ВЛ / Статьи / Интересное

Крылатый хищник СССР: противолодочная амфибия Бартини

+1
22-07-2016, 08:53...
2 281
 

В середине 1950-х годов СССР столкнулся с новой угрозой — стратегическими атомными подлодками, способными погружаться на огромную глубину и беспрепятственно наносить ракетные удары в самое сердце советской империи. 

Выход из сложного положения был найден — военная машина Советов переключилась на формирование противолодочной авиации. С легкой руки руководства был дан старт множеству уникальных проектов, в том числе, творению гениального советского конструктора Р.Л. Бартини — противолодочной амфибии вертикального взлета ВВА-14. 

Крылатый хищник СССР: противолодочная амфибия Бартини

Аббревиатура ВВЧ-14 расшифровывается как вертикальновзлетающая амфибия с 14 двигателями. За свой внешний вид ВВА-14 прозвали «Фантомасом» и «Змеем Горынычем». Конструкция этого аппарата действительно была уникальной. ВВА-14 — высокоплан с горизонтальным и вертикальным оперением, поплавками и системой наддува. 

В теории машина Бартини должна была взлетать и садиться на водную поверхность при самых экстремальных условиях, включая волнение моря до 4-5 баллов. Дальность применения ВВА-14 составляла 1200-1500 км. Иными словами, взлетая с глади Финского залива, «Фантомас» мог контролировать всю акваторию Балтийского моря, включая датский берег. 

Амфибия Бартини могла не только вести поиск субмарин противника, но и уничтожать их с помощью авиационных торпед, мин или бомб. Всего бомбоотсек «Змея Горыныча» мог вмещать порядка 2 000 кг вооружения. Защиту летательного аппарата обеспечивал оборонительный комплекс постановки активных и пассивных помех. 

Практика показала, что для реализации революционных идей Бартини требуется гораздо больше сил и ресурсов, чем предполагалось ранее. Некоторые технические решения, использованные в конструкции амфибии, зачастую требовали отдельных экспериментальных стендов. В конечном итоге даже испытательный образец был сделан в трех разных вариантах. 

Крылатый хищник СССР: противолодочная амфибия Бартини

Первый из них, под маркировкой «1М», не мог ни взлетать, ни садиться. На нем конструкторы испытывали общие аэродинамические качества аппарата, его устойчивость на всех режимах полета, а также возможности маршевых двигателей. Интересная деталь: «1М» скрывался под опознавательными знаками Аэрофлота с бортовым номером СССР-19172. 

Второй образец, «2М» был сконструирован под отработку взлета и посадки. Замыкала троицу оружейная модель, призванная протестировать боевое применение комплексов вооружения. 

Первый полет ВВА-14 состоялся 4 сентября 1972 года — спустя семь лет после начала разработки. «Летали так, как на тренажере!», — похвалил детище Бартини летчик-испытатель Ю.М. Куприянов. Аэродинамическая схема с крылом-центропланом полностью себя оправдала. Два маршевых двигателя Д-30М продемонстрировали стабильную и надежную работу на протяжении всех испытательных полетов, вплоть до лета 1973 года. 

Единственной неразрешенной проблемой остались двенадцать подъемных двигателей РД36-35ПР, которые так и не были доработаны к началу полетов.  В итоге последняя опытная модификация ВВА-14 (14М1П) превратила аппарат в экраноплан. 



И хотя экспериментальный аппарат так и не смог взмыть в небо с водной глади, он стал своеобразным воплощением творческого гения советской конструкторской школы. Посмотреть на корпус прототипа ВВА-14 можно в Центральном музее ВВС в Монино.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация