ВЛ / Статьи

Противоядерный зонтик России: как наша ПРО «обезвредит» американские МБР

0
22-06-2016, 09:39...
1 167
 

В начале этой недели совместные боевые расчеты полигона РВСН «Сары-Шаган», войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС России, а также представителей оборонной промышленности провели испытательный пуск противоракеты ближнего действия системы противоракетной обороны. Как сообщили в Управлении пресс-службы и информации Минобороны Росси, запуск проводился с целью подтверждения тактико-технических характеристик противоракет. По итогам стрельбы командующий войсками ПВО-ПРО - заместитель Главкома ВКС генерал-лейтенант Виктор Гуменный подчеркнул: противоракета в ходе проведенных испытаний выполнила свою задачу, успешно поразив условную цель.

Залпы над Сары-Шаганом

Система противоракетной обороны состоит на вооружении соединения ПРО, сформированного в прошлом году рамках создания Воздушно-космических сил и входит в состав 1-й армии (особого назначения) ПВО-ПРО. Задача «противоракетчиков» - отразить агрессию с воздуха и из космоса, обеспечить защиту пунктов управления государства и Вооруженных Сил, административных центров и важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, а также уничтожить головные части баллистических ракет противника.

В командовании ВКС подчеркивают: в настоящее время войска ПВО и ПРО обладают серьезным техническим заделом в области противоракетных средств. Вся система представляет собой совокупность разнесенных по территории технических средств, функционирующих в реальном масштабе времени и обеспечивающих гарантированную оборону от баллистических ракет. В том числе - оружия нового поколения, обладающего ступенями разведения и значительным количеством боевых зарядов, новейшими комплексами средств преодоления, включающими станции активных помех, ложные цели различных классов.
 
Как отмечают военные, в рамках развития отечественной системы ПРО проводится модернизация, ведутся работы по расширению боевых возможностей отечественной противоракетной обороны.
 
Испытательные пуски противоракет на полигоне Сары-Шаган стали уже регулярными. Год назад здесь в очередной раз испытывалась ракета ближнего действия. Замкомандующего Войсками воздушно-космической обороны генерал-лейтенант Сергей Лобов сообщил тогда, что «противоракета системы ПРО успешно поразила цель, уложившись в установленное время». В целом, как отметили в командовании ВКО, состав и боевые характеристики российской системы ПРО позволяют парировать угрозу возможного применения ракетно-ядерного удара, повышают порог так называемого «ответного ядерного реагирования», а также «вскрывают» уровень и направленность удара, используя высокоточные информационные средства.

Антиядерный «зонтик»

О российских средствах ПРО по понятным причинам известно немногое. В открытых источниках можно найти сведения о системе А-135 «Амур», предназначенной для отражения удара по столице и центральному промышленному району. В состав системы входят, в том числе, ракеты 53Т6, которые, по некоторым сведениям, и проходят испытания на Сары-Шагане.

Эта ракета уникальна по своим характеристикам и по ряду параметров не имеет аналогов в мире. К примеру, по тяговооруженности и допустимым перегрузкам она более чем в 1,5 раза превышает лучшие мировые образцы. Общий заряд боевой части ракеты составляет не менее 10 килотонн (всего в два раза меньше мощности бомбы, взорванной над Хиросимой). Обладая скоростью на некоторых участках полета до пяти километров в секунду, ракета способна максимально точно поражать стратегические баллистические ракеты, нивелируя саму актуальность нанесения удара.
 
При этом до своей максимальной скорости ракета разгоняется за 3-4 секунды. По последним данным, систему стратегической противоракетной обороны могут пополнить не менее уникальные комплексы А-235 (их также называют «Самолет-М»). В ряде СМИ прошла информация о том, что этим средствам под силу поражать ядерные ракеты противника в ближнем космосе. Тактико-технические данные комплексов засекречены, известно лишь, что ракеты нового комплекса - самые быстрые в мире, а в качестве боевой части они могут использовать как ядерный, так и кинетический заряд.
 
Отмечается, что с вводом в строй этих комплексов, а также ЗРС С-500, над столицей развернется многоступенчатая система ПРО, которая станет основой для создания антиядерного «зонтика» над всей страной. В комплексную интегрированную систему воздушно-космической обороны войдут также средства обнаружения наземного типа, в том числе дальнего радиуса действия - такие, как загоризонтные станции предупреждения о ракетном нападении. 

«Парта» для «противоракетчиков»

История полигона Сары-Шаган стартует где-то с середины прошлого века. Уже в марте 1961 года противоракетой В-1000 с осколочно-фугасной боевой частью была уничтожена баллистическая ракета Р-12, запущенная с полигона Капустин Яр. Ракета летела на высоте 25 км со скоростью более 3 километров в секунду с установленным макетом боевой части массой 500 кг. Для сравнения: первый американский эксперимент по безъядерному механическому поражению головной части баллистической ракеты был проведен лишь спустя 23 года - в 1984 году, когда противоракета, стартовавшая с атолла Кваджалейн в Тихом океане, поразила межконтинентальную баллистическую ракету Minuteman II с макетом боевого блока.

В настоящее время полигон Сары-Шаган по-прежнему эксплуатируется в интересах совершенствования отечественных средств ПРО. В марте прошлого года главой российского военного ведомства генералом армии Сергеем Шойгу и министром обороны Казахстана Имангали Тасмагамбетовым были подписаны протоколы к межгосударственным соглашениям о порядке использования испытательных полигонов, расположенных на территории Казахстана, и протоколы к межправительственным договорам об их аренде. На встрече, прошедшей в рамках IV Московской конференции по международной безопасности в Москве, были подписаны документы о передаче казахстанской стороне более 1,6 миллиона гектаров неиспользуемых территорий. Как подчеркнул тогда Сергей Шойгу, «мы учли все пожелания казахстанской стороны по выводу земель из аренды».

По словам министра обороны России, новые границы полигонов «позволят полностью обеспечить проведение испытаний нового вооружения и военной техники». Кроме того, российский министр подчеркнул, что проводимые здесь испытания служат безопасности не только России, но и Казахстана. «Делить нам нечего, наоборот, есть что совместно создавать», - заключил тогда Сергей Шойгу.
 
Как пояснил позже заместитель министра обороны России Анатолий Антонов, подписанные протоколы касаются не только полигона Сары-Шаган, но и боевых полей 929-го Государственного летно-испытательного центра Минобороны России. «Работа над этими документами позволила выйти на принципиально иной уровень взаимодействия РФ и Казахстана в вопросе функционирования наших полигонов на казахстанской территории, - подчеркнул тогда замглавы российского военного ведомства, отвечающий за взаимодействие по линии международного сотрудничества. - Мы постарались полностью учесть интересы казахстанских партнеров в освоении земельных участков, которые были еще в советское время переданы вооруженным силам для испытаний нового вооружения. Мы идем на этот шаг, учитывая просьбы казахстанской стороны и оставляя в аренде только самые необходимые для проведения испытаний площади.
 
Суммарная годовая арендная плата за использование полигонов составляет19,357 млн. долларов, сообщил Анатолий Антонов. Новые конфигурации боевых полей полигонов Минобороны России позволят полностью обеспечить проведение испытаний нового вооружения и военной техники при требуемых условиях безопасности.

Гарантии победы

Сары-Шаган и дальше будет служить в качестве испытательного полигона для элементов российской системы ПРО, отмечают в Минобороны РФ. Не случайно, в последние годы на полигон было поставлено самое современное оборудование экспериментально-испытательной базы, которое позволяет получать измерительную информацию в максимальном объеме. Уже завершается модернизация экспериментальной испытательной радиолокационной станции «Неман-П»: ее итогом станет расширение информационных возможностей и увеличение рубежей работы станции. К слову, с 1981 по 1991 годы радиолокатор этого типа принимал участие в проведении измерений более чем в трехстах пусках ракет при испытаниях отечественных боевых блоков и комплексов средств преодоления ПРО, в том числе ракетных комплексов «Пионер» и «Тополь».

Как сообщили в Минобороны России, на полигон также поставлены комплексы оптико-электронных систем наземного базирования «Берет-М», оптико-электронные станции траекторно-измерительного комплекса «ОЭС ТИК», станции «Сажень-ТМ», антенные комплексы приемо-телеметрической информации, другая аппаратура.
 
Как считает военный эксперт Михаил Ходаренок, заниматься развитием систем ПРО необходимо. «Американцы постоянно что-то испытывают в области противоракетной обороны, - отмечает он. – Правда, еще не известно, чем они там занимаются и что именно делают: результаты своих испытаний они показывают под тем углом, который им выгоден. У них задача - при помощи своих средств ПРО вырвать у нас ядерное «жало. Если оно будет вырвано, или нейтрализовано, то с нами они будут разговаривать совсем по-другому».
 
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров также считает, что испытаниями российских средств ПРО подтверждается эффективность и способность защиты страны от ограниченного ракетно-ядерного удара. « Идет прогресс в этой области, идет перевооружение наших систем ПРО, - полагает эксперт. - Мы здесь совершенно не отстали от американцев, как возможно кто-то считает».

А главный редактор журнала «Национальная оборона» (к слову, полковник РВСН запаса) Игорь Коротченко, убежден, что успешное проведение испытаний противоракеты ближнего радиуса действия показывает, что «ведущиеся в России разработки в сфере воздушно-космической обороны соответствуют передовым мировым тенденциям в сфере нейтрализации потенциальных ракетных угроз, исходящих в том числе от США, и позволяют значительно укрепить потенциал соединений ВКС, отвечающих за противоракетную оборону Москвы и центрального промышленного района, а также уверенно парировать как нынешние, так и перспективные угрозы».

Даже западные эксперты – и те оценивают возможности российской системы обороны от средств нападения с воздуха крайне высоко. В частности, в опубликованной не так давно статье в американском журнале The National Interest особо выделены боевые возможности перспективного комплекса С-500. Комментируя эту публикацию, эксперт Центра анализа, стратегий и технологий Сергей Денисенцев отмечает, что «на сегодня в данные системы закладывается возможность перехвата ракетного оружия, в результате чего С-500 станет уже не комплексом ПВО, а, по сути, частью системы российской противоракетной обороны с возможностью противоспутниковой борьбы на низких околоземных орбитах».
 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация