третьем курсе техникума Евгений Леонов решает поступать на драматическое отделение Московской театральной студии, которой на тот момент руководил известный балетмейстер Большого театра Ростислав Захаров. Окунувшись в новую для себя жизнь, Леонов каждый день с большим удовольствием пропадал в театральной студии с 8 утра до часу ночи. В тот момент очень большое влияние оказал на него Андрей Александрович Гончаров, вернувшийся с фронта и ставший вести их курс. После завершения обучения в 1947 году Евгения Леонова приняли в Московский театр Дзержинского района, где он сыграл роль Кольки в спектакле «Ровесники». Спустя всего год театр расформировали, создав вместо него Московский драматический театр имени Станиславского. Главным режиссером нового театра стал Владимир Федорович Дудин. Молодых актеров, в том числе и Евгения Леонова, приняли в новый театр, однако долгое время им не доверяли играть главных ролей. Так Леонов играл в основном в массовке — колхозника в «Тиши лесов», денщика в «Трех сестрах» и другие эпизодические роли. 

В это первое время работы в театре имени Станиславского Евгений Леонов мастерски изображал различные звуковые эффекты: грохот коляски, шум ветра, цоканье копыт, плеск воды. За эту работу ему была назначена твердая цена — 5 рублей. Как-то раз, сильно устав за время спектакля, молодой актер уснул прямо в гримерке, в это время по улице прогромыхала телега. «Пять рублей проехали», — пробормотал Евгений Леонов, так и не проснувшись. 

Денег, которые Леонов зарабатывал в театре, на жизнь явно не хватало, поэтому он не отказывался от возможностей подработать, снимаясь в основном в массовке. Первые эпизодические роли в кино актер сыграл в 1948-1949 годах в картинах Владимира Немоляева «Счастливый рейс» и «Карандаш на льду». После этих фильмов в 1951 году последовал эпизод в спортивной комедии Владимира Петрова «Спортивная честь», в которой Леонов появился на экране в роли официанта, а в 1954 году в героико-приключенческой картине Владимира Немоляева «Морской охотник», сыграв роль кока.

В середине 1950-х годов в жизни Евгения Леонов произошли значительные перемены, которые касались не только работы в кино и театре, но и личной жизни. В 1955 году Леонов снялся в криминальной драме Иосифа Хейфица «Дело Румянцева», сыграв роль Снегирева, а также в приключенческом фильме Александра Столпера «Дорога» (роль Пашки Еськова). В двух этих фильмах режиссеры доверили ему очень интересные и сложные роли. 

Необходимо отметить, что не смотря на то, что Леонов был актерам, играл в театре и кино, в личной жизни он был достаточно стеснительным человеком, что осложняло его взаимоотношения и знакомство с девушками, он женился довольно поздно, в 31 год. Со своей будущей женой Вандой актер познакомился на гастролях театра Станиславского в Свердловске в 1957 году. По возвращении домой в Москву, актер стал звонить девушке, уговаривая ее приехать, ему это удалось. Ванда приехала в столицу и пришлась по душе родителям актера, после чего Евгений Леонов тут же предложил девушке свои руку и сердце. Однако родители Ванды не были в восторге от предполагаемого брака, так как считали профессию актера бесперспективной и несерьезной. Но в этом вопросе проявился характер Ванды, которая заявила родителям, что все равно выйдет за Леонова. В итоге им пришлось смириться с решением своей дочери, и 16 ноября 1957 года между Евгением Леоновым и Вандой Стойловой был зарегистрирован официальный брак. Уже через 2 года в их семье появился на свет Андрей — единственный сын Евгения Павловича. 

Звездный час в карьере актера Леонова наступил в 1961 году, когда на советские киноэкраны вышла комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс», в этом фильме Евгений сыграл буфетчика Шулейкина, который выдавал себя за укротителя тигров. Исходная ситуация фильма таила в себе огромное количество возможностей для эксцентрической комедии, и авторы картины смогли успешно воспользоваться этим. Комедия получилась очень веселой, насыщенной трюками и динамичной. Евгений Леонов играл в фильме, не боясь откровенного фарса, но в то же время оказался очень трогательным в своем наивном простодушии. Роль буфетчика Шулейкина принесла Леонову поистине всенародную славу, в одно мгновение он стал одним из лучших комедийных актеров СССР. Фильм имел огромный успех у зрителей, заняв в прокате 1961 года первое место. Комедию «Полосатый рейс» в том году посмотрели 32 миллиона человек.

Режиссер Владимир Фетин, который открыл для советского зрителя комедийный талант Евгения Леонова, спустя 3 года предложил актеру драматическую роль в мелодраме «Донская повесть» по рассказам «Шибалково семя» и «Родинка» Михаила Шолохова. Фильм рассказывал о трудной судьбе донского казака Якова Шибалка, который принял произошедшую в стране революцию, и о его трагической любви к женщине, которая не разделяла этих взглядов. Эта киноработа Леонова была высоко оценена — актер получил премию в Индии на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели, а также на Всесоюзном кинофестивале в Киеве. 

Несмотря на успех фильма «Донская повесть», режиссеры продолжали приглашать Евгения Леонова на комедийные роли. Но после этой картины привычные комедийные характеры его персонажей все чаще и чаще стали наполняться трагикомическими красками. Таким, к примеру, стал его Иван Травкин из кинокомедии «Тридцать три». За внешне незамысловатым сюжетом этой картины скрывалась едкая сатира на многие явления советской действительности тех лет. Неслучайно фильм был объявлен «идеологически вредным», его просто «положили на полку», 25 лет фильм был запрещен и все это время все-таки появлялся иногда на экране. Затем последовали новые актерские работы в кино. Леонов снялся в дебютной комедии Виктора Мережко «Зареченские женихи» (сват Коротейка), лирической драме «Фокусник» (Рассомахин) Петра Тодоровского, сказке «Снежная королева» (король) Геннадия Казанского, киноромане «Виринея» (Михайло) Владимира Фетина и других. Очень хорошую роль солдата, который будто бы сошел со страниц русских сказок, Леонов сыграл в трагикомедии Георгия Данелии «Не горюй!» в 1969 году. 

Драматический талант Леонова проявлялся и на сцене театра. В 1966 году актер поразил зрителей точно выдержанным по стилю и мастерским исполнением роли царя-тирана Креонта в спектакле «Антигона», который был поставлен Борисом Львовым-Анохиным. Когда режиссер пригласил Евгения Леонова на эту роль, многие восприняли такой выбор отрицательно: «Леонов и Креонт? Да вы с ума сошли!». Но спектакль состоялся и имел большой успех у зрителя и критиков.

В 1970-е годы актер сыграл свои самые значимые и заметные роли в кино, большинство фильмов этих лет с его участием попали в золотой фонд отечественного кинематографа. Очень важно, что картины эти были совершенно разными по содержанию и жанрам. Так в 1970 году Леонов снялся в киноповести «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова. По сюжету фильма, на похороны видного военачальника собрались его бывшие фронтовые друзья — представители самых разных профессий: бухгалтер, журналист, простой слесарь и директор завода. Наиболее ярким и трагичным моментом фильма стал его финал, когда друзья собираются вместе в доме бывшей медсестры и исполняют замечательную песню Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон»). Удивительно, но и эта картина оказалась не по душе цензорам, пролежав на полке в течение двух лет. И лишь когда на фестивале в Карловых Варах фильм «Белорусский вокзал» получил почетный приз, ее выпустили на широкий экран в Советском Союзе. 

Совершенно другую роль актер сыграл в эксцентрической комедии «Джентльмены удачи» Александра Серого. В этом фильме Евгению Леонову достались сразу две главных роли — директора детского сада Евгения Ивановича Трошкина и жестокого вора по кличке Доцент. По заданию милиции Трошкин должен был на время перевоплотиться в Доцента. Для того чтобы сыграть эту роль более убедительно Леонов специальной посещал Бутырскую тюрьму, где смотрел в глазок камеры, изучая быт и поведение заключенных. Наблюдения актера, его мастерство и талант помогли воссоздать на экране незабываемые персонажи. На глазах у зрителя актер мгновенно перевоплощался из трогательного директора детсада в жестокого рецидивиста. Картина «Джентльмены удачи» вышла на советские экраны в 1972 году, мгновенно полюбившись зрителям. Фразы, изречения и афоризмы из этой картины мгновенно стали крылатыми и известными: «пасть порву», «редиска — нехороший человек». В том же году состоялось еще одно значимое событие в жизни Евгения Павловича Леонова — он стал народным артистом РСФСР. 

Необходимо отметить, что Леонов очень много снимался у Георгия Данелии: картины «Тридцать три», «Не горюй!», «Афоня» «Мимино», «Осенний марафон», а также те же самые «Джентльмены удачи», где Данелия являлся автором сценария. Для этого великого советского режиссера Евгений Леонов был настоящим талисманом, а их творческий союз оставил нам богатое культурное наследие.

В 1978 году режиссер Марк Захаров пригласил Леонова на роль короля в свою картину «Обыкновенное чудо». Это была экранизация одноименной пьесы Евгения Шварца. Роль для Леонова, который привык играть добросердечных персонажей, была несколько необычна, но актер справился, сумев создать на экране незабываемого персонажа — Короля-тирана, наполнив его вместе с тем необычайной иронией и трогательностью. В том же 1978 году Евгению Павловичу было присвоено звание народного артиста СССР. Когда обсуждался вопрос о присвоении Леонову этого высокого звания, кто-то заявил: «А разве Леонов не народный? Да что вы! Проверьте, он уже давно народный». И действительно, народные любовь и слава на много лет опередили официальное признание заслуг и талантов актера со стороны государства. 

Начало 1980-х годов ознаменовалось для Евгения Леонова двумя новыми работами в кино. В комедии «За спичками» Леонида Гайдая он сыграл финского крестьянина Ихалайнена, а в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово» Эльдара Рязанова — актера провинциального театра Бубенцова. Зрители встретили оба этих фильма с любимым актером очень тепло. Фильм «За спичками», хотя и был несколько слабее предыдущих работ Леонида Гайдая, неизменно пользовался любовью зрителей. Если же говорить о картине «О бедном гусаре замолвите слово», то эта лента стала классической отечественного киноискусства. 

Еще одной значимой киноработой 1980-х годов стала комедия Георгия Данелии «Кин-дза-дза». На роль чатланина Уэфа в этой работе режиссер пригласил Леонова в середине 1980-х годов. Съемки фильма шли с большим трудом, так как проходили в пустыне Каракумы, в мягко говоря неблагоприятных погодных и климатических условиях. При температуре воздуха +50-60 градусов по Цельсию снимать можно было лишь в утренние и вечерние часы. В 1986 году комедия вышла на советские экраны. Первоначально большая часть зрителей (особенно представители старшего поколения) не приняли ее, но со временем данный фильм приобрел статус культового, пополнив список ярких работ и Георгия Данелия, и Евгения Леонова.

Все это время актер не переставал играть в театре. Работе на театральной сцене Евгений Леонов отдавал всего себя. За все это время им не было сорвано ни одного спектакля. Евгений Павлович выходил на сцену даже тогда, когда болел воспалением легких, а температура у него была под сорок. Летом 1988 года, когда театр Ленком находился на гастролях в Германии в Гамбурге, с Евгением Леоновым произошло страшное несчастье. Во время гастролей в результате обширного инфаркта актер пережил клиническую смерть. В Германии он перенес операцию коронарного шунтирования, находился в коме 16 суток. Все эти дни и ночи рядом с ним были его жена и сын. А спустя всего 4 месяца после произошедшего он уже репетировал главную роль Тевье-молочника в новом спектакле «Поминальная молитва». Премьера спектакля состоялась в 1989 году. После премьеры толпы восхищенных зрителей шли к сцене, неся охапки цветов Леонову. 

В 1990-е годы актер снимался в кино очень редко. Во-первых, сказывалась перенесенная операция и клиническая смерть, все это не могло пройти бесследно, у Леонова были проблемы со здоровьем. Но основной причиной все же был общий развал отечественной киноиндустрии. В начале 1990-х годов актер снялся лишь в небольшой роли сторожа посольства в комедии Георгия Данелии «Паспорт», а также сыграл Якова Алексеевича в фильме «Настя». Наконец в 1993 году он сыграл главную роль в комедийном фильме Ивана Щеголева «Американский дедушка», это была его последняя работа в кино. 

Евгений Павлович Леонов ушел из жизни 29 января 1994 года, ему было 67 лет. Он умер мгновенно, как потом сказали врачи, из-за отрыва тромба. Актер умер, собираясь на спектакль «Поминальная молитва». Когда собравшимся в театре зрителям объявили, что спектакль не состоится из-за смерти Евгения Леонова, ни один из них не сдал своего билета. Из ближайшего храма были принесены свечи, народ весь вечер простоял с ними у здания театра. На похороны актера, которые состоялись в Москве на Новодевичьем кладбище, пришли тысячи поклонников его таланта.

Спустя четыре года после смерти актера, в 1998 году писатель-сатирик и драматург Григорий Горин отмечал: «Многие и сейчас не верят в смерть Евгения Леонова. Смерть актеров вообще стала понятием ирреальным. Если звучит голос, если лицо чуть ли не каждую неделю показывают на телеэкране, если фотографии глядят с обложек книг… При чем тогда тут смерть? Лучше всего эту нелепицу отметил мальчик у нас во дворе. Ему было лет 6, он играл в песочнице. Его товарищ, старше года на два, сообщил ему услышанное известие: «Винни-Пух умер!» — «Врешь! — спокойно сказал мальчик. — Винни-Пух не умер. Он сегодня вечером идет в гости!». 

Показательно, что памятники, которые связаны с Евгением Леоновым, по большей части посвящены персонажам, сыгранным актером. Так в Москве на Мосфильмовской улице был установлен отлитый в бронзе заведующий детским садом Трошкин (Доцент) из комедии «Джентльмены удачи». В Московском музее современного искусства зрители могут увидеть памятник героям комедии «Мимино», в том числе и персонажу Евгения Леонова. Скульптура, изображающая штукатура Колю из фильма «Афоня», была установлена в Ярославле. Это лучше всего подтверждает актерский талант и мастерство Леонова, любовь людей к его персонажам. Благодаря богатому актерскому наследию еще не одно поколение зрителей в нашей стране сможет познакомиться и полюбить творчество этого замечательного актера и человека. 




0

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать

   




Наша группа Facebook:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация