ВЛ / Статьи / Интересное

Подвиг разведчика: 7 дней на грани жизни и смерти

0
28-07-2016, 09:39...
1 285
 

Много лет после войны отделом редких и старопечатных книг Литовской республиканской библиотеки в Вильнюсе заведовал невысокий скромный человек в очках — Вацловас Бернотенас. Работал хорошо, получил звание Заслуженного работника культуры и образования Литовской ССР. Если не знать заранее — невозможно было себе представить, что этот «книжный червь», в котором оптимизм уживался с изрядной долей скепсиса, а саркастический ум дополнял острый язык — на фронте был командиром взвода пешей разведки, и в кармашке его пиджака лежит золотая звёздочка Героя Советского Союза, едва не ставшая ему посмертной наградой.

Накануне Курской битвы потребность в «языках» была постоянной. То, что немцы предпримут решительную попытку отыграться за Сталинград, сомнений не вызывало. Однако точной информации о том, когда, где, какими силами, у нас не было. В секторе 156-го стрелкового полка дело осложнялось ещё и тем, что находившаяся в руках немцев местная господствующая высота 235,0 не давала наблюдателям просматривать тыл врага. 

25 июня 1943 года после ряда безрезультатных попыток ночного поиска было принято решение — брать пленных днём, в ходе разведки боем. Ранним утром началась короткая, но энергичная артподготовка, и, как только в 7:00 взорвался последний снаряд, в атаку пошла пехотная рота, усиленная взводом пешей разведки лейтенанта Бернотенаса. 

Не ожидавшие такой наглости немцы поначалу растерялись, что стоило им первой линии окопов. Однако в горячке боя наши перестарались: живых врагов в окопах первой линии не осталось. Пришлось идти дальше. Во второй линии были взяты два языка, и Бернотенас, к этому моменту уже несколько раз раненый, отправил их в наше расположение вместе со всеми взятыми документами и картой. 

Сопровождавшая языков группа ушла удачно, но прикрывавшим её отход разведчикам пришлось туго. Немцы отрезали их от своих огнём и начали уничтожать. Бой затих через восемь часов. Наши небезосновательно предположили, что проводивший разведку личный состав пал смертью храбрых... 

Лейтенант Бернотенас очнулся ночью. Обстановка оптимизма не внушала: один, в немецком расположении, с перебитыми ногами и отказывающимся двигаться израненным телом. И всё-таки разведчик сориентировался и пополз к своим. 

Из восьмисот метров, отделявших его от линии нашей обороны, он прополз 770. Со средней скоростью 110 метров в день. Находясь где-то между небом и землёй, посередине нейтральной полосы, он сумел понять, что сбивается с маршрута, и стал ставить вешки, чтобы сохранять прямолинейность движения. Он перемещался настолько скрытно, что бойцы нашего боевого охранения обнаружили его, когда он подполз к нашим окопам на тридцать метров. 

На Бернотенаса написали представление к Герою — поставленную ответственную задачу разведчики под его началом выполнили с честью. 

"25 июня 1943 г. действуя со своим взводом в составе усиленной роты, проводившей разведку боем на сильно укрепленную противником высоту 235.0 у деревни Никитовка Покровского района, Орловской области, т. Бернотенас на подходах к проволочным заграждениям был серьезно ранен в грудь и шею осколками разорвавшейся миной. Несмотря на это он первым прорвался через проволочные заграждения и невзирая на новое осколочное ранение в левую ногу, первым же ворвался в неприятельские траншеи, где сам уничтожил шесть немецких солдат. Продолжая продвигаться и очищать окопы от врага, т. Бернотенас убил еще немецкого офицера. 

Несмотря на большую потерю крови от полученных ран, т. Бернотенас не покинул поля боя. Он увидал, что немецкие автоматчики, получив подкрепления, превосходящими силами перешли в контратаку и стали теснить наших бойцов. Сплотив вокруг себя пять бойцов своего взвода, а затем отдельных, отбившихся бойцов других подразделений — организовал круговую оборону. С возгласом «ни шагу назад» он закидал приблизившихся врагов гранатами, а когда иссякли боеприпасы, использовал захваченные в траншеях немецкие гранаты. В это время Бернотенаса снова ранило двумя осколками в ногу, но он сражался дальше и перестал разить врага лишь тогда, когда он снова был ранен разорвавшейся на его шлеме гранатой. 

Долгое время Бернотенас пролежал в беспамятстве, а когда очнулся была ночь. Он лежал на территории занятой противником. 

Медленно, напрягая последние силы и часто теряя сознание, стал ползти в сторону своих. 

Семеро суток, питаясь травой и сося землю для утоления жажды Бернотенас полз к своим, минуя минированные поля и, в конце концов, в 30 метрах от нашего переднего края был замечен и подобран." 

К 20-летию Курской битвы Вацловас Бернотенас написал книгу «Лето на земле орловской», которая издавалась на русском и литовском («Oriolo zemeje»). Подвигу же самого Бернотенаса посвятил стихотворение знаменитый литовский поэт Эдуардас Межелайтис: 

… Дни, вы бег свой умерьте! 
Воин, бодрствуй — не спи! 
Прячет сердце от смерти 
Бернотенас в степи… 

По имеющимся данным, в настоящее время улица Бернотенаса сохранилась только Радвилишкисе. Памятная доска с дома, где Бернотенас жил в Вильнюсе, снята.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация