ВЛ / Статьи

Пустыня с матрёшками

0
22-05-2016, 05:00...
1 286
 

Пустыня с матрёшками

Мрачная пустыня, огромное пространство, разбитое на тёмные улицы, посреди которых попадаются бутики, торгующие матрёшками, портретами с Путиным и водкой — примерно такой видят иные западные журналисты нынешнюю Россию. Среди известных клише, при помощи которых «населяют» свои статьи западные корреспонденты, часто встречаются также тов. Сталин, роман «Война и мир», тотальная проституция, пельмени, гопники (gopniks) и ядерное оружие.

Джим Ковпак (Jim Kovpak) в британской газете «The Guardian» раскритиковал своих коллег из СМИ, постоянно использующих в статьях о России разного рода клише. В статье «Stalin, vodka and nuclear weapons: how not to write about Russia» он обобщил четыре распространённых шаблона, из-за постоянного «применения» которых авторы материалов о России выглядят глупо.

Как сообщает мистер Ковпак (американец), сам он начал писать о России десять лет назад. Он попытался развенчать некоторые стереотипы (и позитивные, и негативные), которые мелькают в западных СМИ, когда речь заходит о русских и их стране. Журналист был в прямом смысле слова «раздражён» некоторыми клише, повторявшимися из статьи в статью. Сегодня многие из этих клише всё ещё существуют. Мало того, их дополнили новые.

Клише номер один: Россия сильно отличается от Запада.

Да, отличается, и что же? Сколько можно этому удивляться? То, что делает Россию другой, не такой, как страны Запада, надо искать в далёком уже прошлом, годах этак в семидесятых минувшего века. Ведь при советской власти страна развивалась при абсолютной иной системе. Та система оказала существенное культурное влияние не только на Россию, но и на многие советские республики и (в меньшей степени) на некоторые страны Восточной Европы, указывает журналист.

«Расширением» этого клише является утверждение об «экстремальной России». Что за этим стоит? Автор полагает, что это клише в ходу у тех людей, которые самих себя хотели бы изобразить некими крутыми парнями, прошедшими в России через огонь, воду и медные трубы. Пусть западные читатели на них, героев, полюбуются.

Клише номер два: всё как в романе Толстого «Война и мир».

Это ещё зачем? Чтобы читатель понял, что журналист удосужился прочесть старый русский роман? Ладно, мы верим. Но что за чудовищная идея: сравнивать «московское метро в час пик и битву при Аустерлице»?..

Да, россияне гордятся своей классической литературой. Знание этой литературы наверняка поможет журналисту завести среди русских новых друзей. Однако стоит помнить, говорит Ковпак, что историю лучше оставить историкам, а не романистам. К тому же американцы едва ли одобрят, если иностранные писатели начнут втискивать Марка Твена или Эрнеста Хемингуэя в каждую свою статью. Британцы не обрадуются, если в каждой статье о Великобритании будет полно ссылок на произведения Шекспира или сэра Артура Конан-Дойля.

Клише третье: в России процветает проституция.

Да, проституция или сексуальное рабство — большая проблема в России, но не исключительная. Многие другие страны сталкиваются с такими же точно проблемами. Но вот ведь штука: когда речь заходит о России, журналисты Запада, похоже, зацикливаются на соответствующем вопросе.

После того, как рубль в 2014 году рухнул, компания «Apple» временно приостановила свои продажи в России, дабы пересмотреть цены. Некоторые производители автомобилей класса люкс сделали то же самое. Но для многих СМИ главной российской темой вдруг стало сообщение о поднятии цен секс-работницами в Мурманске, которые якобы решили угнаться за инфляцией. Причём источник этого сообщения был сомнительным.

И ещё одно клише, состоящее из набора символов: Сталин, водка, ядерное оружие, Путин и др.

«Stalin, vodka, gopniks, pelmeni, matryoshka, nuclear weapons or Putin — in an article that is not about the president», — пишет журналист. То есть упоминаются Сталин, водка, гопники, пельмени, матрёшка, ядерное оружие или Путин — и это в статье не о президенте. Некоторые авторы уж очень любят поперчить свои сочинения случайным русскими словами.

Представьте-ка себе, если б русские, рассуждая в своих статьях об Англии, постоянно упоминали бы Вильгельма Завоевателя, сосиски с пюре, Букингемский дворец, Гарри Поттера, Шерлока Холмса и прочих персонажей?

Несомненно, это вызвало бы раздражение. Так вот, точно такое же раздражение испытывают и русские, когда иностранные корреспонденты говорят о матрёшках, водке и «Войне и мире».

Эта проблема существует, и сплошь и рядом причина подобных глупостей — в культурных и идеологических клише, въевшихся западным журналистам в мозг, считает декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий. «Журналистское невежество вообще является важнейшей проблемой современности», — отметил он в интервью «Ридусу».

Многие журналисты, пишущие о России, более или менее не замечают изменений, произошедших в стране. Они употребляют даже несуществующие понятия (к примеру, «вождь Красной Армии») или, показывая очередь на выставку в Манеже, называют её очередью на биржу труда. Одна телекомпания даже показала репортаж о «беспорядках в Москве», сопроводив его видеорядом с горящими покрышками… под пальмами. Для западного человека Россия — это страна третьего мира вроде Мозамбика.

«Нет смысла гадать, по какой причине конкретный редактор перепутал Африку и Россию. Но путаница в головах западных журналистов — это медицинский факт», — иронизирует Быстрицкий.

* * *

Многие стереотипы, кстати, используют в своей практике и высокопоставленные западные политики. Вот два самых расхожих клише: Путин собирается «возродить СССР» и «русская угроза», против которой храбро стоит «оборонный альянс» НАТО.

Бытовые же стереотипы въелись западным политикам в подкорку так глубоко, что их оттуда можно выковырять только при помощи трепанации черепа.

Недавно, в декабре прошлого года, американский госсекретарь Джон Керри, прилетевший в Москву, пошёл в свободный часок — куда бы вы думали? Правильно, на Арбат. В подарок родственникам и друзьям он купил в первую очередь ту самую матрёшку. Эти матрёшки на Арбате продавались и в советское время, продаются и сейчас.

Интересно, что некоторые стереотипы и их вариации (о медведях с балалайками, Путине верхом на медведе, постоянном употреблении водки в больших количествах и др.) поддерживают сами русские. Разумеется, это делается в шутку, но американцы или англичане часто этого не понимают: передать юмор на бытовом уровне иной раз не по силам и переводчику, что уж говорить о простых гражданах.

Само по себе использование в текстах стереотипов или культурное внимание к ним политиков (вроде покупки матрёшки Д. Керри) может не иметь дурной окраски. Однако когда СМИ сознательно начинают превращать Россию в страну разгуливающих пьяных медведей и пустынных улиц, это выглядит уже иначе и называется враждебной пропагандой. И едва ли у товарища Ковпака хватит сил одолеть эту машину.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация