ВЛ / Статьи

Brexit: вызов безопасности США (The National Interest, США)

0
28-06-2016, 10:18...
1 000
 

Brexit: вызов безопасности США (The National Interest, США)

На протяжении 16 лет, с подписания Римского договора в 1957 году Францией, Германией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом, и до 1973 года Великобритания не входила в то, что тогда называлось Европейским экономическим сообществом. Великобритания смогла прийти в себя после Второй мировой войны, хотя и не быстро, в то время, как «Шестерка», как их называли тогда, гарантировали континенту, что новой войны между Германией и Францией, подобной войнам 1870, 1914 и 1939 года, больше не случится.

Еще шесть лет, с 1973 года и до прихода Маргарет Тэтчер в резиденцию на Даунинг-стрит, 10, в 1979 году, характеризовались застоем в британской экономике, слабым курсом фунта стерлингов, а также активностью профсоюзов, державших страну за горло. Членство в организации, называвшейся тогда Европейским Сообществом, не принесло никаких улучшений для жизни обычных британских граждан. Именно те люди, кто вспомнил о временах, предшествовавших приходу Тэтчер к власти, когда Великобритания состояла в структуре, ставшей называться Европейским союзом с 1993 года, составили большинство сторонников выхода Великобритании из ЕС. К ним, конечно, примкнули и другие, в основном, население Центральной и Северной Англии, так называемого «ржавого пояса» Британских островов. В любом случае, из процессов, продолжавшихся более 30 лет, начиная с 1957 года, был сделан вывод о том, что пребывание внутри ЕС или за его пределами не оказывает существенного воздействия на Великобританию.

Пока совершенно невозможно предсказать, какие последствия в экономической сфере возымеет выход Великобритании из Евросоюза. В соответствии со статьей № 50 Лиссабонского договора от 2007 года (вступившего в силу двумя годами позднее), на выход из Европейского союза у Великобритании есть два года. С какой именно даты предстоит отчитывать эти два года, неясно, так как статья 50 договора просто утверждает, что членство страны будет считаться утратившим силу с момента вступления в силу соответствующего соглашения или, в случае его отсутствия, через два года с момента уведомления. Когда именно полагается сделать уведомление, не указано. Более того, Совет Европы имеет полномочия продлить двухлетний срок по соглашению с государством, собирающимся выйти из ЕС. Другими словами, совершенно неясно, когда именно Великобритания выйдет из ЕС, и на каких условиях. Так как и Великобритания, и Евросоюз заинтересованы в минимизации эффекта от выхода — Великобритания ради смягчения отрицательных экономических последствий, а ЕС ради предотвращения краха европейского процесса — многие предсказывают, что процесс переговоров растянется на долгие годы.

Однако последствия для безопасности могут проявиться намного быстрее, особенно в том, что касается самой Великобритании, США и НАТО. Шотландская Национальная партия, призывающая к независимости Шотландии и выступающая, с одной стороны, за членство в ЕС, но, с другой стороны, против членства в НАТО, может снова потребовать провести референдум до того, как Великобритания завершит переговоры с Брюсселем. Если такой референдум состоится, и шотландцы поддержат обретение независимости, то Королевский флот потеряет базу подводных лодок в Фаслейне, а США лишатся возможности пользоваться этой базой в случае необходимости. В такой ситуации британскому флоту придется строить новую базу для субмарин, а это предприятие не из дешевых и может повлечь за собой прекращение финансирования других оборонных расходов Великобритании, если только средства на новую базу, например, в Давенпорте, не будут выделены из денег, сэкономленных на разрыве Вестминстера с Шотландией.

Пока новая база не будет построена, если строительство начнется первым делом, Вашингтон должен будет понять, что американский флот не может рассчитывать на использование базы в Фаслейне, как использовал базу в Холи-Лох до 1992 года, когда закончилась холодная война. С учетом нового появления агрессивной России, снова сделавшей важным то, что в годы Холодной войны называлось «Фарреро-Исландским рубежом» (Greenland-Ireland-Uk Gap), проходящим через Шотландию, невозможность использовать базу в Фаслейне не может не стать причиной для беспокойства США, Великобритании и НАТО в целом.

Переговоры относительно независимости Шотландии, скорее всего, будут проходить параллельно продолжительным переговорам Лондона с Брюсселем о выходе Великобритании из состава Евросоюза. Шотландцы уже сказали, что не будут настаивать на ликвидации британской базы в Фаслейне до 2020 года. Таким образом, у Вашингтона и Лондона есть некоторое время для обсуждения способов смягчения влияния шотландской независимости на их оборонительные позиции. Одним из возможных решений может стать размещение британских «Трайдентов» на базе в Кингс-бэй в Джорджии, где базируются «Трайденты» атлантического флота. Это ускорит передачу дополнительных американских «Трайдентов» Третьему флоту на Западном побережье, в рамках давно обсуждаемого поворота в сторону Азии.

Другая возможность — платить Шотландии за продолжение использования базы в Фаслейне. Лондон и Вашингтон могли бы платить столько же, сколько США платят за содержание своих баз в других странах. С учетом негативных экономических последствий шотландской независимости — движение за отделение было в силе, когда нефть стоила в два раза больше чем сейчас, вдобавок, Эдинбург потеряет субсидии от Великобритании — шотландцам потребуется источник поступления денег для поддержания правительства на плаву.

Несмотря на это, очень важно, чтобы Пентагон и британское министерство обороны разработали План Б по размещению своих вооруженных сил в случае, если Шотландия все-таки добьется независимости. Четыре года пролетят очень быстро, а детали такого Плана Б требуют долгого тщательного обсуждения. Ответственные за оборону должны признать, что должностные лица в Лондоне и Брюсселе слишком долго прятали голову в песок по поводу возможности выхода Великобритании из Европейского союза, неверно предположив, что британские граждане никогда не проголосуют против сохранения членства в ЕС. Эксперты и опросы поддерживали это мнение и ошиблись. Американским и британским военным и их гражданским руководителям следует помнить об этом, слушая экспертов и опросы, утверждающие, что Шотландия никогда не выйдет из Великобритании.

Дов Закхейм был заместителем министра обороны в администрации президента США Джорджа Буша и помощником замминистра обороны в первой и второй администрации Рональда Рейгана.

Автор Дов Закхайм (Dov S. Zakheim)






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация