ВЛ / Статьи

Для продления СНВ-3 Москва поставит Вашингтону свои условия

+1
12-07-2016, 09:00...
1 109
 

Для продления СНВ-3 Москва поставит Вашингтону свои условия

Вашингтон хотел бы продлить важнейший российско-американский договор – СНВ-3. Причинами тому как личные амбиции президента Обамы, так и военно-политические соображения руководства США. Однако Россия может пойти в этом вопросе навстречу Соединенным Штатам только при выполнении трех ключевых условий, прямо связанных с американской системой ПРО.

Влиятельная американская газета Washington Post, ссылаясь сразу на несколько неназванных высокопоставленных работников президентской администрации США сообщила: по словам американских официальных лиц, Обама хочет, чтобы сокращение ядерных вооружений, которое он активно поддерживал с самого начала пребывания в Белом доме, стало «частью его внешнеполитического наследия».

Обама хочет оставить после себя наследство и продемонстрировать, что не все в отношениях с Россией было провалом, объясняет издание мотивы Белого дома. Основным в этом вопросе как раз и является продление СНВ-3. Газета также отмечает, что Белый дом хочет существенно сократить программу модернизации ядерных вооружений, которая стоит ни много ни мало 350 млрд долларов.

О подобных настроениях в американской администрации сообщалось и ранее, более того, сам Барак Обама призывал Россию и США и далее снижать ядерный потенциал. Так что данной газетной утечке в значительной мере можно доверять.

Важнейший договор

Что представляет собой СНВ-3 и почему он так важен?

Двусторонний договор о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических атомных вооружений (СНВ-3) был подписан Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2010 году и вступил в силу в феврале 2011-го. Договор рассчитан на 10 лет – он истекает в феврале 2021 года. Согласно соглашениям сторон, СНВ-3 может быть продлен еще на пять лет – как раз о таком продлении и ведет речь американская администрация.

СНВ-3 предусматривает сокращение развернутых стратегических носителей (межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков) с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. По данным из открытых источников, на 1 сентября 2015 года Россия имела 526 развернутых носителей и 1628 боеголовок на них, США, соответственно, 762 стратегических носителя и 1538 ядерных боеголовок.

Каждая из сторон вправе выйти из соглашения, «если она решит, что связанные с содержанием настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы» – такое право прописано в 14-й статье договора СНВ-3.

«Выход не актуален, но такая возможность имеется»

Но важнее этого для России прямая связь данного договора с развертыванием Соединенными Штатами системы ПРО, и российские представители неоднократно заявляли об этом. 

«Если американская система ПРО будет развиваться без участия России, наша страна будет вынуждена выйти из договора СНВ-3 и начать наращивание своей боеспособности, несмотря на достигнутые недавно договоренности», – предупреждал зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов в интервью газете ВЗГЛЯД, вышедшем еще в январе 2011 года – когда СНВ-3 готовился к ратификации в верхней палате российского парламента.

В мае председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров даже не исключил выход России из договора об СНВ в ответ на размещение элементов ЕвроПРО. Тогда же замминистра иностранных дел России Сергей Рябков заявил: «На сегодня выход из СНВ не актуален, но такая возможность имеется, и американцы об этом прекрасно знают. Здесь нет никаких корректировок в нашей позиции, это та же самая позиция, которая существовала на момент заключения СНВ».

И тем не менее можно сказать, что все-таки российская позиция претерпела некоторые изменения. Российские требования к Соединенным Штатам по поводу продления СНВ-3 существенно расширились.

Подход к сокращению ядерных вооружений должен быть комплексным, учитывающим потенциалы не только России и США, но и других стран – комментируя сообщения об американской инициативе, сказал в понедельник в эфире телеканала «Россия 24» полпред России при НАТО Александр Грушко. Так он прокомментировал вышедшую в Washington Post публикацию.

«Вкладом в укрепление международной безопасности было бы возвращение всех ядерных зарядов на территории стран, которые ими обладают, что сделала Россия. Необходимо иметь в виду, что по мере сокращения ядерных потенциалов основных ядерных игроков, то есть РФ и США, конечно, возрастает и роль ядерных потенциалов других государств. Поэтому со всех точек зрения подход должен быть другим», – сказал Грушко.

«Россия вряд ли пойдет на «сухое» продление»

Россия может не согласиться на продление договора СНВ-3, заметил в понедельник и сенатор Озеров. Чтобы этого не произошло, в тексте должна быть учтена озабоченность Москвы по поводу развертывания противоракетной обороны в 3-м и 4-м позиционных районах, заявил сенатор в комментарии РИА «Новости».

Поясним: в 2006 году администрация Джорджа Буша-младшего заявила о планах развертывания 3-го позиционного района ПРО в Восточной Европе. Этот термин активно употреблялся в ходе обсуждения проекта строительства радиолокационной станции (РЛС) в Чехии. В 2009 году недавно избранный президент Барак Обама заявил о корректировке политики в сфере ПРО. Вашингтон отказался от размещения ракет в Польше и РЛС в Чехии, решив разместить морские противоракеты SM-3 в Средиземном и «северных» морях, мобильные наземные противоракеты SM-3 в Центральной Европе и «тактические» РЛС в Юго-Восточной Европе.

12 мая этого года на бывшей военно-воздушной базе Девеселу на юге Румынии заработал первый объект системы противоракетной обороны НАТО в Восточной Европе, который фактически является элементом европейской ПРО США, прикрывающей инфраструктуру НАТО. Днем позже начали строительство еще одного подобного комплекса в Польше.

Таким образом, проект «3-го позиционного района» американской ПРО по сути продолжает реализовываться. 4-й позиционный район ПРО США, предположительно, может быть развернут на севере Европы. 5-й – как предполагается, в Японии.

Сенатор заявил, что Россия в целом поддерживает идею усиления контроля за стратегическими наступательными вооружениями и намерена очень внимательно рассмотреть соответствующие предложения. «Но если речь будет идти просто о «сухом» продлении договора без учета нашей обеспокоенности в связи с развертыванием ПРО в Европе, Россия вряд ли пойдет на это», – сказал парламентарий.

В Совфеде убеждены, что размещение позиционных районов американской ПРО в Восточной Европе является нарушением баланса военных сил и средств. Озеров напомнил, что при ратификации СНВ российский парламент сделал оговорку о том, что именно размещение ПРО может стать причиной выхода России из договора. По словам главы комитета, когда принималось решение о размещении ПРО в 3-м и 4-м позиционных районах, США объясняли его необходимостью предотвращения ударов со стороны Ирана. «Непонятно, как теперь, когда по поводу иранской ядерной программы сняты вопросы, можно объяснять нацеленность этих элементов ПРО», – резюмировал Озеров.

«Никакая ПРО США не спасет»

Даже если предложение продлить СНВ-3 действительно поступит от США, откликаться на него не стоит», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников.

«Американцы прекрасно понимают, что они нарушили связь между ПРО и СНВ, и рассчитывать им на новый договор не приходится», – отметил депутат. Он пояснил, что такие договоры готовятся заранее, и когда подходит срок их окончания, рабочие группы, эксперты, как правило, уже давным-давно работают над следующим СНВ. Для этого надо в том числе и по стране ездить, смотреть объекты и многое другое. «Так вот, они, понимая, что новый договор в сегодняшних условиях невозможен, что сами загубили создание его, решили пробить возможность: «а вдруг пролонгируем», – отметил Калашников.

Калашников напомнил, что предлагал в свое время выйти из договора. «Я это и сейчас предлагаю», – подчеркнул парламентарий. Он пояснил, что основным заградительным барьером от ПРО является создание именно тяжелых ракет с разделяющими головными частями – РГЧ. «Американцы это тоже понимают – иди, поймай эту ракету, которая разделится в космосе на множество боеголовок. Никакая ПРО Америку не спасет. Поэтому они предлагают СНВ, дальше сокращать стратегические вооружения – чтобы потом прикрыть себя этим противоракетным зонтиком, потому что против небольшого количества ракет он будет эффективен», – пояснил депутат.

Три условия России

«Переговоры о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов Москва будет вести при выполнении трех важнейших пунктов, – предположил член Общественного совета при Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Первый пункт: полный вывод американского тактического ядерного оружия из Европы на территорию США. Второе – при переговорах необходим суммарный зачет ядерных потенциалов США, Великобритании и Франции с одной стороны, и РФ – с другой. Третий пункт – американцы должны подписать юридически обязывающее соглашение об ограничении развертывания своих систем ПРО».

Коротченко полагает, что при отказе от выполнения этих трех пунктов ни о каких переговорах о сокращении российского ядреного потенциала не может быть и речи.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация