ВЛ / Статьи

Помешают ли протесты во Франции проведению Евро-2016?

0
6-06-2016, 06:56...
686
 

Помешают ли протесты во Франции проведению Евро-2016?

Беспорядки приняли такой размах, что СМИ не в состоянии скрыть серьёзность ситуации

Как всё начиналось

После демонстрации 31 марта в столице Франции родилось движение Nuit Debout («Ночное стояние»). Его не слишком многочисленные участники тогда разбили протестный лагерь на площади Республики. Вначале всё это казалось очень безобидным. Вот манифест с их официального сайта:

— Знаешь ли ты, что здесь происходит? Начиная с 31 марта, тысячи людей собираются на площади Республики в Париже и по всей Франции. Здесь формируются ассамблеи, где люди обсуждают всё и обмениваются мнениями. Каждый может взять слово и публично выступить.

Нас не слышат и мы нигде не представлены, но именно там представители всех слоев общества рассуждают о будущем нашего мира. Политика не является делом профессионалов, это дело каждого из нас. Именно человек должен быть в центре озабоченности наших лидеров. И общественные интересы должны иметь приоритет над личными интересами.

Каждый день на площади Республики нас приходят тысячи, чтобы мы смогли занять свое место в нашей Французской республике. Присоединяйся к нам, чтобы вместе решать, каким будет наше общее будущее.


В последние недели это движение сумело организовать через Интернет не только поддержку в печати и социальных сетях, но даже собственное радио и телевидение.

Журнал Экспресс первым забил тревогу

Вначале французское телевидение тщательно дозировало и смягчала информацию о протестах, стараясь минимизировать их значение. Однако влиятельный парижский журнал Экспресс уже в номере № 3381 (20−26 апреля) был не так благодушен — там было опубликовано три тревожные статьи, посвящённые происходящим событиям.

Выдержки

Редакционная статья, за подписью главного редактора Кристофа Барбье (Christophe Barbier):

Молодое поколение возмущается и требует всего, и немедленно. Тем более, что президент Франсуа Олланд имел в своё время неосторожность заявить: «Изменения начнутся сразу». Именно из этой категории людей и вышли нынешние участники ночного протеста. Являются ли они просвещённым и утопическим авангардом или, что более вероятно, маргинальным возбуждённым арьергардом? Не в этом суть. Даже если эта борьба напрасна и незаконна, её надо принимать во внимание.

Идет попытка снова повторить май 1968 года, июль 1789 и июль 1830, хотя это и не просто. Но власть может постараться откупиться от молодёжи деньгами и всякого рода пособиями.

Рецензия на новый роман «Апрель» (Avril) Джереми Лефевра (Jérémie Lefevre), политическая фантастика о ближайшем будущем Франции. Он опубликован за несколько месяцев до начала событий, но обещает стать пророческим:

Вроде как «Ночное стояние» вышло из берегов и привело к государственному перевороту. Во Франции установлена «либеральная антикапиталистическая диктатура». Президент сумел бежать в Стокгольм, но его жена поплатится за своего мужа жизнью. «Народными представителями» собравшегося Конвента арестовывают буржуазию и высокооплачиваемых чиновников. Террор.

Является ли Лефевр пророком? Тут стоит напомнить, что это не первая подобная книга, изданная во Франции. Недавно вышедший роман «Wou le souvenir d'enfance» (Воспоминание детства), тоже описывает постепенную трансформацию нашей демократии, путём принятия уравнивающих всех законов, в тоталитарную диктатуру.

Хотя в «Апреле» Лефевр и подменяет факты и слова своих героев, но он делает своих персонажей вполне узнаваемыми нынешними французскими политиками, и их статус легко угадывается. Роман — политическая утопия о военном или осадном положении. Книга, несмотря на её тщательно выверенный тон, вызывает тревогу и обдаёт ледяным холодом, настолько логично её повествование. Действительно, в порах нашей Республики сегодня дремлет ужасный зверь.

Заключительная статья номера — хорошо известного в России Жака Аттали:

Самое время! В то время как в странах мира площади и улицы были оккупированы молодёжью, и не только молодёжью, которые создавали свою собственную историю, во Франции ничего подобного пока не происходило. Вначале они неожиданно собираются для протеста против проекта реформы или в случае политического инцидента. Потом их амбиции растут, и они дебатируют социальную модель. Затем они или сами по себе умирают, как это случилось с движением «Оккупируй Уолл-Стрит», или попытаются начать революцию, как в случае аналогичных движений в Испании, Португалии, Италии, Греции, Тунисе, Египте и Украины. И даже, в ряде случаев, хотя и с переменным успехом, устроить переворот.

Во Франции всё началось по той же схеме. Вначале начался протест против проекта законодательства, воспринятого частью молодёжи как несправедливый и неприемлемый. Потом подключились другие движения и политические силы. Как и в аналогичных случаях, вначале не было ни лидеров, ни политических амбиций — только размышления о будущем.

Выкристаллизуется ли это в политическую платформу, как в Тунисе? Даст ли новых лидеров, как в Испании? Выльется ли в насилие, как в Египте? Или всё прекратится, как в США?

Как бы то ни было, страна хочет размышлять над своим будущим и не оставить его на усмотрение демагогии нынешних профессиональных политиков. Есть желание внести изменения в политику. Можно ли надеяться, что они сформулируют свою конкретную программу и появится «Дневное стояние»? Вокруг конкретного человека и конкретных акций?

События выходят из-под контроля

За более чем месяц, прошедший с подготовки публикации этого номера, ситуация в стране ещё более накалилась. Волнения перекинулись в провинцию, по всей стране идут забастовки и беспорядки. Приехавшие со всей Европы анархисты из «Чёрного блока», с лицами, скрытыми в балаклавах, громят витрины офисов и магазинов и нападают на полицию. Степень напряжённости обстановки во Франции, где на площади Республики уже бушует свой майдан, нужно оценивать не по передачам Евроньюс, а по альтернативным Интернет-ресурсам. Например, можно посмотреть видеозапись нападения на главный военный музей Франции, произошедшего 17 мая.

Пробная попытка завладеть хранящимся там музейным оружием времён Второй мировой войны? На этом видео ярость и агрессивность толпы, пусть и пока не слишком многочисленной, показательна.

В своё время мне приходилось участвовать в акциях протеста и в Италии, и в Греции, и во Франции. В последней они были самые спокойные, благодушные, где-то похожие для демонстрации КПРФ. Ни коктейлей Молотова не бросали, как в Италии, ни настоящей ярости не было, как в Греции. Но как быстро всё начало меняться!

«Между властями и протестующими будет достигнута договорённость»

Недавно приехавший в Одессу из Франции Паскаль Фурно, уроженец Нормандии (на северо-западе страны), является директором одесского филиала Альянс Франсез и неформально представляет в Одессе интересы Франции. Специально для «СП» он дал следующий прогноз:

— Я выскажу свою личную и неофициальную точку зрения. Проведение Евро-2016 для Франции имеет слишком большое значение, чтобы власти могли допустить его срыв вследствие протестов. Поэтому я предполагаю, что до его начала между властями и протестующими всё же будет достигнута какая-то договорённость. Вероятно, власть пойдёт на уступки.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация