ВЛ / Статьи / Интересное

Мёртвые сраму не имут: Герои 13-й погранзаставы

+3
29-08-2016, 10:54...
3 022

Мёртвые сраму не имут: Герои 13-й погранзаставы

Войну ждали - и отчаянно надеялись, что её не будет. К ней лихорадочно готовились - но подготовиться так и не успели: слишком велик был объём стоящих перед нашей страной задач оборонного строительства. Но были среди советских воинов те, кто был готов к неожиданностям всегда. Я говорю о пограничниках. Пограничных войсках НКВД СССР. 

Одной из застав, которая так и не получила приказа на отход, была дислоцировавшаяся у села Скоморохи под городом Сокаль Львовской области 13-я погранзастава 4-й комендатуры Владимир-Волынского погранотряда, которой командовал лейтенант Алексей Лопатин. 59 бойцов-пограничников и три командира: сам лейтенант, заместитель лейтенант Григорий Погорелов и замполит младший политрук Павел Гласов. На всех - два «Максима», полдюжины «Дегтярей», несколько совсем недавно полученных ППД и добрые старые трёхлинейки, плюс изрядный запас патронов и гранат. 

Пограничникам повезло: здание заставы, старый польский фольварк, было добротным, кирпичным, со стенами метровой толщины. Туда сразу собрали женщин и детей, там укладывали и раненых. 

Первым делом надо было заблокировать мост через Буг: во-первых, затруднить немцам переправу, а во-вторых - мост нужен был для решительного разгрома врага на его территории частями 124-й стрелковой дивизии. Ну, так планировалось... 

Мост оседлали 15 пограничников во главе с заместителем начальника заставы лейтенантом Погореловым. К вечеру первого дня на заставу вернулся один: раненый пограничник Давыдов. Он полз за помощью, но стал свидетелем последнего боя защитников моста: не сумев пройти по мосту, гитлеровцы переправились выше и ниже по течению, окружили группу Погорелова, и после нескольких взрывов гранат стрельба прекратилась. 

Примерно тогда же на заставу вернулся посланный в штаб отряда за подкреплением (или приказаниями) пограничник Перепечкин. Пробиться к своим не удалось ни по одной дороге; немцы плотно окружили заставу и устремились на восток. 

Штаб отряда тоже не смог связаться с 13-й заставой; остатки уцелевшего личного состава (к 18:00 из каждых пяти пограничников участка в наличии был лишь один) комендант участка капитан Бершадский в ночь на 23 июня вывел в район Горохова, и они присоединились к той самой 124-й дивизии. 

На 13-й заставе, конечно, и представить не могли всей сложности обстановки. Думали, что за женщинами, детьми и ранеными прилетят самолёты - и обозначили на ближайшем лугу посадочную полосу. Но помощи не было. Как не было и приказов, отменивших бы обязанность охранять и оборонять границу. И они обороняли. 

После второго дня войны от укреплений заставы практически ничего не осталось, всё перепахали немецкие пушки и миномёты. Пограничники перешли в здание заставы. Поначалу двухэтажное, оно постепенно стало одноэтажным. Затем и первый этаж стал слишком «дырявым», и защитники заставы спустились в подвал, пробив в нём бойницы по периметру. 

24 июня немцы начали массово бомбить Минск. 26 июня войну Советскому Союзу объявила Финляндия. Немцы захватили мосты через Западную Двину и нацелились на Псков. 27 июня в войну вступила Венгрия. 28 июня на Белорусском вокзале Москвы впервые исполнили «Священную войну». 29 июня немцы окружили оборонявшие Минск войска, начали боевые действия в Заполярье. 


Начальник 13-й заставы Владимир-Волынского погранотряда лейтенант Алексей Лопатин.Начальник 13-й заставы Владимир-Волынского погранотряда лейтенант Алексей Лопатин.На заставе Лопатина ничего этого не знали. Там просто выполняли свой долг. К исходу первой недели войны стало очевидно: женщин и детей, а, желательно, и раненых с заставы надо вывести. Глухой ночью пограничники в главе со своим начальником вышли с заставы.  Прошли около километра, убедились в безопасности дальнейшего пути, и попрощались: путь продолжили дети и жёны погибших Гласова и Погорелова, бабушка и жена Лопатина Анфиса с двумя сыновьями, младшему из которых было всего три месяца, и несколько раненых бойцов. 

А способные держать оружие во главе с лейтенантом Лопатиным вернулись на заставу. 30 июня немцы вошли во Львов, 1 июля в войну вступили румыны - а над 13-й заставой всё ещё висел красный флаг, и десять оставшихся в живых пограничников продолжали неравный бой. 

2 июля немцы, видимо, воспользовались услугами сапёров и взорвали остатки здания заставы, похоронив защитников под обломками. Впрочем, есть версия, что они подтянули тяжёлую артиллерию и устроили последний яростный обстрел. 

А третьего июля чудом выжившие, раненые и контуженные пограничники Иван Котов и Ефим Галченков выбрались из руин. О последних днях обороны 13-й заставы известно благодаря им и жителям Скоморохов, видевших красный флаг над заставой до 2 июля. 

18 декабря 1957 года Алексею Васильевичу Лопатину было присвоено звание Героя Советского Союза.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация