ВЛ / Статьи

Российские вооруженные силы в Камрани: неспешное возвращение

+2
26-08-2016, 00:00...
1 470

Российские вооруженные силы в Камрани: неспешное возвращение

В последнее время вооруженные силы Российской Федерации получили возможность использования нескольких зарубежных военных баз. Новые аэродромы, доступные российским войскам, появились в Сирии и в Иране, и используются в ходе операции по борьбе с террористами на сирийской территории. В обозримом будущем, как стало известно не так давно, российская армия может получить возможность использования других военных баз на территории зарубежных стран. В этом контексте, в первую очередь, интерес представляет возможное возобновление полноценного использования базы Камрань во Вьетнаме. 

В течение нескольких последних лет на разных уровнях неоднократно обсуждался вопрос возможного возвращения российских военных во Вьетнам, однако до сих пор подобное сотрудничество двух стран имело весьма ограниченные масштабы. В будущем возможно расширение сотрудничества, вплоть до выхода на уровень, характерный для прошлых десятилетий. В последние несколько дней возможность нового создания полноценной российской базы в Камрани вновь стала поводом для активных обсуждений. 

Очередные обсуждения актуальной темы начались после интервью с бывшим главкомом ВВС России Петром Дейнекиным, опубликованного информагентством РИА Новости 12 августа. Отвечая на вопросы прессы, экс-командующий ВВС прокомментировал текущее состояние Воздушно-космических сил и успехи этого вида вооруженных сил, а также рассказал о некоторых его перспективах. Среди прочих тем, был затронут вопрос развертывания зарубежных баз.

П. Дейнекин рассказал, что параллельно с перевооружением военной авиации и созданием новых проектов авиационной техники проводится восстановление аэродромной сети. Требуемые для авиации объекты появляются не только в арктических районах страны, но и за ее пределами. Восстановление баз ведется в Сирии, на островах Тихого океана и во Вьетнаме. При этом, однако, бывший главком ВВС не огласил никаких подробностей о восстановлении аэродромов на территории зарубежных государств. 

Заявления П. Дейнекина стали поводом для возобновления рассмотрения и обсуждений возможного возвращения на вьетнамскую базу Камрань. Ранее Советский Союз, а затем и Россия в течение длительного времени пользовалась объектами на вьетнамской территории, на которых были развернуты различные подразделения и части вооруженных сил. В дальнейшем, в силу некоторых причин, российским военным пришлось отказаться от существующей базы и вывести с нее войска. После этого начались регулярные обсуждения возможного возвращения. 

Напомним, соглашение о создании в порту г. Камрань пункта материально-технического обеспечения для военно-морского флота СССР было подписано в мае 1979 года. Изначально договор подразумевал безвозмездную 25-летнюю аренду объектов, но предусматривал возможность продления сроков их использования. В течение нескольких лет советские специалисты занимались строительством и развертыванием новых объектов, результатом чего стало появление крупнейшей зарубежной базы отечественных вооруженных сил. Общая площадь базы достигала 100 кв.км. 

В соответствии с договором и возможностями реконструированного порта, в Камрани могло находиться до 10 надводных кораблей, до 8 подлодок и плавбаза для них, а также до шести иных судов вспомогательного назначения. Расположенный рядом с портом аэродром мог использоваться для размещения 16 бомбардировщиков-ракетоносцев, 9 самолетов-разведчиков и 3 военно-транспортных самолетов. По договоренности сторон допустимая численность техники того или иного класса могла быть увеличена. 

Со временем было решено сделать пункт материально-технического обеспечения полноценной базой. Это решение, прежде всего, было связано с началом базирования 17-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота. Задачи порта, однако, остались без изменений. База предназначалась для дозаправки и снабжения кораблей всеми необходимыми припасами, для обеспечения стоянки в ожидании выхода в море и т.д. в целях обеспечения дежурства сил флота в Тихом и Индийском океанах. 

Также на аэродроме Камрань был размещен 169-й гвардейский отдельный смешанный авиаполк морской авиации Тихоокеанского флота. В составе этого полка имелось три эскадрильи, имевших на вооружении ракетоносцы с противокорабельными ракетами, самолеты-разведчики, противолодочные самолеты, истребители и военно-транспортные машины. Также имелся вертолетный отряд. 

Полноценная эксплуатация военно-морской базы и аэродрома при ней продолжалась до начала девяностых годов. После этого экономические трудности заставили изменить взгляды на использование вьетнамских объектов. До начала двухтысячных годов в Камрани оставались российские военнослужащие, отвечавшие за эксплуатацию имевшихся объектов. Одновременно с этим база не использовалась по прямому назначению, поскольку ВМФ России уже не имел возможности осуществления постоянного дежурства в южных районах Тихого океана и в акваториях Индийского. 

В 2001 году вопрос о дальнейшей судьбе базы ВМФ в Камрани был решен. Ввиду невозможности полноценной ее эксплуатации российское командование решило не продлевать договор об аренде. К середине 2002 года весь личный состав базы был вывезен в Россию, а объекты переданы вьетнамской стороне. В дальнейшем Вьетнам реконструировал некоторые объекты. К примеру, бывший аэродром военной базы теперь является международным аэропортом. 

После закрытия военной базы российское руководство неоднократно утверждало, что в прежнем качестве Камрань не представляет интереса для наших вооруженных сил. В то же время, рассматривалась возможность использования сохранившегося пункта материально-технического обеспечения в интересах флота. 

В течение нескольких последних лет появился повод для прогнозов о возможном возобновлении существования базы Камрань. С 2013 года российские и вьетнамские официальные лица сделали несколько заявлений, касающихся военно-технического сотрудничества в целом и бывшей базы в частности. Москва и Ханой заинтересованы в продолжении взаимовыгодного сотрудничества, которое, среди прочего, может касаться и использования объектов военной инфраструктуры. 

Первым поводом для появления прогнозов о скором возвращении России в Камрань, появившимся в последние годы, стал пакет соглашений, подписанный странами в ноябре 2013 года. В соответствии с новыми договорами, Россия должна была поставить Вьетнаму несколько дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка». Кроме того, совместными усилиями двух стран следовало развернуть в порту Камрань базу для обслуживания такой техники. Подобная новость, по ряду причин, была воспринята в качестве намека на возможное полноценное возвращение российского флота на вьетнамскую базу. 

Примерно через год появились реальные решения, оговаривавшие совместное использование существующих объектов. Во время визита вьетнамской делегации в Россию были установлены нормы использования порта Камрань российскими военными кораблями. В рамках расширения сотрудничества было решено упростить порядок захода российских кораблей во вьетнамский порт. Возвращаясь со службы в Мировом океане, они могут лишь предварительно уведомлять руководство порта о планируемом заходе. 

С конца 2014 года международный аэропорт Камрань стал аэродромом подскока для российских самолетов-заправщиков Ил-78, задачей которых было обеспечение боевого дежурства ракетоносцев Ту-95МС. Любопытно, что операция по переброске «танкеров» с последующей дозаправкой бомбардировщиков подверглась критике со стороны руководства третьих стран, имеющих свои интересы в Юго-Восточной Азии. 

Наиболее интересные заявления, касающиеся возможного восстановления российской базы, прозвучали в мае этого года. Посол Вьетнама Нгуен Тхань Шон заявил, что официальный Ханой не возражает против возвращения России на базу Камрань. Вьетнамская сторона полностью одобряет подобное сотрудничество, однако лишь в случае, если оно не направлено против других стран. Посол также напомнил, что вьетнамская политика заключается в отказе от сотрудничества с другими странами или вступления в военные союзы, если в этом случае речь идет о противостоянии кому-либо. Одновременно с этим вьетнамское руководство заинтересовано в развитии военно-технического сотрудничества с Россией. 

В случае появления нового договора о полноценном использовании базы Камрань в тех же целях, что и ранее, российские вооруженные силы получат очевидную выгоду. Прежде всего, появится возможность выполнять обслуживание кораблей, подлодок и самолетов, несущих дежурство в южной части Тихого океана и во всех районах Индийского, что серьезно расширит районы постоянного присутствия ВМФ и ВКС России с понятными стратегическими результатами. С учетом растущей напряженности на Тихом океане и текущих планов стран региона подобные возможности флота и Воздушно-космических сил обязательно найдут применение. 

Интересно, что сама возможность возвращения российских военных на базу Камрань становится для критики со стороны зарубежных государств. Так, прошлой весной полеты российских бомбардировщиков и самолетов-заправщиков, использовавших аэропорт Камрань, вызвали недружелюбную реакцию со стороны Соединенных Штатов. Командующий силами США на Тихом океане генерал Винсент Брукс назвал полеты самолетов Ту-95МС провокационными. Кроме того, отмечалось, что повышенная активность российской авиации в районе американских баз на о. Гуам наблюдается с момента присоединения Крыма к России весной 2014 года. 

Американское командование восприняло полеты российских бомбардировщиков в качестве недружественного шага, способного привести к усложнению обстановки в регионе. По этой причине Вашингтон отправил Ханою запрос о гарантиях неиспользования Россией вьетнамских объектов в целях, способных ухудшить военно-политическую обстановку в Юго-Восточной Азии. Как показали дальнейшие события, Вьетнам предпочел продолжать сотрудничество с Россией, не обращая внимания на претензии других стран. 

Благодаря ряду документов, подписанных Россией и Вьетнамом в последние годы, российские вооруженные силы имеют возможность ограниченного использования инфраструктуры бывшей базы Камрань. Существующие объекты могут использоваться в качестве пункта материально-технического обеспечения флота, а также в интересах дальней авиации. При этом, однако, постоянное базирование определенной группировки кораблей, подлодок и самолетов, как это было ранее, соглашениями не предусматривается. Тем не менее, и в существующем виде сотрудничество двух стран позволяет решать имеющиеся задачи. 

Имеющиеся тенденции, проявляющиеся в последние годы, позволяют предполагать, что в обозримом будущем российско-вьетнамское сотрудничество в военной сфере получит развитие. Одним из путей такого развития может стать расширение прав российских вооруженных сил на использование объектов бывшей базы Камрань. Вполне возможно, что в течение нескольких следующих лет появится возможность базирования кораблей и самолетов, размещения определенного количества личного состава и т.д. 

Экономические проблемы начала девяностых не позволяли продолжать полноценную эксплуатацию базы Камрань, а также ударили по вооруженным силам в целом, что в итоге привело к отказу от продления аренды и вывода гарнизона. Со временем ситуация изменилась, позволив возобновить эксплуатацию имеющихся объектов, хотя и в меньших объемах. Наблюдаемые процессы позволяют смотреть в будущее с определенным оптимизмом. В будущем российские вооруженные силы могут возобновить полноценную эксплуатацию зарубежной базы, что даст им дополнительные возможности в деле демонстрации силы в удаленных регионах. Тем не менее, сроки появления подобных возможностей пока неизвестны.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация