ВЛ / Статьи

Удар по самому сердцу гитлеровской Германии: неизвестные детали спецоперации

+5
8-08-2016, 09:54...
2 256
 

Ровно 75 лет назад - 8 августа 1941 года была проведена уникальная операция, равных которой военная наука еще не знала. Пятнадцать советских бомбардировщиков впервые с момента вероломного нападения на Советский Союз нанесли ответный удар по самому сердцу гитлеровской Германии.

Психологический удар
 
Продуманное до мелочей нападение на Советский Союз реализовывалось для Гитлера и всего немецкого генералитета как нельзя лучше - германские танки и авиации с первых дней войны продавливали оборону и километр за километр, несмотря на ожесточенное сопротивление, продвигались вглубь СССР. Казалось, о нанесении психологического удара по столице противника не могло идти и речи - сил и средств едва хватало, чтобы сдерживать противника по фронтам.
 
Однако 27 июля 1941 из Ставки Верховного Главнокомандования 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота приходит простой, и в то же время чрезвычайно сложный приказ за подписью Сталина о нанесении бомбового удара по Берлину. Историки отмечают, что целей такого ответа наступающей вглубь СССР Германии было несколько, и не все из них крылись в сугубо материальной плоскости.
 
«Причины, которые озвучиваются в качестве очевидных и понятных, это конечно удар по военным и промышленным объектам Берлина. Но больше, конечно, была психологическая составляющая. Наверняка ведь, Гитлер и в страшном сне себе представить не могу, что противник, которого давят со всей силы сумеет ответить, да еще и столицу.
Сказано - сделано!
 
Созреть на такой план - дело выучки и знаний, а вот осуществить... Трудностей, которые нужно было преодолеть хватало с избытком. Общая дальность полета до цели - 1765 километров, из которых 1400 нужно было лететь над морем. Высота полета - 7000 метров. Адские условия с точки зрения самочувствия летчиков - температура за бортом минус 45 и целых восемь часов «в дороге». Таких вылазок в самое логово противника никто и никогда не выполнял. Не было ни людей, ни талантливых стратегов, способных спланировать подобное.
 
Но, сказано - сделано. Вечером 7 августа один за другим с аэродромов начали взлетать бомбардировщики ДБ-3Ф, снаряженные фугасными подарками для Гитлера самолеты выстраиваются в «ромб» и берут курс на Германию. Поясняя, насколько сложной с точки зрения навигации была задача, авиационные специалисты отмечают, что малейшая погрешность в расчетах и пилотировании могла стоить экипажу жизни.
 
«Это ведь не по спутниковым данным лететь - и маршрут, и скорость и много чего еще просчитывалось по несколько раз, ведь любое отклонение от маршрута могло обернуться тем, что самолету попросту может не хватить топлива. И что тогда делать? Героически умирать, не выполнив поставленную задачу?», - поясняет авиационный инженер Виктор Логинов.

Огонь в сердце Германии
 
Над территорией Германии три звена по пять бомбардировщиков, навьюченных ФАБами впервые попадает в поле зрения германских военных. Ожидалось, что завидев бомбардировщики немцы тотчас начнут вести огонь, но по странному стечению обстоятельств, огня с земли советские летчики так и не дождались. Военные историки объясняют, что группу из пятнадцати бомбардировщиков, летящих ровным строем никто не ждал и более того, саму возможность такого нападения немцы отвергали в принципе.
 
«Единственной попыткой выяснить принадлежность самолетов были запросы по радио, но понятное дело, что летчики молчали», - подчеркивают эксперты. Первым «под раздачу» попал портовый город Штеттин и объекты, расположенные вокруг. Успешно отбомбившись по городу, десять самолетов начинают уходить назад, однако еще пять берут курс на Берлин. Размеренный ритм жизни столицы Третьего Рейха был нарушен взрывом первой же 250-килограммовой бомбы.
 
Израсходовав боезапас радист Василий Коротенко докладывает: «Мое место – Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу». Разрывы бомб и паника среди ночи, сдобренные радиообменом на русском языке «взрывают» ночное небо - германские зенитчики судорожно рассекают небеса прожекторами, а орудия молотят наугад, стараясь задеть участников ночного нападения, однако никакого вреда самолетам зенитные орудия в ту ночь не причинили - снаряды разрывались на высоте не более пяти километров.

С рассветом перед жителями Берлина открылась страшная картина - следы ночного возмездия были видно повсюду, а ошарашенные люди никак не могли понять, кого же все-таки благодарить за такую неслыханную дерзость. Ведомство Геббельса тотчас принялось за работу, и чтобы успокоить жителей вину за ночную бомбардировку решили возложить на... англичан. Это, по мнению историков, в сложившейся ситуации могло сыграть на руку.  Не меньше немцев удивились и сами англичане, заявившие, что в ту ночь над Германией их и рядом не летало.
 
Тогда же германские стратеги на всех уровнях признали, что в ту ночь операцию возмездия осуществляли те самые «люди третьего сорта», которых вся германская военная машина стремилась раздавить. Жители Германии после известия о том, что «их достали русские» навсегда перестали жить с ощущением безопасности и каждый вечер укладываясь спать не знали, останется ли их дом стоять на утро. Брешь в наследственной памяти и теории о собственном превосходстве арийской расы советская авиация пробивала вплоть до сентября 1941 года, совершив 86 боевых вылетов в логово врага, а группа, первой разбомбившая Берлин, почти в полном составе вернулась на свои аэродромы.
 
Не повезло лишь самолету под командованием лейтенанта Дашковского - летчикам попросту не хватило топлива на обратную дорогу. 13 августа экипажи, разбомбившие столицу Германии были удостоены звания Героя Советского Союза и других наград, и после удачной вылазки еще девять раз летали бомбить Берлин.









  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация