ВЛ / Статьи

Вопрос нацбезопасности: зачем России десятки аэродромов в Арктике

+1
17-07-2016, 00:00...
1 048
 

Министерство обороны России сегодня уделяет особое внимание своим подразделениям в Арктике. Под работу в условиях Крайнего Севера разрабатываются отдельные версии вооружений и техники, идет строительство инфраструктурных объектов для более чем 20 тысяч военнослужащих. Особую роль в развитии российской арктической группировки играют военные аэродромы. Редакция сайта телеканала «Звезда» выяснила, зачем Минобороны понадобилось восстановить десятки советских аэродромов и построить новые.

Вопросы логистики в Арктике сегодня эффективно решает российский ледокольный флот. Ледоколы, которых у России больше, чем у какой-либо другой страны, увеличили навигацию с шести до девяти месяцев. Сейчас это имеет большое значение, поскольку на шести северных островах идет активное строительство военной инфраструктуры, а ледоколы ведут караваны кораблей со строительными материалами: аэродромными плитами, цементом, металлом, трубами, арматурой и техникой.
 
Строительные ресурсы сегодня нужны в том числе и для военных аэродромов, которые после сдачи в эксплуатацию полностью решат вопрос логистики даже для самых северных баз России.

Согласно данным Минобороны, Спецстрой России сегодня ведет работы по реконструкции и строительству десяти аэродромов в арктической зоне, среди которых Североморск-1, аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), который в будущем сможет принимать самолеты Ил-78, Рогачево (Архангельская область), Тикси (Республика Саха (Якутия)), Темп (остров Котельный).

Кроме этого, ведутся проектно-изыскательские работы по реконструкции аэродромов Североморск-3 (Мурманская область), Нарьян-Мар (Архангельская область), Воркута (Республика Коми), Алыкель (Красноярский край), Анадырь (Чукотский АО).
 
При этом, кроме взлетно-посадочной полосы, планируется возвести всю необходимую инфраструктуру, а именно пункты наведения авиации, радиолокаторы. Об одном из них, РЛС «Подсолнух», телеканал «Звезда» сообщал недавно. Арктическая версия этой загоризонтной радиолокационной станции сможет обнаруживать все воздушные и надводные цели.

Вопрос национальной безопасности

Стоит отметить, что строительство аэродромов прежде всего касается вопроса национальной безопасности. Эта проблема впервые появилась в середине прошлого века, когда весной 1949 года американская авиация усилила разведку в приграничном воздушном пространстве Советского Союза. Самолеты США летали с регулярной периодичностью, изучая, на каком расстоянии их засекали советские локаторы ПВО, затем разворачивались на 180 градусов и уходили. Это американцам нужно было знать для разработки плана войны с СССР под названием Dropshot, в ходе которого предполагалось сбросить на объекты Советского Союза 300 атомных и 200 тысяч обычных бомб. Осуществить этот план было проще всего с Севера.
 
Именно поэтому с начала 50-х годов СССР начинает строительство аэродромной сети на северных островах, чтобы охранять подходы к Новой Земле.
 
Так, в конце 1950-х годов на острове Греэм-Белл был построен самый северный аэродром в мире, который использовался в качестве базы перехватчиков фронтовой авиации для входящих американских бомбардировщиков. Там располагались четыре перехватчика дальнего действия Ту-128. Однако этот уникальный аэродром, как и многие другие, прекратил свое существование в 1990-х годах.

Многие аэродромы полностью заброшены, а некоторые объекты разрушены. План Минобороны предполагает реанимацию этих уникальных объектов.
 
Так, министр обороны России Сергей Шойгу на конференции в Русском географическом обществе заявлял о реконструкции аэродрома Тикси совместно с ресурсодобывающими компаниями. Этому аэродрому уделяют особое внимание, поскольку он стратегически важен и для военных, и для гражданского населения. Шойгу поручил сформировать авиационную комендатуру, укомплектованную необходимыми специалистами, а также установить аппаратуру, позволяющую принимать военно-транспортную авиацию.

Арктический аэродром Тикси с 2017 года станет местом постоянного базирования самолетов фронтовой авиации и перехватчиков МиГ-31.
 
Другой восстанавливаемый аэродром – Темп, расположенный на острове Котельный архипелага Новосибирские острова. Там располагается и российская военная база. Сейчас работает временная грунтовая взлетно-посадочная полоса, но, возможно, вскоре она станет монолитной – строительные материалы уже в пути.

Очевидно, что российское военное присутствие в арктической зоне необходимо для дальнейшего экономического развития и обеспечения безопасности России. При этом стоит отметить, что Минобороны располагает на своих базах исключительно оборонительные, а не наступательные вооружения.
 
Развитие Северного морского пути обусловливает повышенное внимание к обеспечению безопасности мореплавания, научно-исследовательской и туристической деятельности в высоких арктических широтах.
 
Необходимость развития аэродромной сети арктической группировки доказывает и недавний инцидент с членом судовой команды лайнера Sea Spirit, у которого диагностировали аппендицит. Командир корабля обратился за помощью к российским пограничникам.
 
Пограничное отделение «Нагурское» Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району находится на острове Александры – одном из островков цивилизации на сотни километров вокруг. Для спасения жизни и здоровья моряка руководство Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району приняло решение о доставке больного в пограничное отделение для проведения срочной операции в операционном блоке медицинского пункта.
 
Инцидент с членом судокоманды лайнера Sea Spirit показывает, что даже в суровых условиях российской Арктики созданная инфраструктура позволяет эффективно решать нестандартные задачи и обеспечивать необходимый уровень безопасности на трассе Северного морского пути.
 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация