ВЛ / Статьи

«Убийца подлодок»: каким будет возрожденный Ми-14

0
29-06-2016, 01:00...
915
 

О том, что на Казанском вертолетном заводе готовы возобновить выпуск вертолета Ми-14, который производился здесь в 1970-1980-е годы, сообщалось еще прошлым летом. В частности, на проходившем в июле 2015 года в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне холдинг «Вертолеты России» представил проект возобновления выпуска вертолета-амфибии. И вот появилась очередная информация, свидетельствующая о предстоящей реновации этой уникальной машины.

Генеральный директор научно-производственного концерна «Технологии машиностроения» Сергей Русаков сообщил о ведущихся работах по приспособлению авиационной противолодочной бомбы «Загон-2» для применения с вертолетов типа Ми-14. То есть, легендарная машина имеет все шансы на то, чтобы вновь вернуться в строй.
 
Водная «ВПП»
 
По словам Сергея Русакова, корректируемая противолодочная авиационная бомба «Загон-2» разработана входящим в состав концерна Научно-исследовательским инженерным институтом. Боеприпас предназначен для применения с вертолетов типа Ка-27 и уже освоен в серийном производстве. Однако не исключено использование бомбы для оснащения и других вертолетов, в том числе - как раз Ми-14, подчеркнул руководитель «Техмаша».
 
Разработанный в прославленном ОКБ Михаила Леонтьевича Миля этот вертолет хоть и не стал массовым (всего было выпущено чуть более 270 машин. Для сравнения - «милевских» вертолетов знаменитой восьмой модели было изготовлено свыше 12 тысяч экземпляров), он сразу же нашел свою нишу.

Заказчиком 14-й модели стал Военно-Морской Флот, который нуждался в противолодочном вертолете, способном действовать в водном пространстве в куда более широком смысле, чем модели семейства «Камова», имевшие ограниченные возможности приводнения. Кроме того, Ка-25 отличался неважными показателями по грузоподъемности, а это был ключевой момент в плане приема на борт противолодочного оборудования и средств поражения субмарин.
 
Для действий с водных «взлетно-посадочных полос» корпус нового вертолета, основой которого стала конструкция Ми-8, изменили. А именно - нижней части фюзеляжа придали лодочную форму, плюс были установлены дополнительные поплавки-баллонеты. В эти поплавки убиралось и складывающееся четырехстоечное колесное шасси, а все днище было сделано герметичным.
 
Ми-14 мог не просто садиться и взлетать с воды - он при необходимости мог плыть по воде, как по обычной рулежной дорожке. Производство Ми-14 велось на Московском и Казанском вертолетных заводах. После серии детальных испытаний, в том числе морских, машина была принята на вооружение.
 
Винтокрылый корабль
 
По отзывам вертолетчиков, Ми-14 получился действительно удачным образцом винтокрылой техники, приспособленной для работы в море. Машина могла совершать перелеты на дальности до 1200 километров, находиться в небе до пяти с половиной часов, легко совершать посадки на воду, производить взлеты, а при необходимости - идти по воде как корабль.
 
Спектр задач Ми-14 оказался максимально широк: от выполнения поиска подводных лодок (для этого вертолет снабжался поисковой радиолокационной и гидроакустической станциями, поисковым магнитометром и аппаратурой передачи данных) до спасательных работ. Существовали модификации вертолета-тральщика, пожарного вертолета. А по заказу Азербайджана был даже выпущен гражданский вариант Ми-14, предназначенный для перевозки 20 пассажиров в комфортабельной кабине. Машина предназначалась для обслуживания нефтяных вышек на Каспийском шельфе.

Довольно удачной получилась и поисково-спасательная версия Ми-14. В комплект оборудования вертолета вошли спасательная лебедка, способная поднять на тросе с сеткой одновременно троих человек, прожекторы, а также десять спасательных плотов, спускаемых на тросах.
 
Причем, имелась возможность буксирования этих плавсредств с воздуха на небольшой скорости. Еще одной задачей вертолета в поисково-спасательном и транспортно-эвакуационном вариантах был поиск экипажей спускаемых аппаратов космических кораблей, а также транспортировки этих аппаратов, совершивших приводнение, на внешней подвеске Ми-14.
 
Заслуженный военный летчик России, полковник запаса Павел Васильев вспоминал, как в 1975 году в отдельном противолодочном вертолетном полку, где он тогда проходил службу, началось освоение Ми-14ПЛ, пришедших на смену Ми-4М.
 
«Личный состав с большим энтузиазмом переучивался на новую технику, - отмечал офицер. - Мы гордились тем, что нашему полку первому доверили освоение современнейших по тем временам вертолетов. Как летчика меня удивила в Ми-14 его большая дальность и продолжительность полета. Баки, расположенные в лодке, вмещали 2.900 кг топлива, плюс дополнительная бочка в грузоотсеке.
 
Все это позволяло находиться в воздухе 5,5 часов, совершать перелеты на расстояние до 1.200 км или вести гидроакустический поиск подлодки с несколькими зависаниями в течение двух часов на удалении 200 км от аэродрома. Это в полтора, а то и в два раза превосходило возможности других вертолетов ПЛО! Отмечу и то, что в воздухе «четырнадцатый» вел себя очень устойчиво».

Торпедой с воздуха
 
Ми-14 применялись в военном флоте и в гражданском секторе в 11 государствах мира. И сегодня эти вертолеты состоят на вооружении авиации ВМС Польши. Как сообщают в холдинге «Вертолеты России», при наличии интереса со стороны потенциальных заказчиков здесь готовы модернизировать вертолет-амфибию с применением современных разработок и возобновить его производство. «Этот вертолет может значительно расширить возможности спасательных и экстренных служб, найти применение в ВМФ», - отмечается в сообщении холдинга.
 
Для военного флота особо востребована противолодочная специфика Ми-14. Перечисление одного только оборудования, предназначенного для поиска подводных объектов противника, впечатляет. Это и прицельно-вычислительное устройство «Ландыш», и аппаратура передачи данных «Снегирь», и радиолокационная станция «Инициатива-2М», и теплопеленгатор «Сура», и опускаемый магнетометр «Орша». Вертолет мог нести и свыше трех десятков сбрасываемых гидроакустических буев «Поплавок» или «Координата». За неподвижное висение вертолета над точкой поиска отвечала система автоматического управления.
 
Что же касается поражения вскрытой в море субмарины, то оно обеспечивалось торпедами типа «Стриж», «Орлан» или «Колибри», а также 50-килограммовыми противолодочными бомбами (Ми-14 в ударном варианте мог нести их до 12 штук) либо восемью 250-кг бомбами ПЛАБ-250-120. Имеется информация и о том, что Ми-14 мог нести ядерную глубинную бомбу «Скальп» мощностью в одну килотонну. Такое «изделие» могло одним подрывом уничтожить любую субмарину противника, в том числе облаченную в прочный титановый корпус.

Горизонты Ми-14
 
По мнению экспертов в области вертолетной техники, возрожденный Ми-14 будет крайне востребован не только в армии. Этот вертолет может совершать посадки на заболоченных участках местности в районах прокладки газопроводов, обеспечивать безопасность на маршрутах Северного морского пути, выполнять задачи, связанные с пожаротушением.
 
Кстати, в 1994 году в Испании при ликвидации крупных лесных пожаров успешно применялся вертолет Ми-14 «Елиминатор» - машина, созданная на базе российского Ми-14ПС совместно с германской фирмой «Аэротех». Это вертолет был снабжен гидробаком, насосом и шлангом для забора воды из водоемов. Слив воды производился через люк с открывающимися створками.
 
«Что касается мнения о том, что эта техника устарела (в свое время именно эта версия была названа в качестве основной причины для списания Ми-14), то посмотрите на наши космические корабли и ракеты-носители, - обращает внимание авиационный эксперт, подполковник ВВС в отставке Юрий Авдеев. - Некоторые виды космической техники разработаны чуть ли не в начале 1960-х, но до сих пор остаются надежным средством для доставки людей и грузов на орбиту.
 
То же самое и с авиационной техникой. Ту-95 создан в середине 50-х годов, но он по сию пору в строю. Если же говорить о возможной модернизации Ми-14, то можно предположить внедрение новой РЛС, установку более мощных двигателей с экранно-выхлопными устройствами, современные средства связи, а также прицельно-навигационный комплекс. Кстати, Ми-8 тоже родом из 60-х, но надежнее и универсальнее винтокрылой машины не найти. А модернизировать можно до бесконечности!».
 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация