ВЛ / Статьи

Храбрость без закалки — холостой выстрел. 96 лет назад родился Иван Никитович Кожедуб

+2
8-06-2016, 21:02...
1 785
 

Храбрость без закалки — холостой выстрел. 96 лет назад родился Иван Никитович Кожедуб

«Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолета» - так говорил Иван Кожедуб - один из двух военных летчиков, который удостоился звания Герой Советского Союза трижды. 
 
Его с детства окружали военные: старший брат – пограничник, рассказы соседа – участника Гражданской войны. Поэтому никто и не удивился, когда он в 1940 году оказался в Чугуевском военном авиационном училище летчиков. Все получилось как в популярном в те годы плакате: «Комсомолец – на самолет! Крепи мощь военно-воздушного флота!» 
 
Осенью 1941 года авиашкола, в которой учился Кожедуб, была эвакуирована под Чимкент. Это было одним из самых тяжелых испытаний для молодого летчика: он учил летать молодых пилотов, которые уходили на фронт, а он, уже освоивший самолет, оставался в тылу. 
 
Просьбу о зачислении в действующую армию удовлетворили только осенью 1942 года – так он оказался в 240-м истребительном авиаполку. 
Первый же боевой вылет будущего героя войны чуть было не стал последним: решив отличиться, сбив вражеский бомбардировщик, шедший на их аэродром, Кожедуб оказался под ударом немецкого истребителя. Только чудом летчик спас и себя и самолет. А вот урок, который преподнес тот бой, он выучил на всю жизнь. 
 
Счет сбитым самолетам Кожедуб открыл 6 июля 1943 года: это был 40-й боевой вылет летчика, которому едва перевалило за 20. А уже к концу года на его счету было 25 сбитых самолетов противника. 
В новом, 1944 году, молодого летчика, которого уже побаивались немцы, ждало небо над Харьковом, Правобережной Украиной, Молдавией 
 
Он был идеальным военным летчиком: требовательный к себе, не дающий поблажек, неутомимый в бою, расчетливый, хладнокровный и отважный. Именно таким его запомнили его сослуживцы. 
Вскоре ему вручат новый самолет Ла-5ФН, построенный на личные сбережения В.В. Конева: на этом самолете Кожедуб сделает множество вылетов и собьет еще восемь вражеских самолетов. 
В середине августа 1944 года ему второй раз присвоят звание Героя Советского Союза. К тому времени Кожедуб служил уже в 176-м истребительном авиаполку. В составе этого соединения он будет воевать на Прибалтийском фронте, примет участие в Висло-Одерской операции. Именно в одном из боев над Одером советский ас одержал одну из важнейших побед: 19 января он сбил в бою реактивный Ме-262. 
17 апреля 1945 года Иван Никитович одержал последние две победы в ходе Великой Отечественной войны. 
 
Он не просто летал – у него был свой, уникальный «почерк». И он никогда не ждал, пока его атакуют – в каждом бою он стремился отыскать самолет противника первым. 
Кожедубу довелось повоевать и после Великой Отечественной войны: дивизия, которой он командовал, в период с 1951 по 1952 год отражала налеты американской авиации на Северную Корею. В 1985 году И.Н. Кожедуб стал маршалом авиации. 
 
Мастера воздушного боя и настоящего Героя Великой войны не стало 8 августа 1991 года.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация