ВЛ / Статьи

Прибалтика испытала «шок и трепет» из-за Breхit

0
27-06-2016, 06:00...
1 255
 

Прибалтика испытала «шок и трепет» из-за Breхit

Больше всего здесь боятся экономических последствий и судьбы СССР

Сам того не подозревая, в своих интригах Дэвид Кэмерон осуществил против слабых членов Евросоюза, в первую очередь стран Балтии, операцию «шок и трепет». Элиты Латвии, Литвы и Эстонии — в плохо скрываемой панике. Правда, не клеят британскому премьеру ярлык врага, хотя по прогнозам экспертов, Breхit может нанести такой же серьезный урон экономике, как эмбарго России в ответ на санкции Запада.

Тут стоит заметить, что недемократичное вмешательство лидеров ЕС в геополитические процессы, включая уничтожение Ливии, обман Виктора Януковича, которому обещали переговоры с оппозицией, но поддержали госпереворот, санкции против России с получением ответного эмбарго, потоки беженцев-мусульман, возникшие не в последнюю очередь и из-за позиции лидеров ЕС, стимулировало нестабильность в сообществе и тоже могло повлиять на выбор британцев.

Но что сделано, то сделано, и кашу придется расхлебывать им самим. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.

Министр экономики Латвии Арвил Ашераденс прагматично прикинул последствия Breхit. Напомнил: Туманный Альбион является седьмым крупнейшим рынком латвийского экспорта. Высказал тревогу по поводу будущего экономического сотрудничества с Лондоном.

Тут следует отметить, что плач по экспорту в Великобританию в размере 5% общего объема экспорта «почему-то» не сопровождается рыданиями из-за потери российского рынка: на нашу страну в прошлом году, уже в период действия санкций-эмбарго, в Латвии приходилось 8,2% экспорта. А важнейшими партнерами были среди стран ЕС Литва (17,8% общего объема экспорта), Эстония (12,6%), Германия (6,7%) и Польша (6,3%). Понятно, что в конце этого года в Риге подсчитают падение экспорта в Россию и прослезятся, но злобно промолчат. МИД Латвии недавно сам подбросил цифры, но без стенаний: из-за плохих отношений с Россией потери республики уже составили 0,85% ВВП.

А Арвил Ашераденс напомнил про Великобританию: в прошлом году объем экспорта латвийских товаров на остров составил 488 млн евро, что на 6,75% больше 2014 года. Правда, по мнению министра, в краткосрочной перспективе существенных угроз экономическому сотрудничеству с Великобританией он не видит, разве что на экспорт может негативно повлиять падение курса британского фунта.

Его идеи поддержал экономист банка Citadele Мартыньш Аболиньш, тоже заметивший, что в краткосрочной перспективе Breхit не должен серьезно повлиять на экономику Латвии, но при плохом сценарии страна может почувствовать негативное влияние в 2019 году, а к 2022-му потерять несколько сотен миллионов евро.

Но сам же экономист подчеркнул: прогнозировать влияние Breхit на ЕС и глобальные процессы невозможно, хотя и высказал уверенность, что с экономической точки зрения оно явно будет негативным. Ну так вот: у президента соседней страны — Литвы — Дали Грибаускайте, которая разбирается в экономике, так как была еврокомиссаром по бюджету и финансам, иное мнение. Она считает: «В краткосрочный период Евросоюз ощутит последствия этого решения». То есть быстро, а не с 2019 года.

Да, прогнозы — дело неблагодарное, но все же нельзя не отметить: в целом общий взгляд на будущее ЕС в странах Балтии — негативный. Полное ощущение, что элиты этих стран испытали шок, не ожидали такого результата референдума. Лишь президенты пытаются делать хорошую мину. «Мы уважаем волеизъявление жителей Соединенного Королевства. Соединенное Королевство является и останется важным партнером Литвы в сферах безопасности и экономики», — говорит Даля Грибаускайте. «Позднее мы найдем общую модель сосуществования Европейского Союза и Соединенного Королевства», — уверена она. Президент Латвии Раймонд Вейонис заявил: «Ясно, что выход Великобритании изменит ЕС и повлияет на него. Страны Евросоюза должны сделать все возможное для того, чтобы сохранить достигнутое в процессе интеграции, и в то же время стимулировать экономический рост, глобальную конкуренцию и поддержку общества». Правда, и подчеркнул: «Это небывалый случай в истории ЕС, поэтому трудно предвидеть, насколько долгим будет процесс и каким — результат». А президент Эстонии Тоомас-Хендрик Ильвес призвал, словно перед войной: «Лучше всего сейчас сохранять спокойствие, принять случившееся». И взялся уговаривать соотечественников: «В какой-то степени можно даже порадоваться за то, что в ЕС и его странах действует демократия».

Однако элита «этажом пониже» ведет себя откровеннее. Экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга сказала агентству BNS, что у нее «ощущение, как на похоронах хорошего друга или знакомого». «Для Европы все это грустно», — заключила она. Глава МД Латвии Эдгар Ринкевич написал в социальной сети Facebook: «Это тревожный звонок для европейцев в Европе». По мнению МИД Латвии, произошедшее — «беспрецедентный случай в истории Евросоюза».

Кстати, это не совсем так. Больше 30 лет назад в Гренландии состоялся референдум о выходе из ЕС. 53% поддержали тот Greneхit. Однако Гренландия является датской автономией, и стала «специальной территорией» ЕС.

Эстонский премьер Таави Рыйвас заявил: «Решение выйти из состава Европейского союза неизбежно разочаровывает». Бывший министр иностранных дел Эстонии, европарламентарий Урмас Паэт встревожен: выход Великобритании из сообщества ослабит позиции, которых придерживается Таллин, в том числе по политике в отношении России. Кроме того, его волнует уменьшение бюджета Евросоюза и возможный «эффект домино» среди других государств-членов ЕС. Ослабление Евросоюза не в интересах Эстонии, учитывая геополитическое положение страны, утверждает экс- глава МИД Эстонии.

А ведь о ситуации предупреждали те европарламентарии, которые помудрее. Когда Литва собиралась вводить евро, экс-президент, лидер партии «Порядок и справедливость» Роландас Паксас уговаривал этого не делать из-за того, что, на его взгляд, у Евросоюза — неясные перспективы. Разделявший ту же точку зрения лидер Избирательной акции поляков Литвы, европарламентарий Вальдемар Томашевский в канун референдума заявил: «Такой бюрократии, как сегодня в ЕС, уже давно не было на нашем континенте. Власть оторвалась от реальной жизни, не слышит голоса своих граждан. Возможно, результат этого референдума будет холодным душем для евробюрократов».

Правда, похоже на ситуацию в позднем СССР?





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация