ВЛ / Статьи

Центральная Азия: коридорная война в разгаре

0
22-05-2016, 15:36...
646

Центральная Азия: коридорная война в разгаре

Одним из краеугольных вопросов политики на Среднем Востоке и в Южной Азии является формирование транспортных коридоров. Основные дискуссии в российских и западных СМИ, как правило, ограничиваются Китаем и перспективами Нового Шелкового пути. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что судьба этого и многих других проектов далеко не всегда зависит от Пекина. Количество предложений по созданию транспортных коридоров в этом регионе значительно превышает показатели других регионов. И каждый участник ведет собственную игру, причем одни и те же страны могут выступать союзниками в одних проектах и ярыми противниками в других. Частичное снятие санкций с Ирана стало дополнительным стимулом коридорной войны. Последнее время участники лишь усиливают свою активность по продвижению собственных проектов и противодействию конкурентам.

Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК)

Одним из главных проектов Китая в Южной Азии является проект транспортного коридора из Западного Китая в пакистанский порт Гвадар. Китайцы вкладывают значительные средства в его реализацию, создавая современный порт на берегу Индийского океана, и таким образом стремятся решить сразу несколько задач: создать короткий путь для своего экспорта на Запад, обеспечить надежный, независящий от США маршрут транспортировки ближневосточных углеводородов в Китай и способствовать развитию своих западных территорий.

Но соседняя Индия недовольна усилением Исламабада и Пекина, особенно с учетом того, что часть маршрута пролегает по спорной территории Кашмира, находящейся под контролем пакистанских военных. Многолетнее военное и политическое индо-пакистанское противостояние лишь осложняет ситуацию.

Существующие противоречия вылились в недавние открытые обвинения со стороны начальника Генштаба ВС Пакистана в адрес Индии, которая, по его мнению, пытается сорвать пакистано-китайский проект общей стоимостью 46 млрд долларов. В апреле пакистанские спецслужбы задержали на территории провинции Белуджистан бывшего офицера индийских ВМС, который якобы являлся индийским разведчиком и способствовал дестабилизации ситуации в этом регионе.

Трубопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ)

Обсуждавшийся долгие годы газопровод ТАПИ наконец подошел к практической реализации. В декабре 2015 года Туркмения начала строительство участка от города Мари. По наиболее оптимистичным прогнозам строительство займет три года, хотя уже в марте 2016 министерство нефти Индии оценило общие временные затраты на строительство в семь лет.

Основной проблемой проекта остается обеспечение безопасности в Пакистане, и Афганистане. Ухудшение военной обстановки в последнем в очередной раз ставит под сомнение перспективы этого проекта.

Однако участники, и в первую очередь, Туркменистан, не снижают активности, пытаясь привлечь к этому проекту серьезных инвесторов не только среди стран-участниц, но и за пределами региона. И вот уже 19 мая в ходе своей поездки в Саудовскую Аравию президент Бердымухамедов договорился с Исламским банком развития и саудовскими фондами об их участии в финансировании трубопровода. Ранее считалось, что арабские страны Персидского залива не поддерживают проект, позволяющий сильному конкуренту потеснить их на рынке Южной Азии. Но судя по всему, саудиты и их союзники решились на этот шаг, лишь бы навредить растущей экспансии Ирана.

Иран-Пакистан-Индия (ИПИ)

Идея строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия существует уже 20 лет, но так и остается лишь декларацией о намерениях. Проект, который должен был объединить три государства, так и не смог преодолеть ни внутренних противоречий между договаривающимися сторонами, ни давления со стороны внешних сил.

Очередным подтверждением стало недавнее заявление посла Ирана в Индии о том, что США мешают продвижению этого проекта, рассчитывая на выход собственных производителей на индийский рынок. К этому можно добавить и недовольство Катара, являющегося крупнейшим поставщиком сжиженного газа в Индию.

Таким образом, «Проект мира», как пафосно называли ИПИ политики, вероятно, ограничится лишь веткой Иран-Пакистан. Он имеет огромное значение для Пакистана, на который должно было приходится около 40% планируемых поставок газа в рамках ИПИ. Пакистан испытывает серьезный недостаток энергоресурсов на севере страны, а потому прокладка трубопровода из Ирана могла бы частично снять эту проблему.

Кроме того, в дальнейшем существует вероятность продления трубопровода за границу Пакистана, но уже не в Индию, а в Китай. Это хорошо укладывается в концепцию КПЭК, но формально создает конкуренцию ТАПИ.

Трубопровод Иран-Оман-Индия (ИОИ)

Пассивная позиция Индии в отношении ИПИ вызвана не только склонностью Индии к поставкам сжиженного газа, влиянием Катара и происками США. Дели стремится к диверсификации энергопоставок и, конечно, не намерен отказываться от иранского газа. У Индии есть альтернативный вариант — прокладка подводной трубы из Ирана в Индию через Оман.

Этот проект обладает тем преимуществом, что практически нивелирует влияние сторонних игроков на отношения Дели и Тегерана. Традиционный противник Пакистан исключается из числа транзитеров. Влияние Катара и других стран Персидского залива также снижается. Оман хоть и является арабской страной, но стоит несколько поодаль от остальных. Маскату выгодно не только оставлять для собственного потребления часть иранского газа, но и закрепить за собой роль потенциального энергетического хаба, позволяющего обеспечить экспорт углеводородов Персидского залива в обход Ормузского пролива. К тому же в Омане сильна шиитская община и султан постарается воздержаться от резких шагов против Тегерана.

Дать новый толчок этому проекту может официальный визит в Иран премьер-министра Индии Н.Моди 22-23 мая 2016 года. Основными вопросами встречи заявлены углубление экономического сотрудничества двух стран и реализация совместных инфраструктурных проектов.

Транспортный коридор «Север-Юг»

Создание транспортных коридоров в центре Азии не сводится лишь к строительству трубопроводов. Более широкие политические и экономические подходы закладываются в создание целых инфраструктурных комплексов, позволяющих объединить трубопроводные магистрали с авто- и ж/д транспортом. И если КПЭК даст возможность Китаю вывести свои, удаленные от моря районы к Индийскому океану через порт Гвадар в Пакистане, то у Индии есть альтернативный проект доступа к отрезанным от морских торговых артерий Афганистану и республикам Средней Азии через иранский порт Чабахар.

Активно развивающаяся экономика Индии требует не только новых поставок углеводородов, но и новых рынков сбыта. Кроме того, расширение политического влияния Индии в Центральной Азии сдерживается тем, что страна географически отрезана от этого региона территориями Пакистана и Китая, которые не горят желанием способствовать росту индийского авторитета.

Вкладывая достаточно большие средства в Афганистан (например, строительство ГЭС стоимостью 300 млн долларов), Индия рассчитывает и дальше углублять экономическое сотрудничество. Следующий визит после Ирана Моди совершит в Афганистан в июне 2016 года.

Этому способствует и позиция руководства Афганистана. Официальный Кабул имеет сложные отношения с Исламабадом, что также на пользу сближению с Индией. Противники действующей администрации Афганистана, в поддержке которых не раз обвинялся и Пакистан, пытаются противодействовать индийско-афганскому сближению. Только этой весной совершены нападение боевиков на индийское консульство и ракетный обстрел здания парламента Афганистана, построенного на индийские деньги.

Но одним Афганистаном индийские планы не ограничиваются. Вслед за этой страной транспортный коридор должен пойти дальше в Среднюю Азию, а далее в Россию и Западную Европу.

Дороги вокруг Каспия

23 апреля вступило в силу Ашхабадское соглашение, которое предусматривает создание транспортного коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман. Казахстан в прошлом году уже присоединился к этому соглашению. Индия тоже выразила желание участвовать в проекте.

Еще одним направлением коридорной политики для Ирана является Кавказ. В рамках создания каспийского железнодорожного кольца Иран и Азербайджан запланировали до конца 2016 года соединить свои железные дороги. После завершения строительства ж/д перехода между этими странами открывается прямой путь из Ирана в Россию.

Но Москве не стоит расслабляться, полагая, что на этом пути у нее не будет конкурентов. Азербайджанские железные дороги развивают и другие направления. В частности, 13 мая Азербайджан присоединился к восточноевропейскому проекту «Викинг», обеспечивающему железнодорожный транзит от Черного до Балтийского моря в обход России. Помимо этого есть еще маршрут Азербайджан-Грузия-Турция.

США

Все это происходит под неусыпным взглядом Вашингтона. США давно и серьезно ведут «Большую игру», унаследовав принципы азиатской политики от Британской империи.

Основной чертой американской политики является создание условий, когда ни одно из региональных государств и тем более мировых игроков не могут получить перевес над остальными.

Штаты поддерживают Туркменистан и его проект ТАПИ, желая оторвать Ашгабат от Китая и России. В конце прошлого года вместе с туркменскими заявлениями о начале строительства трубопровода активизировались туркмено-американские контакты и, отправной точки трубопровода. Если же Туркменистан попытается затеять свою игру против США, можно не сомневаться, что Ашгабаду тут же поставят на вид антидемократичность действующего режима.

Военное присутствие в Афганистане также играет на руку Америке. С одной стороны американцы участвуют в переговорах по внутриафганскому урегулированию, правда, пока безуспешных. С другой, на фоне сообщений СМИ о том, что собственные вооруженные силы Афганистана не способны обеспечить безопасность трубопровода, иностранный контингент во главе с США выглядит вполне логичным претендентом на роль охранника. А это дополнительный повод не выводить войска и сохранять свое влияние на происходящее в регионе.

Китайско-пакистанский проект тоже не в интересах Вашингтона. КПЭК выводит торговые связи Пекина с Западной Азией и Европой из-под контроля американцев. При этом для Америки эффект от создания антикитайской коалиции в Юго-Восточной Азии и провоцирование военного противостояния в Южно-Китайском море оказываются нивелированными. Контроль над Малаккским проливом уже не обеспечит блокады Китая.

Пакистан, все более отдаляющийся от Вашингтона, и Иран, остающийся главным региональным раздражителем для Штатов, остаются в числе стратегических противников США. Любые успехи этих двух государств будут вызывать недовольство за океаном.

Казалось бы, Индия, с которой Америка все больше заигрывает, должна получить все выгоды от складывающейся ситуации. Но и тут не все так просто. Во-первых, США не захотят усиления Ирана, последующего за сближением с Индией. Во-вторых, экономический и политический рост Индии нужен американцам, только пока существует напряженность между Дели и Пекином. США нельзя допустить, чтобы Индия сблизила свои позиции с Китаем, и неважно, каким путем: благодаря двусторонним контактам, региональным или глобальным структурам, таким как ШОС или БРИКС.

Кроме того, есть и сугубо экономический интерес. Америка усиленно расчищает рынки для экспорта собственных углеводородов, осуществляя инвестиции в комплексы по приему и регазификации СПГ в Южной Азии. Пока одним из главных конкурентов является Катар, но ясно, что и против него США при желании смогут найти средство. Это при том, что и Индия обожглась на катарском газе, заключив долгосрочный контракт по высокой цене еще до падения нефтяных и газовых цен в 2015 г.

Россия

А что же Россия? Россия тоже ведет свою игру в Центральной и Южной Азии, стараясь сбалансировать свою политику в соответствии с быстро меняющейся ситуацией в регионе.

Заявив о восточном векторе внешней политики, Москва расширяет свое сотрудничество с Китаем. В Центральной и Южной Азии Россия старается диверсифицировать свои связи, в первую очередь, экономические. Так в конце прошлого года дочерняя компания «Ростеха» заключила контракт на строительство газопровода из Карачи в Лахор. В июне «Роснефть» закроет сделку по покупке 49% индийской нефтяной компании Essar, которая не только владеет крупным НПЗ и сетью заправочных станций в Индии, но и импортирует сырье из Ирана. Контракт «Роснефти»предусматривает поставки в Индию 100 млн. т нефти в течении 10 лет. Кроме того, Индия вошла в число трех стран — будущих крупнейших покупателей газа у «Ямал-СПГ». «Газпром» также обсуждает несколько проектов поставок газа в Индию, в частности, используя Иран: российский газ будет поступать в северные районы Ирана через Азербайджан, а сопоставимые объемы южно-иранского газа от имени «Газпрома» направятся в Индию. Предлагается достаточно много и других схем поставок вплоть до строительства отдельной ветки от трубопровода «Сила Сибири» в Северную Индию.

России приходится действовать не только пряником, но и кнутом. Яркий пример — сворачивание сотрудничества с Туркменистаном. В январе «Газпром» заявил о прекращении закупки туркменского газа. Несмотря на то, что отношения с туркменами у «Газпрома» уже давно не идеальны, но все-таки трудно назвать совпадением то, что отказ «Газпрома» последовал практически сразу после начала строительства ТАПИ и появления слухов о возможном размещении американских военных в Туркменистане.

Итак, активность в Центральной и Южной Азии можно охарактеризовать как войну всех со всеми. Практически каждая из участвующих сторон продвигает собственные планы по созданию международных транспортных коридоров, противодействуя другим проектам, даже если сама имеет в них долю. Какой из маршрутов в итоге победит, пока сказать сложно. Соревнование не сможет остаться в рамках чисто экономической конкуренции, так как ее реализация способна надолго определить ход развития региона и оказать влияние на мировую геополитику. И тут главным становится вопрос: насколько далеко стороны готовы зайти в этой борьбе?
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация