ВЛ / Статьи

Юнкер прорубит окно в Европу

0
1-06-2016, 13:33...
805
 

Юнкер прорубит окно в Европу

Решение главы Еврокомиссии посетить Петербург всполошило Вашингтон

30 апреля официальный представитель Еврокомиссии сообщил, что глава этого института Жан-Клод Юнкер собирается посетить Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), который пройдет в северной столице 16−18 июня. Чуть позже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что, скорее всего, Юнкер проведет встречу с Владимиром Путиным. «Вы представляете ситуацию, когда, например, господин Юнкер приедет на форум и у него не будет отдельной встречи (с президентом РФ)?», — сказал Песков.

Это известие вызвало настоящий переполох в западных политических кругах. Авторитетное издание Politico со ссылкой на собственные дипломатические источники написало, что против этого резко выступили представители США, Великобритании, Прибалтики и некоторых стран Центральной Европы. По их мнению, визит главы Европейской комиссии в Россию, да еще и накануне принятия окончательного вердикта по вопросу продления санкций может усилить позиции РФ и поколебать решимость европейцев. Тем более, что в Евросоюзе все больше зреет недовольство санкционной политикой.

«Два дипломатических источника из структур ЕС заявили на этой неделе, что некоторые сотрудники Юнкера советуют ему не участвовать в конференции, ссылаясь на деликатность вопроса о санкциях. Представительница Еврокомиссии отказалась говорить о том, существуют ли в аппарате Юнкера разногласия относительно оправданности его визита», — пишет Politico. Особенно вызывающе намерение Юнкера посетить ПМЭФ выглядит на фоне недавнего саммита «Большой семерки», на котором ее члены приняли решение продлить санкции и продолжать давление на Россию.

Впрочем, глава Еврокомиссии оставляет для себя пути к отступлению. В комментарии Politico представительница Юнкера заявила, что не может дать стопроцентную гарантию того, что он приедет в Петербург. Мол, график у начальства такой напряженный, что наверняка она может сказать о его планах только на ближайшую неделю. В самом ЕК после ропота со стороны некоторых государств также поспешили подчеркнуть, что нет никакой связи между решением Юнкера посетить экономический форум и вопросом продления санкций.

Тем не менее, если Юнкер приедет в Санкт-Петербург, это станет первым официальным визитом представителя руководства ЕС в Россию с марта 2014 года. Хотя за прошедшие два года в РФ приезжали и госсекретарь США Джон Керри, и различные лидеры европейских стран, в том числе Ангела Меркель и Франсуа Олланд, высшее руководство именно Евросоюза здесь не появлялось. Politico пишет, что в марте 2016 глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини хотела посетить Россию, но тогда после напряженных дебатов было решено не давать добро на этот визит. Зато сейчас в Петербург собрался сам глава ЕК, и после него вполне могут подтянуться и другие представители евробюрократии.

Как сказал Дмитрий Песков, не стоит «предаваться излишнему оптимизму и искать в каждых шагах какие-то признаки перелома». Но сам факт визита, если он, конечно, состоится, как и недовольство им ряда стран, говорит о многом.

— Недавно в Японии состоялся саммит «Большой семерки», на котором в принятой декларации утверждалось, что санкции против России должны быть продолжены, — напоминает руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелёв.

— Санкции предполагают не только сокращение финансовых и торгово-экономических связей, но и ограничение контактов на высших уровнях. Запад стремится поддерживать своеобразный режим изоляции России. Конечно, совсем изолировать такую страну невозможно, но они пытаются свести эти контакты к минимуму.

В этом плане визит Юнкера и его запланированная встреча с президентом Путиным не вписывается в общий контекст политики Запада в отношении России. Хотя сейчас в ЕС и коллективном Западе существует две точки зрения в отношении РФ. Одна состоит в том, что санкции нужно продолжать, оказывать жесткое давление по возможности изолировать. А другая в том, что с санкциями нужно заканчивать, с Россией необходимо сотрудничать, вовлекать ее в различного рода европейские проекты и через это сотрудничество добиваться изменения ее внешней, а, возможно, и внутренней политики. Это принцип изменения через сотрудничество.

Наиболее жестко в отношении России выступают Великобритания, страны Балтии, центральноевропейские и скандинавские страны. Но есть и ряд стран, которые ратуют за развитие контакта и диалога без предварительных условий. Соответственно, первая группа и выступает против визита Юнкера и встречи с Владимиром Путиным, так как это нарушает общий ход политики Запада.

Мы видели на примере визита президента Путина в Грецию, что в Европе есть страны, которые считают необходимым развивать сотрудничество. Представители греческих властей тепло встречали нашего президента и всячески подчеркивали важность и заинтересованность в развитии связей.

В рамках коллективного Запада идет политическая борьба в отношении выработки скоординированной политики на российском направлении. Все больше фактов говорит о том, что единая позиция начинает размываться. Визит Юнкера как раз об этом свидетельствует. Конечно, его не нужно переоценивать с точки зрения перспектив сотрудничества с Западом и преодоления атмосферы конфронтации в наших отношениях. Но дорогу осилит идущий. Это еще один шаг, который работает в пользу налаживания диалога.

«СП»: — На саммите G7 договорились о продолжении давления на Россию, а Юнкер, несмотря на это, решает приехать в Петербург. Получается, Юнкер начинает действовать независимо от отдельных стран Европы?

— Они, конечно, согласовывают свои действия. Но в данном случае Юнкер выражает интересы той части европейского истеблишмента, которая считает важным возобновить диалог с Россией. Это, в первую очередь, европейское бизнес-сообщество, которое заинтересовано в российских рынках. Их можно понять. Конфронтация нанесла немалый ущерб и экономике Запада тоже. А если этот ущерб приложить к конкретным экономическим отраслям, окажется, что он не так уж мал и достаточно серьезно задевает интересы бизнес-групп.

«СП»: — А если на Юнкера продолжат давить, он может отказаться от визита?

— Юнкер может поддаться этому давлению. Есть немало рычагов, после которых он может изменить свою позицию. До форума остается почти три недели, в политике есть правило «никогда не говори никогда». Нужно быть всегда готовым к самым неожиданным проявлениям тех или иных политических тенденций.

Преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев считает, что Евросоюзу приходится учитывать недовольство населения и деловых кругов при выработке дальнейшей политики в отношении России.

— Скорее всего, Юнкер не приедет сам, а пришлет госпожу Могерини. Так он, с одной стороны, прислушается к протестам прибалтов, поляков, англичан и американцев, а с другой, высокопоставленный европейский чиновник все же приедет в Петербург, и там состоится разговор о том, как дальше выстраивать отношения между Россией и Евросоюзом и выходить из экономического, политического и психологического тупика. Что касается поведения прибалтов и поляков, логикой это объяснить трудно. Самые большие убытки от контрсанкций несут как раз они, но не все в мире измеряется деньгами. Видимо, им нравится смотреть на большую прореху в собственном бюджете от того, что их товарам запрещен доступ на российский рынок, ради того, чтобы тешить свои русофобские комплексы.

Но до бесконечности слушать их Брюссель не может. И кто-то из высокопоставленных лиц Евросоюза в Петербург приедет. Два года Россия и ЕС толком друг с другом не разговаривают, диалог идет только на уровне отдельных стран. Из этого положения пора выходить, и все это понимают.

«СП»: — Может ли этот визит как-то повлиять на санкции?

— Не думаю. Скорее всего, санкции сохранят, возможно, немного смягчат. Но это первая ласточка хотя бы в том смысле, что мы снова начинаем разговаривать именно на уровне России и Евросоюза. Когда разговаривают, это все равно лучше, чем грозить друг другу ракетами или экономическими санкциями. Если кто-то из европейских чиновников приедет к нам, это можно только приветствовать.

«СП»: — В марте Могерини тоже собиралась приехать в Россию, но ей не позволили. Что изменилось с тех пор?

—  Скорее всего, накопилась критическая масса аргументов. Во-первых, уж слишком много в самом Евросоюзе тех, кто недоволен существующим положением вещей и хотел бы отменить санкции. Во-вторых, могли повлиять успехи политиков, настроенных на сотрудничество с Россией, на выборах. Прежде всего, речь об Австрии, когда во второй тур президентских выборов вышли два кандидата, которые, как минимум, настроены на смягчение санкционного режима, а как максимум на полную отмену. Европейским политикам приходится выбирать. С одной стороны, есть «большой брат» за океаном. А с другой — собственные избиратели, на настроении которых санкции сказываются. Где-то меньше, как в Германии, а где-то больше, например, в той же Франции, а в странах Южной Европы и Венгрии еще сильнее. Поэтому приходится как-то лавировать. Если раньше больше склонялись к тому, чтобы слушать заокеанский патронов, то теперь новые обстоятельства вынуждают прислушиваться к собственному населению. Потому что если этого не делать, можно потерять свои руководящие посты. А ведь многим наверняка хочется продлить свою политическую карьеру.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация