ВЛ / Статьи

Примирение Ирана и Израиля при посредничестве России сделает возможным создание нового мощного союза

0
5-08-2016, 05:00...
1 559
 

Примирение Ирана и Израиля при посредничестве России сделает возможным создание нового мощного союза

До визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Санкт-Петербург, который состоится 9 августа, остается ровно неделя. Со встречей Эрдогана с президентом РФ Владимиром Путиным связано немало ожиданий, и одно из них — перспектива создания мощного союза Россия — Иран — Турция, о котором ранее сообщили СМИ. «Русская Планета» писала о будущем этого объединения, указав, что включение Израиля в него стало бы эффектным решением. Необходимым и, на первый взгляд, невозможным условием этого является примирение Тегерана и Тель-Авива, и оно могло бы состояться при участии России. Наш материал вызвал большой резонанс в самом Израиле, и сотрудники местного телеканала Iton TV даже вышли на связь с обозревателем РП с просьбой прокомментировать озвученное предположение.

Подобная реакция как раз говорит о том, что мысль о прекращении ирано-израильской холодной войны не так абсурдна, как может показаться, и его готовы обсуждать сами представители конфликтующих сторон.

Риторическая война

Желающие могут найти в интернете множество информации о конфликте и даже возможной войне между Ираном и Израилем, эта тема была весьма популярна всего несколько лет назад. Однако, несмотря на все угрозы Ирана «стереть Израиль с лица Земли» и ответные обещания Израиля нанести ракетно-бомбовые удары по иранским ядерным объектам, эскалации не произошло. В то же время мало кто вспоминает о союзе Ирана и Израиля — политическом и экономическом, который сложился в середине XX века. Всего спустя два года после появления Израиля на карте мира Иран де-факто признал его как государство. Страны действительно никогда не имели дипломатических отношений, но продолжительный период были добрыми соседями. Резкое охлаждение между ними случилось после Исламской революции в Иране в 1979 году. Наиболее агрессивная антиизраильская риторика связана с фигурой уже бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Но столь резкие перемены в прошлом означают и то, что возможны обратные процессы.

Ирано-израильский конфликт имеет даже не столько идеологическую и религиозную окраску, сколько экономическую, и экономика снова идет впереди политики. Исламская революция привела к вытеснению из страны иностранных нефтяных компаний и банков, в результате чего пострадали интересы Тель-Авива. Сегодня Израиль хотя и не торгует нефтью, как Иран, но, тем менее, выступает в роли его конкурента, перекупая нефть и продавая ее по более дорогой цене странам Средиземноморского бассейна.

Между тем Иран и Израиль в данный момент ведут торговый оборот через третьи страны — это говорит о том, что нормализация сотрудничества для этих государств вполне возможна.

Неверным является и представление об иранском антисемитизме: в Иране проживает значительная еврейская диаспора — персидские евреи, а в Израиле — значительное число мусульман как шиитского, так и суннитского толка, так или иначе лояльных Тегерану. Связи на человеческом уровне также могут сыграть большое значение в примирении сторон.

Россия как гарант

Стоит напомнить о том, что еще два года назад Владимир Путин высказывался о необходимости нормализации ирано-израильских отношений. Такое заявление прозвучало в ходе ежегодной пресс-конференции президента 19 декабря 2013 года.

«В этой связи, думаю, нам нужно вместе озаботиться всем тем, что мешает выстраивать нормальные ирано-израильские отношения. Полагаю, что нужно все, что мешает нормализации отношений между Ираном и Израилем, не просто иметь в виду — нужно проанализировать все эти составляющие и минимизировать негативную сторону этого процесса. В этом заинтересован и Иран, думаю, что в этом заинтересован и Израиль, и все международное сообщество», — сказал Путин.

И эти слова нисколько не утратили свою актуальность, скорее, даже наоборот. Впереди были украинский кризис, введение антироссийских санкций, которые в том числе подтолкнули нашу страну к выстраиванию отношений с Азией и Ближним Востоком, а беспрецедентный рост радикального терроризма побудил Россию включиться в антитеррористическую операцию против ДАИШ (ИГ, запрещена в РФ). Благодаря сирийской операции роль РФ в мирном урегулировании готовы признавать даже на Западе. И снова Москва может выступить миротворцем — теперь в израильско-иранском конфликте.

Сегодня одной из точек конфликта между Ираном и Израилем являются Голанские высоты — территория, контролируемая Тель-Авивом и оспариваемая Сирией, которой оказывает поддержку Тегеран. Не так давно в СМИ прошла новость о ранении или даже гибели командующего военизированными формированиями «Басидж» иранского генерала Мохаммеда Резы Нокди, хотя впоследствии ее и опровергло агентство Fars. В связи с этим представляется разумным ввести российский миротворческий контингент на Голанские высоты с сирийской стороны — в отличие от подобной инициативы с участием миротворцев ООН или НАТО, это не вызовет протестов сторон. Не случайно Израиль не возражает против полетов российских самолетов над этой спорной территорией, договоренность об этом ранее была достигнута между Владимиром Путиным и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху.

Возможными дипломатическими шагами со стороны Израиля стало бы изменение отношения к арабскому миру, а Иран мог бы пересмотреть взгляды на поддержку организации «Хезболла», сражающейся в Ливане против Тель-Авива и его союзников, и других подобных организаций, которым он помогает. В свою очередь, торговля между Ираном и Израилем, так или иначе проходящая через третьи страны, могла бы осуществляться через Евразийский экономический союз. Иран уже предложил создать зону свободной торговли с ЕАЭС.

Союз четырех

Перспектива создания мощного союза делает обоснованным примирение Ирана и Израиля, несмотря на все трудноразрешимые противоречия. Сложно поспорить с тем, что квадрат является более устойчивой фигурой, нежели треугольник. Кроме того, невозможно заниматься решением проблем, во множестве существующих на Ближнем Востоке, без Израиля, так же как без Ирана, России и Турции. И все эти страны заинтересованы в том, чтобы потеснить гегемонию США на Ближнем Востоке, к тому же Вашингтон, как оказалось, не способен принести мир в регион.

Можно называть своего рода позитивным итогом попытки госпереворота в Турции то, что Анкара резко разошлась во взглядах с США, и этот конфликт будет лишь усугубляться. Иран после заключения ядерной сделки в июне прошлого года заинтересован в выходе из международной изоляции и мирном урегулировании в Сирии и при этом в первую очередь ориентирован на Россию. Спикер иранского меджлиса Али Лариджани говорит о российском направлении как о стратегическом выборе страны. Россия же выстраивает многополярный мир и является ключом для своих потенциальных союзников ко многим странам, которые входят в ЕАЭС, ШОС, БРИКС, и особое место здесь у Китая. Нормализация отношений между Турцией и Израилем, достигнутая 27 июня, говорит о том, что баланс сил на Ближнем Востоке может быть более гибким, чем кажется. Наконец, Израиль отлично понимает выгоды от членства в возможном объединении.

Потенциальный союз России, Ирана, Израиля и Турции заключает в себе амбиции, выходящие далеко за пределы проблем региона: очень скоро может появиться новая опора для многополярного мира, несущая беспрецедентный потенциал для международной политики. Ради этого государствам можно будет забыть старые распри, чтобы построить новый мировой порядок. 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация