ВЛ / Статьи

Бряцание Хиросимами

0
14-06-2016, 04:00...
993
 


Охота на русского «Медведя» была выгодным бизнесом

Инициаторы ядерной гонки – американцы, охватив СССР чуть ли не кольцом своих военно-воздушных баз, сами были серьезно обеспокоены советскими успехами в развитии стратегической авиации. И хотя тяжелых бомбардировщиков М-4, 3М и Ту-95 было построено на порядок меньше числа, которым штатовская разведка стращала Белый дом, программа обороны от них континентальной части США получила во второй половине 50-х наивысший национальный приоритет.

ЦРУ и военной разведке США подыграл Хрущев. С его ведома на воздушном параде в Тушине летом 1955 года над трибунами пролетели одни и те же турбореактивные бомбардировщики М-4 – сначала десять машин, а затем из их же числа два раза по девять, что произвело неизгладимое впечатление на иностранных наблюдателей. На Западе разнервничались и решили, что СССР штампует мясищевские «Бизоны» (Bison) или «Молоты» (как М-4 и усовершенствованный вариант 3М прозвали в НАТО) уже сотнями.

В августе следующего года американская разведка с удовольствием запустила эту утку на специальных слушаниях в конгрессе. СССР к тому времени начал еще и серийное производство турбовинтового тяжелого бомбардировщика Ту-95. Словом, конгрессмены впечатлились, разведка купалась в лучах славы, а военно-промышленный комплекс США предвкушал новые заказы и соответственно прибыли. Противостояние «советской угрозе» было выгодным бизнесом, равно и отечественный ВПК любил награды, звания и премии (что не умаляет его достижений). На самом деле «Бизонов» всех мастей было выпущено порядка 80, а «Медведей» (Ту-95, по-натовски Bear) – менее 200. Для сравнения: только их сверстников – B-52 «Стратофортресс» фирма Boeing построила 521 штуку. Кстати, B-52 живы и даже кое-где воюют, а мясищевские машины теперь разве что в музее увидишь – в строю из первого послевоенного поколения отечественных бомбардировщиков остались только модернизированные Ту-95.

Американцы считали, что русские «Бизоны» и «Медведи» при дозаправке в воздухе имеют межконтинентальный радиус действия и могут нести до четырех термоядерных бомб мощностью восемь мегатонн каждая (реально штатное ядерное вооружение самолетов составляли как водородные РДС-37, так и атомные РДС-3, РДС-4). Чтобы гарантировать уничтожение советских бомбовозов, прорывающихся к целям в США, там было решено разработать мощное противовоздушное ракетное оружие в ядерном снаряжении. Работы велись по направлениям «воздух-воздух» и «земля-воздух».

«Джинны» на потоке

Самой дешевой системой оказалась ракета AIR-2 Genie («Джинн») – неуправляемый реактивный снаряд, запускаемый с борта истребителя-перехватчика. Разработала «Джинна» фирма McDonnell Douglas. Эта штука, развивавшая скорость втрое быстрее звука, оснащалась ядерной боеголовкой W-25 малой мощности – 1,5 килотонны. Ракета Genie, известная также под войсковым обозначением MB-1 и кличкой «Динь-дон» (Ding Dong – «Колокольный звон»), была разработана специально для уничтожения советских бомбардировщиков над Атлантикой, Тихим и Северным Ледовитым океанами. Применять ее допускалось на высотах не менее 1500 метров, дальность полета составляла около 10 километров, радиус поражения – до 300 метров, что компенсировало отсутствие системы наведения.

Спастись от «Джинна» дозвуковой тяжелый бомбардировщик, если уж на него удалось навести перехватчик, не мог. Поскольку никаких «мозгов», то есть системы управления, у MB-1 не предусматривалось, обмануть ракету помехами было нереально. Но даже если бы бомбардировщик каким-то чудом уцелел, электромагнитный импульс ядерного взрыва наверняка бы его ослепил, выведя из строя бортовую электронику, не говоря уже о возможном воздействии на автоматику ядерной бомбы.

Но и летчик, «выпустивший джинна», должен был проявить максимум профессионализма, чтобы самому не досталось от взрыва. Сразу после пуска ракеты следовало совершить крутой вираж и удирать на максимальной тяге.

19 июля 1957-го «Джинн» в первый и последний раз был испытан в ходе операции Plumbob с помощью всепогодного истребителя F-89 Scorpion над ядерным полигоном в Неваде. Американская промышленность «пекла» эти ракеты, как пирожки, – тысячами. На вооружении они продержались до 1986 года, став штатным оружием для истребителей-перехватчиков F-89, F-101 Voodoo, F-102 Delta Dagger и F-106 Delta Dart. Перехватчики «Вуду» (под обозначением CF-101B) с ядерными «Джиннами» имелись и в королевских канадских военно-воздушных силах (RCAF). Там эти ракеты были сняты с вооружения и возвращены США в 1984-м. Следует отметить, что факт обладания ядерным оружием правительство Канады не комментировало. «Не подтверждаем, но и не отрицаем». Зато тамошняя госбезопасность – королевская канадская конная полиция вела разработку активистов местных антиядерных движений, очень интересовавшихся данным вопросом.

«Джинном» дело не ограничилось. В 1960 году ВВС США приняли на вооружение УР «воздух-воздух» с ядерной боевой частью – AIM-26A. Это специальная модификация ракеты Falcon («Сокол»), созданная фирмой Hughes. Особенностью заряда W-54 была его сверхмалая мощность – всего 0,5 килотонны. Ракета, летевшая на 10 миль, наводилась путем подсветки цели радаром запустившего ее истребителя, что позволяло поражать вражеские самолеты на встречных курсах, а не только вдогон, как могли делать тогдашние управляемые ракеты с инфракрасными ГСН. Ядерные «Соколы» развертывались с 1961 года на сверхзвуковых перехватчиках F-101, F-102 и F-106, осуществлявших дежурное патрулирование воздушных границ США. Ракеты предназначались для немедленного отражения атаки бомбардировщиков противника по факту их обнаружения.

К 70-м годам стало ясно, что воздушный противник, если он долетит до США, будет прорываться к цели скорее не на больших, а на малых высотах, где его сложнее засечь. И объединенная американо-канадская система ПВО NORAD сместила акцент в эту сторону. Однако на таких высотах применение «Соколов» в ядерном снаряжении исключалось из-за угрозы собственным наземным объектам и населению. Поэтому в 1971-м ракеты AIM-26A Falcon изъяли из строевых частей ВВС США и складировали.

Беспилотник с предохранителем

Шарахнуть атомом по самолетам представлялось заманчивым и для американских зенитчиков. Ядерными зарядами W-31 мощностью 20 килотонн (считай, Хиросима!) оснастили ЗУР Nike Hercules фирмы Western Electric, а 10-килотонными W-40 – беспилотные cамолеты-перехватчики BOMARC, разработанные фирмой Boeing и мичиганским авиационным исследовательским центром MARC (отсюда обозначение BOMARC). То были и по нынешним меркам весьма дальнобойные системы, поступившие на вооружение Пентагона в конце 50-х годов.

Уже к июню 1958-го первые «Найк-Геркулесы», способные поражать цели на дальности 140–160 километров и на высоте 30–45 километров, взяли под охрану небо над Вашингтоном, Нью-Йорком и Чикаго – пока еще с ракетами в обычном снаряжении. Ядерные боевые части появились на них (ЗУР MIM-14B) в начале 60-х годов. «Найк-Геркулес» в ядерном варианте испытан 4 ноября 1962-го. Всего на континентальной части США были развернуты 73 зенитно-ракетных дивизиона, оснащенных этой системой (в каждом по батарее управления и четыре стартовые) взамен прежних комплексов Nike Ajax с обычной ЗУР средней дальности MIM-3A.

Зенитный беспилотник BOMARC создавался под ядерную начинку изначально. Имея взлетную массу более семи тонн и внешне похожий на истребитель, BOMARC развивал скорость 2,8 Маха и в усовершенствованной модификации мог поражать бомбардировщики противника на дальности до 600–650 километров и высоте 30 километров. Ядерный заряд W-40 гарантировал уничтожение воздушных целей на расстоянии километра от точки взрыва. При этом на больших высотах экипажи бомбардировщиков могли быть поражены проникающей радиацией и за пределами этого радиуса. Дабы BOMARC не нанес урон собственной территории, ядерный заряд снабжался предохранителем, исключающим его подрыв на высотах ниже трех тысяч метров.

Дальности стрельбы BOMARC в принципе хватало на то, чтобы уничтожать советские стратегические бомбардировщики Ту-95К и Ту-95КД (с системой дозаправки в полете) при выходе самолетов на рубеж пуска КР X-20 и Х-20М (известных в НАТО как AS-3 Kangaroo). Да и сами эти ракеты, тоже являвшиеся по сути сверхзвуковыми беспилотными самолетами, могли стать жертвой BOMARC. На начало 60-х годов Ту-95К/КД был самой «длинной рукой» ВВС СССР, способной достать противника на дистанции более семи-восьми тысяч километров от своего аэродрома. Дальность пуска с борта Ту-95К ракеты Х-20М, имевшей термоядерный заряд мощностью три мегатонны, составляла 600–650 километров, однако она уступала BOMARC в скорости.

Всего с 1959 года американцы построили 46 стационарных стартовых позиций BOMARC. В 1963-м система поступила и на вооружение ВВС Канады. Там развернули две эскадрильи BOMARC. На их ракетах были нанесены опознавательные знаки RCAF – синие кольца с красным кленовым листом внутри, однако ядерные заряды остались собственностью правительства США и находились под полным контролем американцев. Применяться канадские BOMARC могли только по решению Пентагона в соответствии с оперативной воздушной обстановкой, отслеживаемой радарами системы ПВО Северо-Американского континента NORAD. Был, правда, нюанс: чтобы произвести пуск канадских BOMARC, требовалась одновременная разблокировка двумя ключами, один из которых находился у дежурного американского офицера, другой – у канадского.

В отставку самолеты-снаряды BOMARC как в США, так и в Канаде отправили в 1972 году. Концептуально эта система, вполне эффективная против бомбардировщиков, быстро устарела в связи с массовым оснащением ВС СССР межконтинентальными баллистическими ракетами. Перехватывать их боеголовки BOMARC не могли.

А «Найк-Геркулесы» появились на передовых американских базах, затем и у союзников США вблизи границ СССР. Разумеется, ядерные боевые части для них находились под американским контролем. В 1984 году с появлением систем «Пэтриот» устаревшие «Найк-Геркулесы» были сняты с боевого дежурства и вывезены из Западной Европы, хотя эти системы в обычном снаряжении еще долго оставались на вооружении в третьих странах. В Турции, например, они до сих пор в строю, хотя американская печать называет эти громоздкие ЗРК динозаврами с ламповой электроникой.

Некоторое время и американский флот имел на вооружении ЗУР с ядерными боеголовками – TALOS (W-30, 5 килотонн) и Terrier – «Терьер» (W-45, 1 килотонна). Размещенные на крейсерах, они предназначались в первую очередь для защиты авианосных соединений ВМС США от ударов Ту-16, Ту-22К и Ту-22М. Дольше всех продержалась на вооружении ядерная система ПВО Terrier с ЗУР RIM-2D – вплоть до распада СССР, когда эта потенциальная угроза, как посчитали в Пентагоне, сошла на нет.

К встрече незваных гостей

Еще в 1961 году на оснащении зенитно-ракетной системы ПВО Москвы С-25 «Беркут» (по номенклатуре НАТО SA-1 Guild) появились «изделия 215» – зенитные управляемые ракеты с ядерным зарядом мощностью порядка 10 килотонн. Под обозначением ЗУР-215 такая ракета была испытана на полигоне Капустин Яр 19 января 1957-го, поразив на высоте 10 километров сразу два реактивных бомбардировщика Ил-28 в беспилотном исполнении. Радиус действия боеприпаса составил 200 метров. В дальнейшем ядерными БЧ были оснащены ЗУР комплексов объектовой ПВО территории страны С-75 (SA-2 Guideline), С-200 (SA-5 Gammon) и С-300П (SA-10 Grumble). Согласно оценкам американских экспертов, приведенным в справочнике Soviet Nuclear Weapons, к 1988 году Войска ПВО СССР располагали приблизительно 4100 ЯБЧ на зенитных ракетах («ядерными боеголовками оснащены все пусковые установки SA-1, одна треть SA-2 и SA-10, две трети SA-5»).

На рубеже 50–60-х годов разрабатывался, но не был завершен проект советского аналога BOMARC – комплекс дальнего перехвата С-500 с ЗУР (беспилотным самолетом-снарядом) Р-500, причем с более высокими, нежели у американской системы, характеристиками. Прорабатывался вариант С-500 с мобильными пусковыми установками в сцепке с автомобилем-тягачом ЯАЗ-214.

Не отставал Советский Союз от Штатов и по части ракет «воздух-воздух» с ядерной начинкой. В 1965-м в авиацию Войск ПВО начали поступать тяжелые сверхзвуковые истребители-перехватчики Ту-128, полки которых «сидели» на северных аэродромах. Ожидалось, что именно со стороны Арктики в глубь нашей страны устремятся американские В-47, В-52 и B-58 (последние, сверхзвуковые, считались особо опасными), и им готовили горячую встречу на дальних рубежах. Каждый Ту-128 мог нести по четыре управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-4, в том числе и в ядерном снаряжении.

Ту-128 давно не у дел, но в боевом строю находятся сверхскоростные тяжелые перехватчики МиГ-31 с дальнобойными управляемыми ракетами Р-33 класса «воздух-воздух», которые могут оснащаться как обычными, так и ядерными боевыми частями. По понятным причинам некоторые подробности этих систем остаются «за кадром».







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация