ВЛ / В мире

Китай подбирается к Евросоюзу через Иран

0
17-05-2016, 17:57...
821

Китай подбирается к Евросоюзу через Иран

Евразия погружается в новый феодализм, разрушая национальные устои и рынки. Это сковывает экономические позиции Китая в Восточной Азии, а Евросоюза — в Западной Европе. Пекин и Брюссель пытаются наладить железнодорожный грузопоток, но под влиянием гибридных конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке торговля устремляется в море. США учитывают данный фактор при выстраивании внешнеполитической стратегии. Не случайно Национальный совет по разведке отмечает в своем прогнозе, что к 2025 году понятие «международное сообщество» исчезнет из лексикона. Интересный тезис, не так ли? Дело в том, что американцы заинтересованы в блокировании сухопутных торговых артерий КНР, судьба которых зависит от стабильности республик Средней Азии и Ирана.

Размах «Шелкового пути» позволяет агентству «Синьхуа» торжественно объявить, что железная дорога из Сианя (провинция Шэньси) в казахстанский Алматы занимает теперь 6 дней, позволяя путешественникам экономить до 20 дней в случае, если бы они не передвигались на автомобиле. Что касается Тегерана, то он пытается использовать карт-бланш, ратуя за ускорение пассажиропотока на железных дорогах, связывающих ИРИ с Поднебесной. «Наша главная задача состоит в том, чтобы Шелковый путь соединил рынки Ирана и Китая для роста внутреннего потребления товаров. Следующая же цель — доставка китайских товаров в Европу», — цитирует Financial Times замдиректора государственной корпорации Iranian Railway Company Хоссейна Ашури.

В настоящее время товарный поезд из восточной китайской провинции Чжэцзян добирается до Ирана через Казахстан и Туркмению за 14 дней. Однако в Тегеране намерены ускорить вояж до 12 дней, что дополнительно сократит издержки для производителей. Для сравнения: путь по морю из КНР в ИРИ занимает около 45 дней. Поэтому иранское правительство делает ставку на стимулирование грузопотока через замораживание пошлин на перевозки для граждан Туркмении и Узбекистана — в 2015 и 2016 годах они остались неизменными. «После завершения строительства недостающих звеньев пути на границах с Афганистаном и Ираком ИРИ превратится в основной коридор для доставки грузов в эти страны», — резюмировал Ашури. Задача стоит более чем внушительная — за десятилетие Китай и Иран намерены увеличить взаимный товарооборот до $600 млрд. Пока же речь идет о цифре $51,8 млрд, зафиксированной по итогам 2014 года.

Чтобы воплотить в жизнь намеченное, Пекину предстоит инвестировать значительные средства в модернизацию иранских железных дорог, которые простираются на расстояние более 11 тыс. километров, ежегодно перевозя 36 млн тонн грузов и свыше 26 млн пассажиров, уточняет Financial Times. Несмотря на безопасность поездов, иранцы предпочитают передвигаться на автомобилях, что стимулируется низкими ценами на топливо. Только 12% граждан выбирают поезда. Тем не менее Iranian Railway Company уточняет, что только в 2015 году транзит грузов через территорию ИРИ увеличился на 90%. На востоке иранские поезда связывают страну с Туркменией, а на западе — с Турцией. Планируется также выход на Ирак и Афганистан с последующим подключением Азербайджана и Пакистана. По словам Х. Ашури, «политический кризис на Ближнем Востоке и безопасное географическое расположение Ирана — лучшие предпосылки для развития железнодорожного транспорта».
Евросоюз возлагает особые надежды на Поднебесную. Ведь на кону стоит $564 млрд товарооборота, зафиксированного по итогам 2015 года. Даже США уступают ЕС пальму первенства в торговле с Китаем — на долю американцев приходится до $558 млрд. И этот разрыв неизбежно усилится, если транзитный потенциал Ирана будет использован на полную мощность. Выгодно ли Америке сближение КНР и ЕС? Конечно же нет.

Поэтому в дело вступает натовская Турция, которая на пару с Азербайджаном старается разморозить нагорно-карабахский конфликт, фактически воспламеняя северную иранскую границу. Вашингтон пользуется тем, что государственные границы на просторах бывшего Советского Союза остаются подвижными. И развал Украины в 2014 году — только первое проявление этого длительного и разрушительного процесса. Спустя два года после переворота в Киеве волна насилия переместилась в Закавказье, чтобы затем перекочевать в республики Средней Азии. Как и следовало ожидать, тревога в первую очередь охватила Ереван и Степанакерт, столицы двух армянских государств, зажатые между Турцией и Ираном. Такая география была свойственна региону всегда, за исключением следующего нюанса — «арабская весна» обернулась для Анкары масштабными внутренними потрясениями.

У Москвы, Еревана и Степанакерта практически не осталось времени. События на Ближнем Востоке поджимают, о чем свидетельствуют совместные боевые учения Турции, Азербайджана и Грузии, которые проходят параллельно с американо-британскими маневрами на военной базе в Вазиани. Не случайно заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков дает понять, что на переговорах в Вене (16 мая) между главой ведомства Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри конфликты в Сирии и Карабахе обсуждались в одном пакете. «Сегодня главное — Сирия и Нагорный Карабах, но также Украина и двусторонние отношения», — уточнил Рябков, выстроив иерархию обсуждаемых вопросов. Но при чем тут Китай и Иран? Все просто: Сирия, Карабах и Украина — ворота между Востоком и Западом, между властью и тотальным безвластием.
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация