ВЛ / Статьи

Россия: бросок на юг

0
12-08-2016, 03:00...
1 472
 

Россия: бросок на юг

«Каспийский путь» свяжет Петербург с Мумбаи, открыв Европе новое «окно в Азию»

8 августа впервые состоялась трехсторонняя встреча лидеров России, Азербайджана и Ирана. В ходе саммита, организованного российской стороной в Санкт-Петербурге, президент Владимир Путин провел отдельные встречи с лидером Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Ирана Хасаном Рухани.

В центре внимания «каспийской тройки» находились, помимо злободневных вопросов противостояния мировому терроризму, характер и ход реализации крупных совместных экономических проектов. Особая роль среди них отводится транспортному коридору «Север-Юг». Явно заинтересованы руководители трех стран, — что показала проведенная подготовительная работа перед встречей, — и в определении правового статуса Каспийского моря.

Грандиозный транспортный проект запускается Россией, Азербайджаном и Ираном протяженностью более семи тысяч километров, который свяжет напрямую Санкт-Петербург и индийский город Мумбаи. Осуществление давно задуманной идеи материализовалось в значительной степени благодаря отмене западных санкций в отношении Ирана.

По мнению экспертов трех стран, новый маршрут может вполне составить конкуренцию морскому пути через Суэцкий канал, и сопоставим со знаменитым в древности «шелковым путем», экономически объединявшим Китай и Европу.

Показательно, что в начале апреля, по итогам переговоров с главами дипломатических ведомств Азербайджана и Ирана, Российская Федерация договорилась о возведении транспортного пути «Север — Юг» вдоль западного побережью Каспия — из России в Иран, через территорию Азербайджана.

— Это предполагает работу с участием министерств транспорта, — заявил тогда министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, — которые должны посмотреть на технические и финансовые параметры проекта. Это также предполагает взаимодействие по линии таможенных и консульских служб.

Со своей стороны, глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф констатировал одним из главных позитивных моментов достижения соглашения возможное резкое ускорение транзита грузов.

— Мы полагаем, — сообщил г-н Зариф, — что это сотрудничество служит интересам народов Ирана, Азербайджана и России. И, конечно, интересам самого региона.

Основное предназначение транспортного коридора «Север — Юг» включает в себя перевозку грузов Индии, Ирана и других стран Персидского залива на территорию РФ через Каспийское море, а далее — в Северную и Западную Европу.

В настоящее время грузопоток из Индии в направлении европейской части России обеспечивается преимущественно морскими перевозками: из города на Неве грузы идут, огибая всю западную часть Европы через Суэцкий канал, что весьма затратно во временном отношении, — так, маршрут из порта Нава-Шева (Мумбаи) в Москву равен примерно 40 суток.

Новый путь — из Санкт-Петербурга в Москву, затем в Астрахань, Баку и Бендер-Аббас (портовый город на юге Ирана на берегу Персидского залива) в Мумбаи — универсален в том смысле, что задействует в себя использование морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. А это позволит, по расчетам специалистов компании «РЖД Логистик», сократить срок перевозок как минимум в два раза. Есть возможность нарастить оптимизацию срока и до 14 суток.

Еще одно отличительное качество нового пути — он освобождает перевозчиков от необходимости транспортировать грузы через Суэцкий канал, который постоянно перегружен и к тому же непомерно дорог.

…Накануне помощник президента РФ по международным делам Юрий Ушаков заметил, что востребованность формата встречи «три президента каспийских государств» очевидна: три страны-соседки сталкиваются со схожими проблемами, включая глобальный экономический кризис, ситуацию непосредственно у своих границ — в Афганистане и на Ближнем Востоке, и терроризм.

Продолжая транспортную тему, г-н Ушаков добавил, что кабинет министров, помимо заявленного проекта «Север — Юг», будет инициировать обсуждение строительства железнодорожной магистрали Решт (Иран) — Астара (Азербайджан) протяженностью 172 километра.

— Договоренность по проекту «Север — Юг» — это очень важное событие, — считает научный руководитель Высшей школы экономики, доктор экономических наук, профессор Евгений Ясин.

— Во-первых, Азербайджан остается «привязанным» к России, — но не в том смысле, что зависит от нашей страны в нефтяном аспекте; в этом плане он как раз независим. По образу мыслей, отчасти по менталитету, — в том числе и по определенным манерам ведения бизнеса, эта страна по-прежнему нам близка. Объединяющая нас советская культура играет существенную роль в нашем дальнейшем двухстороннем сотрудничестве.

«СП»: — Насколько, на ваш взгляд, может быть активной позиция Ирана в этом совместном проекте?

— Что касается Ирана, то он в течение многих лет, по причине западных санкций, был в изоляции. Естественно, сейчас он ищет все возможные пути для скорейшего выхода из того экономического тупика, который этой изоляцией (и довольно жесткой) был порожден. Для него было затруднительно вести бизнес с западными странами из-за постоянного желания самостоятельно разрабатывать, по одним сведениям, обогащенное топливо для собственной АЭС, а по другим — атомную бомбу. Кстати, и для нас в настоящее время, — вне какой-либо связи с Ираном, — не сняты затруднения для полноценного сотрудничества с Западом, по причине тех же санкций европейских стран.

Не думаю, что похожие проблемы есть у Азербайджана. Но он, что показательно, также крайне заинтересован в участии в этом саммите и реализации всех подписанных договоренностей. В формате «тройки» легче достигать результатов, нежели идти «в одиночку». У Азербайджана важнейшие задачи сейчас — это обеспечение водой всегда страдавших от засухи и нехватки пресной воды своих южных районов. Иран, в свою очередь, тоже ставит амбициозные задачи опреснения каспийской воды. Мощная транспортная магистраль «Север — Юг», безусловно, создаст дополнительные стимулы для этих очень нужных и выгодных, с экономической точки зрения, планов.

— Я бы рассматривал значимость этого проекта в первую очередь с точки зрения притока инвестиций, прежде всего инвестиций в инфраструктуру (в том числе транспортную), которые могут предстать базой, основой для последующего роста экономики, — говорит старший научный сотрудник Института стратегических исследований Николай Трошин.

— Насколько магистраль сможет стать конкурентом Суэцкому каналу, пока, конечно, говорить сложно. В принципе, морские перевозки хотя и занимают больше времени в сравнении с сухопутными, все-таки остаются достаточно конкурентноспособными. Поэтому мировая практика свидетельствует: никто не отказывается от морских путей, зная, что по суше в 2−3 раза быстрее доставляются товары. И здесь говорит еще сам за себя критерий объема: на корабле можно перевезти значительно больше, чем составом по железной дороге.

Но, тем не менее, для России, — особенно ее южной части, — коридор «Север — Юг» важен в том измерении, что транспортная составляющая страны оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Развитая сеть дорог — это не только подвоз готовых товаров, но и — тех же комплектующих между предприятиями; не говоря уже о том, что само строительство новых участков дорожной сети обязательно потребует дополнительной кооперации стран — участников каспийского саммита. Для России, замечу, всегда был перекос в развитии в западную сторону, когда дешевле и просто удобней было поставлять товары в именно западные регионы страны. И инвестиции в основном аккумулировались в западной части СССР, а потом и РФ. Проект же «Север — Юг» делает акцент на южном направлении, — в векторе того региона, развитым которого назвать пока трудно.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация