ВЛ / Статьи

История завоевания "четвертого фронта"

0
24-07-2016, 09:13...
767
 

Доступность информации массам людей превратилась в течение веков в грозное политическое и экономическое оружие. Еще в 30-е годы буржуазные исследователи называли эфир над планетой «Четвертым фронтом», «театром», где разыгрывается грандиозный спектакль – «война слов».

Первым технологическим достижением, имевшим огромное общественное и культурное значение, было изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка. Библия Гутенберга, напечатанная в 1456 году, приоткрыла дверь в культурное пространство, передвижение в котором привело нас через 500 лет в информационный век.

Вторым технологическим изобретением, революционно изменившим способ обмена информацией, был телефон. Сегодня сотни миллионов людей общаются посредством каналов проводной, оптико-волоконной или радиотелефонной связи и электронных АТС – когда хотят и как хотят, образуя пространство личных коммуникационных технологий.

Третью революцию в обмене информацией совершило радио. До изобретения радио воздействие человеком на человека имело локальный характер, с его изобретением в 1895 году А.С. Поповым театром информационно-психологического противоборства стал весь мир.

РАДИОПРОПАГАНДА

Как средство массовой информации и воздействия на человека радио сразу же показало, что оно обладает по крайней мере двумя преимуществами по сравнению с печатью: время и расстояние не являются для него препятствием. Радиовещание развивалось бурно. Границы для пропаганды, воздействия на умы людей фактически перестали существовать: почти полностью исключались контроль и цензура над ней со стороны того государства, население которого избиралось объектом воздействия. Поэтому крупные государства начинают быстро развивать международное коротковолновое радиовещание, превращая его в активный инструмент своей внешней политики, особенно если это была политика агрессивная.

Особенно эти свойства были оценены Гитлером с его сообщниками. Главари Третьего рейха обратили особое внимание на пропагандистскую силу радио на население как оружия реализации планов мирового господства. Характеризуя роль радиовещания в нацистской пропаганде, Геббельс довольно цинично заявил: «Без радио и самолетов завоевание и упрочение власти в нынешних условиях просто немыслимо». В годы Второй мировой войны «эфир» над Европой стал ареной борьбы за овладение умами народов целых государств с использованием радио.

Особенно ожесточенные «сражения в эфире» происходили между Англией и Германией. Великобритания широко использовала новое оружие ведения психологической войны, так называемые секретные радиостанции. Целью их было распространение угрожающих слухов и ослабление боевого духа немецких войск. По форме эти передачи полностью соответствовали всем канонам, по которым строились речи национал-социалистических деятелей Германии. Так же как и нацистская пропаганда, секретные английские радиостанции широко прибегали к лживым сообщениям, не затрудняя себя ссылками на какие-либо источники.

В методах вещания на зарубежную аудиторию в годы войны США также во многом следовали опыту нацистов. Если Министерство пропаганды Геббельса организовывало на США передачи замаскированных радиостанций, вещавших от имени «изоляционистов», то и американцы делали то же самое, ведя радиопропаганду на Японию якобы от имени нейтральных японцев.

Общим же для большинства концепций ведения радиовойны являлась установка Геббельса, направленная на превращение потенциального радиослушателя в некое подобие робота – «манипулируемого человека», чьим сознанием, чувствами и действиями можно управлять, как машиной.

Достаточно просто суть манипуляционных концепций раскрыл профессор Бордоского университета Жак Эллюль: «В пропаганде речь идет уже не о том, чтобы открыто писать в газете или говорить в радиопередаче, что именно, согласно желанию пропагандиста, индивид должен думать или чему он должен верить. Фактически проблема ставится так: заставить такого-то и такого-то думать то-то или, точнее, заставить определенную группу людей действовать так, а не иначе, и находят «психологический трюк», который вызывает соответствующую реакцию. Этот психологический трюк называют «стимул», то есть психологические и психоаналитические трюки, которые вызывают определенные действия, определенные чувства, определенные мистические порывы».

В БОЙ ВСТУПАЕТ КОМПЬЮТЕР

Следующую информационную революцию совершили персональный компьютер и телекоммуникационные сети. Соединение персональных компьютеров с телекоммуникационными сетями открыло путь к появлению информационных технологий с новыми возможностями. Компьютерные и телекоммуникационные сети наших дней – это явления глобального характера, они способны перелицовывать политическую карту мира и изменять сложившиеся отношения между геополитическими центрами сил. Как и всякое достижение науки, это изобретение несет в себе доброе и злое начало.

Сетевой компьютинг – это мощное средство информационного объединения стран и народов, предпосылка их экономической и политической интеграции. Сетевой компьютинг – это представление невиданных ранее возможностей доступа профессиональных и непрофессиональных абонентов сетей к мировым информационным ресурсам. При этом стираются отличия между локальными и распределительными хранилищами информации, а сама сеть становится глобальным хранилищем. С другой стороны, сетевой компьютинг – это инструмент информационной, политической и культурной экспансии развитых стран по отношению к неразвитым и развивающимся странам.

Сетевой компьютинг открывает большие возможности для информационно-психологического воздействия на народы мира. Особую опасность представляют возможности проведения информационно-террористических действий путем использования глобальных компьютерных сетей, предотвращение которых затруднительно, а нейтрализация последствий – безумно дорога. Это определяет необходимость международных действий, разработки соглашений по запрещению или ограничению возможностей пользования сетевого компьютинга в качестве информационного оружия – что-то по типу соглашений по ограничению ядерного оружия.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ РАЗВИВАЕТСЯ

Военно-исторический анализ опыта ведения военных действий показывает, что содержание форм и способов ведения боевых действий накоплялось эволюционным путем. Качественное накопление нового содержания форм и способов приводит к революционному (скачкообразному) изменению форм и способов ведения военных действий. Показателем революционного изменения форм и способов ведения боевых действий является появление оружия, которое коренным образом изменяет содержание вооруженной борьбы.

Проявление большого интереса к глобальным войнам, информационному противоборству не случайно, так как это связано с тем, что информация становится таким же оружием, как ракеты, бомбы и т.д. Информация, с одной стороны, позволяет малым количеством вещества или энергии запускать, контролировать и регулировать процессы, вещественно-энергетические параметры которых на много порядков выше. С другой стороны, определенный вид информации может иметь также позитивную или негативную интеллектуально-духовную побуждающую силу, а также может носить и нейтральный характер. Именно это свойство определенной информации (в частности социальной информации) позволяет управлять поведением социальных субъектов. Кроме того, возможность человека накапливать и удерживать (сохранять) такую информацию позволяет кратковременно или долговременно регулировать его поведение.

Исходя из сказанного информация является оружием, которое способствует появлению принципиально новых оперативных форм, способов их применения.

Доктор политических наук Андрей Манойло в монографии «Технологии несилового разрешения современных конфликтов» отмечает: «На современной стадии развития политических технологий информационно-психологическое воздействие (ИПВ) не всегда начинается собственно с военных действий, но сами военные действия становятся необходимым фактором любой боевой психологической операции в качестве средства инициирования цепных психологических реакций, предусмотренных ее сценарием. Война психологическая порождает войну локальную: для перехода психологической операции из латентной стадии в активную необходим инициирующий повод, а следовательно, нужен локальный вооруженный конфликт. То, что в планах информационно-психологической войны традиционная война играет ограниченную, строго отведенную ей роль, не делает ее менее опасной, не сокращает ее масштабов и не вытесняет ее полностью из сферы политических отношений – глобальные военные конфликты постепенно исчезают из политической жизни, количество же локальных вооруженных конфликтов и частота их возникновения растут. Там, где начинается психологическая война, вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов существенно возрастает».

Андрей Манойло на примере войны в Ираке одним из первых предложил термин информационно-психологической войны, назвав ее войной нового поколения: «Наблюдая с экранов телевизоров за «странной» войной в Ираке, мир увидел появление войн нового поколения – информационно-психологических, в которых собственно боевые действия играют подчиненную сервисную роль, а план вооруженной кампании строится по правилам и в соответствии со сценарием пиар-воздействия на собственных граждан, на граждан политических союзников и оппонентов и на международное сообщество в целом. Таким образом, мы можем с полным основанием говорить о том, что современный вооруженный конфликт развивается в жанре репортажа и по законам этого жанра, с тем чтобы генерируемые им новости своим форматом максимально близко соответствовали формату пиар-материала, необходимого для реализации технологий информационно-психологического воздействия. В результате такая цепочка производства (боевыми подразделениями вооруженных сил) и практической реализации (силами психологических операций) новостей с театра военных действий становится высокотехнологичным конвейером производства инструментов обработки и формирования общественного мнения, обеспечения добровольного подчинения, управления вектором политической активности власти в разных странах. Цель информационно-психологической операции – добровольное подчинение общества, которая обеспечивается с помощью технологий психологического воздействия на сознание ее граждан».

Ярким примером использования информационно-психологических технологий в целях управления политическими конфликтами являются различные кампании по мягкому, ненасильственному изменению государственного строя, так называемые бархатные революции. Российские ученые видят в бархатных революциях угрозу независимости родной страны. США используют их для экспорта демократии и установления ими нового мирового порядка.

ОБЪЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Субъектами и вместе с тем объектами информационно-психологического воздействия являются личности, те или иные группы людей, государства, общество, все человечество в целом. Используя подход к содержанию понятия информационно-психологического воздействия, можно выделить четыре плана объектов, на которые направлено информационно-психологическое оружие.

Первый и второй планы относятся собственно к человеку (личности). Первый рассматривает человека как гражданина, то есть как субъекта политической жизни, носителя определенного мировоззрения, обладающего более или менее выраженным правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками. Гражданин есть сознательный субъект отношений с властью (государством), и он строит свое жизненное поведение в зависимости от того, насколько он этой власти доверяет. Доверие к власти есть главный стержень общественного поведения граждан. Формирование доверия и есть основная политическая задача власти, использующей прямо или косвенно все находящиеся в ее распоряжении источники информационного воздействия на граждан, прежде всего государственные СМИ, а также средства влияния на другие источники. Неадекватное общественным (с точки трения власти) интересам поведение гражданина может принимать как острые формы политического экстремизма, угрожающие самому существованию власти, так и политического равновесия, в не меньшей степени подрывающего основы общественной жизни.

Второй план рассматривает человека как личность-индивида, обладающего сознанием, подверженным различного рода манипуляторным воздействиям, информационным по своей природе, результаты которых могут прямо угрожать физическому или психологическому здоровью человека. Именно такие воздействия часто на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в отдельных слоях общества, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний в обществе. Сектантское проповедничество может служить примером таких воздействий, приводимых к социальной и личностной дезадаптации, а в ряде случаев к разрушению психики человека.

Третий план предусматривает анализ информационных воздействий на организованные или неорганизованные (толпа) группы и массы людей. Цель этих воздействий – вызвать особое, конфликтное поведение в острых жизненных (политических, военных, чрезвычайных) ситуациях. Инициация паники, принуждение к сдаче в плен, мобилизация митингующих к активным действиям – вот несколько примеров таких целей.

Четвертый план ставит проблему информационно-психологического воздействия на население страны в целом или в региональном масштабе. «Речь должна идти о наиболее подверженной манипулятивным воздействиям части населения, к которой принадлежат прежде всего социально незащищенные граждане. Именно они испытывают сильное моральное и психологическое давление, ложащееся на общий фон бедности и неустроенности в жизни. Можно говорить о морально-психологической безопасности населения страны, степень которой оказывается существенно зависимой от массового и индивидуального восприятия и оценки условий социальной жизни».

К объектам информационно-психологического воздействия относятся:

– военно-политическое руководство, военнослужащие и гражданское население страны, против которой планируется силовая акция;

– военнослужащие и гражданское население дружественных, нейтральных государств и стран;

– национальные и религиозные меньшинства;

– оппозиционные силы;

– определенные социальные группы (интеллигенция, предприниматели, домохозяйки и т.д.).

Информационно-психологическое воздействие на людей связано прежде всего с подавлением воли к сопротивлению, «зомбированием» психики (манипулированием и перестройкой мышления), программированием поведения людей в повседневной и боевой обстановке и в конечном счете с их деморализацией и психической деградацией.

ЗОМБИРОВАНИЕ

Зомбирование – это разновидность методов информационно-психологической войны, обработка подсознания человека или группы людей посредством внушения или специальных технических средств и приемов, благодаря которой он (они) программируется на безоговорочное подчинение чьим-либо приказам, на совершение каких-либо действий или на восприятие какой-либо внушаемой им политической, философской или религиозной доктрины.

Находясь под воздействием внушения, человек не ощущает и не контролирует направленного на него воздействия. Владимир Бехтерев отмечал, что внушение происходит без участия воли (внимания) воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания. Внушение осуществляется с помощью «словесных» формул, которые внедряются в психическую сферу внушаемого и становятся активным элементом его сознания. Внушение осуществляется посредством привязки внедряемой идеи к устоявшимся («опорным») установкам, убеждениям, ценностям и групповым нормам. «Опоры» воспринимаются как свои собственные. Проблема внушения связана с восприятием информации, которая настраивает на определенную деятельность. Наиболее устойчивой является информация, рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком, привязанная к «опоре».

За многие годы отработано немало приемов внушающего воздействия, которые вызывают определенные эффекты и применяются в целях манипуляции сознанием людей. Эффект внушения – впечатление, производимое в результате внушающего воздействия на человека. К наиболее распространенным эффектам внушения относятся: «образ врага», «культ ужаса», «заражения» и др. Рассмотрим некоторые из эффектов внушения.

Эффект «заражения» – это создание особого эмоционального состояния толпы, массы людей. Источником «возбуждения» являются националистические стереотипы, негативные установки по отношению к другим нациям и народностям. Запуск процесса «возбуждения» осуществляется путем создания условий, при которых сигналы «возбуждения» исходят из самой аудитории, а не из внешнего источника. Порядок запуска процесса «возбуждения»: внушение чувства собственной этнической исключительности, превосходства; подача сообщений в СМИ в эмоциональной и драматизированной форме; организация националистических и шовинистических компаний; объяснение экономических и социальных трудностей присутствием «инородцев», мешающих налаживанию нормальных жизненных условий. Последнее десятилетие было отмечено многочисленными фактами взрывов, массового безумия и регрессии на основе этнических, политических, национальных, конфессиональных конфликтов. Эффект взрыва наступает при достижении резонансного эмоционального состояния массы людей или этноса.

Эффект «образа врага» – создание легко воспринимаемого сознательно сконструированного «образа врага». Сущность приемов конструирования «образа врага» состоит в том, чтобы «...планомерно направлять... стремление к наружному показу всех страхов, болезней, опасностей и неразрешенных конфликтов, имеющих нераспознанные причины, с тем чтобы найти козла отпущения...». Одна из тенденций механизма создания «образа врага» – показать только плохое, а вторая – создать препоны для информации, которая несет положительные сведения об объекте.

Способы воздействия на сознание и подсознание человека

В настоящее время можно выделить следующие способы по воздействию на психику человека: сенсорный и субсенсорный, манипуляционный, способ инфицирования, оперативно-стратегические способы. Современная психология различает у человека два диапазона восприятия: сенсорный (осознанный) и субсенсорный (неосознанный), при котором информация усваивается, минуя сознание. Соответственно различают и способы психологического воздействия на сознание и подсознание.

Стержнем сенсорного способа являются приемы рациональной психотерапии. Автор рациональной психотерапии Дюбуа назвал его способом воздействия на мир представлений личности именно путем убедительной диалектики. Таким образом, в основе способа лежит сенсорная (осознанная) способность человека усваивать информацию, а также способность его убеждать. Убеждение с применением манипуляций становится еще более эффективным.

В основе субсенсорного способа лежит субсенсорная (неосознанная) способность человека усваивать информацию, при котором информация усваивается, минуя сознание. Примером субсенсорного воздействия на психику человека может служить объяснение влияния так называемого 25-го кадра кинофильма. Суть 25-го кадра в следующем.

Принято считать, что человеческий мозг способен воспринять 25 кадров в секунду как непрерывное изображение. Это значит, что каждую секунду гибнет такое количество нейронов, которое достаточно для запоминания зрителем этих 25 кадров. Но 24 кадра близки между собой по смыслу, да и по картинке различаются незначительно, их образы совпадают на 90% и более, а один кадр отличается резко как по смыслу, так и по картинке на все 100%. Образно говоря, получается следующая история: 24 кадра размазываются по различным участкам памяти, а один кадр «бьет» всегда по одному и тому же месту. Фильм идет 1 час 40 минут. В секунде 1000 миллисекунд. Таким образом, зритель смотрит на 25-й кадр ровно 4 минуты – 25-ю часть всего экранного времени! Это немало. Это серьезная угроза для психики... Понятно, что уничтожение нейронов 25-м кадром имеет более разрушительные последствия, ибо если воспользоваться введенным выше сравнительным образом, то это длинная автоматная очередь, выпущенная в одно и то же место. Это гигантская окровавленная и глубокая рана в психике. Значимость образа, связанного с этой раной, настолько велика по абсолютной величине, что все остальное не имеет уже никакого значения.

Более сложным субсенсорным способом воздействия на подсознание людей является воздействие на массы путем психокоррекции их поведения (метод И. Смирнова). Суть способа состоит в том, что в мозгу человека с помощью компьютерного психозондирования находят опорные точки, воздействуя на которые можно управлять поведением массы людей. Самый сложный и ответственный момент – это составление фабулы, то есть текста внушения, который может состоять иногда всего из одного слова и длиться по времени четыре или семь секунд. Потом фабулу кодируют в музыку или шумы. Главное – это найти ключевые слова, которые будут действовать на подсознание.

Базовой основой манипуляционного способа выступает иллюзорная, мифическая интерпретация действительности, осознанное и неосознанное введение в заблуждение личности, общества, которое основано на манипуляционной психотерапии. Реализация способа осуществляется путем комбинированного применения приемов сенсорного и субсенсорного воздействия информации на мир представлений индивида, общества.

Понятие «инфицирования» в широком смысле дано С.П. Расторгуевым. В его трактовке вирусоноситель – элемент системы, уровень «агрессивности» которого по отношению к соседним элементам превышает некоторую наперед заданную величину, способный перепрограммировать окружающие его элементы системы. Образно говоря, это «чужой среди своих», но способный к размножению. Такое определение вируса позволяет объединить в себе как биологические вирусы и их вирусоносители, так и компьютерные, как отдельных политических деятелей, так и преступные элементы, как все человечество целиком, так и отдельные нации. Весь вопрос в масштабе исследуемого явления: что брать в качестве системы, а что в качестве элемента.

Что касается психического вируса, то он должен обладать следующими свойствами:

– психический вирус – это самостоятельное мыслительное образование (СМО), оформленное в виде идеи (элемента идеи) и способное при активизации совместно с другими СМО заражать их;

– уровень агрессии СМО – вирусоносителя по отношению к остальным СМО должен превышать некоторую пороговую величину;

– заражение СМО должно снижать эффективность функционирования СМО и, как следствие, самого объекта – носителя СМО, то есть человека.

Внедрение психических инфекций осуществляется с помощью так называемых психологических комплексов, которые включают психические комплексы, навязанные внешним источником (СМИ, собственное окружение и пр.).

Пример современного психоза – великий народ начинает распинать свое прошлое, отказывается от своей собственности, гарантированного обеспечения, зарплаты и т.д. «Мысли-инфекции опасны, они могут убивать» и убивают. Наиболее эффективное средство инфицирования – СМИ, которые соответствующим образом перепрограммируют внутренний язык общества в угоду и по заказу определенных групп и группировок общества (мирового сообщества).

ПРОДУКТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Информационная война появилась как форма информационного противоборства, и в этом отношении она являлась продуктом развития общества, вобравшим весь опыт, который накопило человечество в ходе данного противоборства.

Возникнув на определенной ступени зрелости информационного противоборства вследствие научно-технического прогресса и информационной интеграции мирового сообщества, информационная война стала самостоятельным видом осуществления внешней политики сильных государств, которые приобрели новые возможности для реализации своих замыслов: навязывать собственную волю другим народам и государствам; осуществлять несанкционированное вмешательство в работу практически любой компьютерной системы в мире; анонимно поражать электронные вооружения противостоящей стороны.

Владение информационными ресурсами в современных войнах стало таким же непременным атрибутом, как в прошлых войнах владение силами и средствами, вооружением, боеприпасами, транспортом и т.п. Выигрыш в информационном противоборстве в ходе современных войн может способствовать достижению их стратегических целей.







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация