ВЛ / Статьи

С красным знаменем против Эрдогана и ИГ

0
23-07-2016, 22:43...
729

С красным знаменем против Эрдогана и ИГ

Курды заслуженно считаются силой, способной успешно противостоять исламским радикалам в Сирии и Ираке. Битва за город Кобани, который исламистам так и не удалось взять, стала вехой в истории войны с «Исламским государством». Немалый вклад в победы курдских вооруженных формирований вносят женщины, сражающиеся бок о бок с мужчинами. Причем зачастую это даже не этнические курдянки, а придерживающиеся левацких идей турчанки. «Лента.ру» постаралась разобраться, что общего у них с курдскими боевиками.

Боевые сводки из Сирийского Курдистана давно стали рутиной. Не первый год здесь идет кровопролитная война между курдским народным ополчением и вооруженными формированиями «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Главную роль в боях в Рожаве (курдское название Сирийского Курдистана) играют Отряды народной самообороны (YPG). Основная часть бойцов — местные и турецкие курды, сторонники Рабочей партии Курдистана (РПК). Бок о бок с ними сражаются и местные христиане — ассирийцы, армяне, арабы. Для них ИГ — смертельный враг.

Вместе с Отрядами народной самообороны действует параллельная вооруженная структура — Отряды женской обороны (YPJ), укомплектованные добровольцами из числа курдских, езидских, ассирийских, армянских, арабских женщин и девушек. Отважные ополченки далекого Курдистана опровергают миф о забитости женщин Востока. И делают это, надо сказать, весьма убедительно.
 

С красным знаменем против Эрдогана и ИГ

 
Эйлем погибла смертью храбрых

Смерть солдата — на войне дело обычное. Но гибель 28 июня 2016 в бою с игиловцами Эйлем Аташ привлекла к себе большое внимание. Дело в том, что речь идет о совсем молоденькой девушке. Она приехала в Сирийский Курдистан как доброволец из Турции. По национальности Эйлем была не курдянкой, а турчанкой. С юных лет участвовала в выступлениях оппозиции. Совсем недавно завершила учебу в лицее, а в феврале 2016-го взяла в руки автомат, чтобы воевать с ИГ.

Образ Эйлем Аташ уже приобрел большую популярность среди турецкой леворадикальной молодежи. Турки вообще чтят павших в революционной борьбе героев. Например, Дениз Гезмиш, Ибрагим Кайпаккая или Махир Чайян — бунтари «поколения 1968 года», чья молодость пришлась на общемировой революционный подъем конца 1960-х — до сих пор почитаются едва ли не как святые, хотя с момента их гибели прошло более сорока лет. На любой турецкой первомайской демонстрации красных флагов с профилем Дениза Гезмиша или Махира Чайяна ничуть не меньше, чем в Европе или Латинской Америке знамен с ликом Че Гевары. Под стягами с портретом Дениза Гезмиша шествует молодежь, родившаяся лет через двадцать после его смерти. И этим здесь никого не удивишь. Теперь и Эйлем Аташ заняла достойное место в пантеоне погибших революционеров.

Еще с 1960-х годов в Турции сложилось очень мощное леворадикальное движение. На идеях Ленина, Сталина и Мао в стране выросло не одно поколение. Правительству, несмотря на жестокую политику в отношении левых партий и их активистов, так и не удалось победить красных радикалов. До сих пор в Турции действует целый ряд организаций, ориентирующихся на революционную вооруженную борьбу. Своими главными врагами они считают правительство Эрдогана, которое называют фашистским, американский империализм, а в последние годы еще и «Исламское государство».
 

С красным знаменем против Эрдогана и ИГ


Новая война турецких левых

Предпосылки для нового витка дестабилизации обстановки в Турции создал сам Эрдоган. Его правоконсервативная политика, воспринятая на ура религиозно-фундаменталистскими организациями и консервативной частью общества, вызвала резкое отторжение со стороны сторонников светского пути развития — от националистов-кемалистов до ультралевых радикалов. Возобновление боевых действий против РПК поставило крест на одном из важных политических достижений Эрдогана — перемирии турецких властей с курдскими повстанцами.

Курдов поддерживают турецкие левые, давно действующие с ними в альянсе. Собственно говоря, среди турецких левых очень много этнических курдов, а также представителей других национальных меньшинств: заза (близкий курдам горный народ), армян, ассирийцев. Но и этнические турки, симпатизирующие левым организациям, в большинстве своем поддерживают борьбу курдов. 

Погибшая Эйлем Аташ сражалась в одном из отрядов Объединенных сил освобождения (Birleşik Özgürlük Güçleri) — батальоне «Махир Арпачай». В отличие от многих других вооруженных формирований, BÖG — чисто турецкая организация. В ее состав вошли несколько леворадикальных групп различного толка, объединившихся в декабре 2014-го для вооруженной борьбы против ИГ в Сирии и режима Эрдогана в Турции: Революционная партия коммунаров (Devrimci Komünarlar Partisi), Революционная партия Турции (Türkiye Devrim Partisi), Революционный корпус марксистско-ленинской вооруженной пропаганды (Marksist Leninist Silahlı Propaganda Birliği-Devrim Cephesi), Революционная организация освобождения пролетариата (Proleteryanın Devrimci Kurtuluş Örgütü) и даже анархистская группа «Социальное восстание» (Sosyal İsyan).

Объединенные силы освобождения — далеко не единственная турецкая революционная организация, вставшая на путь вооруженной борьбы и отправившая своих бойцов в Сирийский Курдистан.

Эйлем Аташ успела повоевать и в составе Интернационального батальона освобождения (Enternasyonalist Özgürlük Taburu). Это мощное боевое подразделение включает в себя отряды сторонников таких известных леворадикальных организаций Турции, как маоистская Турецкая коммунистическая партия/марксистско-ленинская (Türkiye Komünist Partisi/Marksist-Leninist) и ходжаистская Марксистко-ленинская коммунистическая партия (Marksist-Leninist Komünist Partisi). Ходжаисты — сторонники албанского коммунистического лидера Энвера Ходжи, чьи идеи до сих пор популярны среди части турецких коммунистов. В Интернациональном батальоне освобождения было много не только турецких граждан, но и добровольцев, приехавших из стран Западной Европы — как этнических турок, так и европейцев.

Раскол в турецком обществе имеет под собой не только политическую, но и религиозную почву. Левые идеи традиционно поддерживают алевиты — представители одного из радикальных течений шиизма, настолько непохожие по своим взглядам и поведению на остальных мусульман, что многие исследователи даже склонны выделять их в особую религиозную группу. Около 20 процентов населения Турции — алевиты. В Османской империи они подвергались гонениям — неудивительно, что неоосманистская политика Эрдогана вызывает у них большие опасения. На Ближнем Востоке главный враг алевитов — все то же ИГ.

Отправляясь на войну с игиловцами, турецкие левые прекрасно понимают, что идут сражаться за собственные интересы — за свою политическую, этническую, религиозную идентичность, за право жить в светском государстве и, рано или поздно, добиться свержения реакционного, как они считают, политического режима в Турции. А большое количество девушек среди добровольцев объясняется совершенно новой для Ближнего Востока постановкой женского вопроса в Сирийском Курдистане.

Революция невозможна без решения женского вопроса

Абдулла Оджалан (лидер РПК, отбывающий пожизненное заключение в турецкой тюрьме), или, как его называют соратники, товарищ Апо, за многие годы в тюрьме подверг значительной корректировке собственные политические взгляды. Во-первых, Оджалан, некогда считавшийся марксистом-ленинцем, близким к маоизму, в своих убеждениях заметно сдвинулся в сторону демократического социализма и даже анархо-синдикализма. Говорят, что на него повлияло общение с американским социологом, экологом и либертарным социалистом Мюрреем Букчиным.

Переписка с пожилым мыслителем способствовала тому, что товарищ Апо существенно пересмотрел взгляды на политическое и социальное устройство. Народную самоорганизацию и самоуправление он провозгласил главной ценностью, и именно за такую общественную модель сейчас сражаются бойцы Отрядов народной самообороны в Рожаве. Вторая революционная для Ближнего Востока идея Оджалана — немедленная эмансипация женщин. Для этого, по мнению идеолога курдского сопротивления, женщины должны быть представлены в равной пропорции с мужчинами во всех партийных структурах, органах самоуправления и вооруженных формированиях.

В РПК и подконтрольных ей общественных организациях и вооруженных формированиях действует специальная система квот. Согласно квотам, 40 процентов мест отводится мужчинам, 40 процентов — женщинам, а остальные 20 процентов открыты для представителей обоих полов. Если мужчина занимает пост руководителя, его заместителем обязательно становится женщина, если женщина — начальник, то на втором месте находится мужчина. По мнению сторонников Оджалана, такая система позволяет эффективно преодолевать гендерную дискриминацию.

Позиция РПК по женскому вопросу дает о себе знать не только в Рожаве, где женщины несут все тяготы боевых будней вместе с мужчинами, но и в Турции. Большинство женщин, избранных в турецкий парламент и другие органы власти, — курдянки. Хотя Рабочая партия Курдистана в Турции запрещена, она обладает серьезным политическим влиянием. Подконтрольные ей общественные и политические организации фактически являются ее легальным крылом. От них и проходят в турецкий парламент женщины, поскольку курдские партии в обязательном порядке включают их в списки кандидатов.

Сурбуз Пери, участница курдского освободительного движения с 1993 года, вступила в РПК еще совсем юной девушкой, почти подростком. «Для меня как для женщины, — говорит Пери, — есть две главные причины участвовать в национально-освободительном движении. Первая — это то, что движение борется за освобождение курдского народа. Вторая — то, что оно борется за свободу женщин». Очевидно, что так рассуждают и другие представительницы многочисленных народов Курдистана. Если верить курдским источникам, то с 1984 года, пока шла вооруженная борьба РПК против турецких правительственных войск, в боях погибли 25 тысяч курдских партизан, пять тысяч из них — женщины.

Война в Сирии — это вопрос жизни и смерти

Для европейской общественности борьба ближневосточных женщин — не более чем экзотика. Такое восприятие формируют СМИ. Чаще всего героинями публикаций становятся фотогеничные девушки, позирующие с автоматами — такие кадры привлекают мужскую аудиторию, обеспечивают высокий рейтинг статьям и телесюжетам. Но подавляющим большинством женщин, сражающихся в рядах курдского ополчения, движет отнюдь не романтика. Для них война с ИГ — это вопрос жизни и смерти. Ведь всем известно, что делают боевики террористических организаций с женщинами на оккупированных территориях, особенно если они принадлежат к другим религиозным группам или течениям.

Когда же внутри Европы кто-то демонстрирует солидарность с бойцами курдского ополчения, реакция часто бывает весьма странной. Недавно в Дании задержали 22-летнюю курдянку Джоанну Палани. Она приехала в Данию с родителями, когда ей не было еще и трех лет — ее семья бежала из Ирана от политических преследований. Год назад девушка оставила учебу в колледже и отправилась на Ближний Восток — чтобы присоединиться к Отрядам женской самообороны, сражающимся в Сирии против ИГ. Когда Джоанна вернулась в Данию, ей запретили выезд из страны, объявив, что она угрожает национальной безопасности. Суд обязал полицию конфисковать у Джоанны Палани паспорт. Такая бдительность датских судебных властей выглядит тем более удивительно, что по Европе под видом беженцев спокойно курсируют боевики и симпатизанты ИГ. Из Дании воевать на стороне ИГ в Сирию отправились 125 человек. Никто из них по возвращению в страну не подвергся судебному преследованию, а разобраться власти почему-то решили с девушкой, сражавшейся против террористов.

Если в Дании у девушки, воевавшей в Сирийском Курдистане, могут забрать паспорт, то в Турции ее бы ждало тюремное заключение. Власти страны жестко преследуют любых граждан, связанных, по их мнению, с «террористами» из Рабочей партии Курдистана. Но, как мы видим, приток добровольцев не уменьшается. Ведь с мечтой о создании свободного государства курдов неразрывно связаны и надежды ближневосточных женщин на улучшение собственного положения.
Автор Илья Полонский
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация