ВЛ / Статьи

Япония хочет мира, но готовится к войне

0
23-06-2016, 21:29...
841

Япония хочет мира, но готовится к войне

После того как в декабре 2012 года Синдзо Абэ во второй раз занял кресло премьер-министра Японии, в стране начались реформы, направленные на ликвидацию запрета, гласящего, что «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны», закрепленного 9 статьей Конституции 1946 года. Реформы по военной «нормализации» страны проводятся на фоне усиления напряженности в китайско-японских отношениях из-за прав на архипелаг Сэнкаку (Дяоюй). Но как в действительности расставлены приоритеты Токио в области национальной безопасности?

С начала 1950-х годов в основу внешней политики Японии легла «доктрина Ёсиды» (по имени премьер-министра Ёсида Сигэру), согласно которой Япония должна была полагаться на союз с США в обеспечении своей безопасности, занимать сдержанную позицию во внешней политике и восстанавливать экономику страны путем расширения внешнеэкономических связей. В конце 1970-х годов ее логическим продолжением стала «доктрины Фукуды», подтверждавшая сохранение за Японией статуса невоенной державы. При этом правительство следовало принципу sankei bunri — разделения экономики и политики.

Перелом произошел в 1990-х годах, когда на Токио посыпались упреки из Вашингтона из-за неучастия в войне в Персидском заливе и все более настойчивые рекомендации стать самостоятельнее в деле обеспечения своей безопасности. Затем к этому прибавился экономический и военный рост КНР; стремление Вашингтона видеть Японию в качестве более сильного союзника для сдерживания Китая; ситуация на Корейском полуострове, периодически обостряющаяся в связи с проведением КНДР ядерных испытаний; внешнеполитические амбиции нынешнего японского руководства. Все это в итоге привело к пересмотру Японией той роли, которую страна могла и хотела бы играть в системе международных отношений. Военные реформы оказались важным компонентом этого процесса.

Решение реформировать Силы самообороны Японии (ССЯ) не было одномоментным. В начале XXI века на высшем политическом уровне все громче стали звучать идеи о необходимости изменения тех статей Конституции, которые ограничивают страну в возможности иметь полноценную армию.

С началом второго премьерского срока в 2013 году Абэ вновь выразил намерение расширить полномочия ССЯ, а в сентябре 2015-го подписал указ, изменяющий толкование 9 статьи Конституции, до этого позволявшей им применять оружие только при непосредственной угрозе национальной безопасности или нападении. Новый закон, в зависимости от его толкования в какой-либо конкретной ситуации, позволяет Силам самообороны участвовать в военных операциях за рубежом, в том числе приходить на помощь вооруженным силам США, даже если прямой угрозы национальной безопасности Японии нет.

Такое положение дел создало условия, когда существование ССЯ в нынешнем статусе противоречит наложенному на страну после Второй мировой войны запрету на содержание армии. Если основанием для самообороны является нападение на страну, то участие в военных операциях за рубежом, не связанных напрямую с интересами Японии, — уже не самооборона. Это обстоятельство готовит почву для дальнейших преобразований: в феврале 2016 года Синдзо Абэ предложил изменить уже саму статью Конституции, в которой страна отказывается от войны как суверенного права нации.

Для более оперативного и эффективного реагирования на кризисные ситуации в 2013-м был создан Совет национальной безопасности — центр сбора информации в сфере безопасности и формирования основных направлений в сфере внешней политики и политики безопасности. Его штаб находится в расположении Секретариата кабинета министров, а председателем является непосредственно премьер-министр.

Какие же ситуации японское правительство считает потенциально кризисными?

Оценка рисков


В Белых книгах самообороны Японии периода премьерства Абэ среди дестабилизирующих ситуацию в регионе факторов называется ядерная программа Северной Кореи и усиление военной активности России. Отдельные пункты посвящены территориальным спорам в Южно-Китайском море, кибербезопасности и международному терроризму.

Показательно особое внимание к «превращению Китая в морскую державу», «пытающуюся подорвать контроль» государств над островами (права на которые он заявляет) в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях (ВКМ и ЮКМ). Беспокойство японского правительства вызывает установление Китаем идентификационной зоны ПВО в Восточно-Китайском море, охватывающей архипелаг Сэнкаку (кит. Дяоюй), а также появление китайских разведывательных самолетов в воздушном пространстве островов Окинава и Миякодзима и курсирование кораблей ВМФ КНР неподалеку от акватории спорных островов.

В Книгах говорится о том, что роль оборонных возможностей Японии постоянно растет в ответ на существующие в регионе вызовы. В принятом в декабре 2015 года военном бюджете среди функций, которые ССЯ должны выполнять, указывается необходимость эффективного сдерживания и реагирования на вызовы безопасности, в том числе так называемых «отдаленных островов» (по всей видимости, речь идет о Сэнкаку). Но имеет ли военная «нормализация» Японии исключительно антикитайскую направленность?

Не так страшен Китай …

Реформы кабинета Абэ, ликвидирующие ограничения, наложенные на Японию после Второй мировой войны, направлены не только и не столько против усиления китайского военного присутствия в районе Сэнкаку.

Во-первых, китайско-японские отношения – важный фактор в обеспечении мира и стабильности в АТР (Токио не может не отдавать себе в этом отчет). И, несмотря на выражение беспокойства по поводу усиления военной активности Китая в ВКМ и ЮКМ, Япония будет поддерживать взаимовыгодные экономические отношения с ним.

Усиление военного присутствия Японии в районе Сэнкаку — естественная реакция на территориальные претензии Пекина. Фактически архипелаг и так находится под управлением Токио. Но поскольку Китай пытается продемонстрировать свой контроль над островами, японское правительство вынуждено реагировать путем наращивания своей военной мощи. В то же время Япония воздерживается от шагов, которые могли бы спровоцировать столкновение.

Во-вторых, положения Белых книг самообороны, Программы национальной обороны, Стратегии национальной безопасности 2013 года указывают на ответный характер военных реформ и политики Японии. Ответный не только по отношению к усилению военно-политического влияния Китая в регионе, но и к ядерной программе КНДР, военному присутствию России в Тихом океане, активизации международного терроризма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

После проведения КНДР ядерного испытания 6 января и запуска спутника 7 февраля 2016 года именно действия Пхеньяна вызывают в Токио большую обеспокоенность, нежели заходы китайских военных кораблей в акваторию Сэнкаку. Так, 18 марта в Токио на территории оборонного ведомства на постоянной основе были размещены зенитные ракетные комплексы Patriot PAC-3 на случай новых запусков ракет КНДР, создающих непосредственную угрозу Японии.

В-третьих, поддержание определенной напряженности в отношениях с Китаем по поводу островов по-своему выгодно японскому правительству. Демократическая партия Японии (ДПЯ), находившаяся у власти в период с 2009 по 2012 год, делала акцент на внутриполитических проблемах. И именно при ДПЯ обострились сразу три территориальных спора Японии: президент Медведев впервые посетил Курильские острова, произошло столкновение китайского рыболовецкого траулера и двух японских кораблей береговой охраны у спорных островов, а президент Республики Корея Ли Мён Бак совершил визит на острова Такэсима (кор. Токто).

Придя к власти в конце 2012 года, Либерально-демократическая партия стала уделять больше внимания отношениям с соседями и усиливать компонент военного строительства. Его целью является продемонстрировать не только китайскому политическому истеблишменту, но и собственным гражданам твердое намерение отстаивать свои права на Сэнкаку.

В-четвертых, следует учитывать позицию США. Поскольку Сэнкаку подпадают под обязательства американо-японского соглашения о взаимном сотрудничестве и безопасности, то сохранение трений в отношениях между Пекином и Токио, не переходящих в открытый конфликт, выгодно Вашингтону: оно усиливает антикитайскую направленность американо-японского союза.

В-пятых, важно понимать, что наращивание экспорта вооружений — источник прибыли для японских корпораций. В связи с этим наблюдается усиление военно-технического сотрудничества со странами АСЕАН и стремление японской стороны на таких площадках, как АСЕАН+3, поднять проблему возведения Китаем искусственных островов.

Стоит отметить также претензии Токио на статус постоянного члена СБ ООН и то, как это связано с изменением статуса Сил самообороны, чья деятельность в миротворческих миссиях ООН и антипиратских кампаниях ранее ограничивалась. Повышение мобильности ССЯ и упрощение процедуры одобрения использования их за рубежом позволяет Японии активнее участвовать в миротворческих операциях, укрепляя престиж страны на международной арене.

И наконец, темпы военных реформ в Японии сдерживаются возможностями ее экономики: 5 периодов рецессий из 6 пришлись на период «абэномики». И хотя текущий военный бюджет страны стал самым большим за послевоенную историю, достигнув 41,4 млрд долларов, о его стремительном увеличении говорить не приходится: в 2014-м рост расходов на армию составил 2,2% по сравнению с предыдущим годом, тогда как в 2016 году — только 1,5%.

Таким образом, военные реформы в Японии вызваны не столько беспокойством по поводу растущей военной активности КНР в районе спорных островов, сколько международной ситуацией в целом и амбициями японского руководства. И этот путь – отражение эволюции подхода Токио к формированию внешнеполитического курса в условиях глобальных политических и экономических перемен.
Автор Дарья Грибкова
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация