ВЛ / В России

"Евровидение-2016": Россия и Украина по-прежнему вместе. Реплика Максима Кононенко

0
16-05-2016, 18:53...
1 014

"Евровидение-2016": Россия и Украина по-прежнему вместе. Реплика Максима Кононенко

Когда 60 лет назад, в мае 1956 года, в швейцарском городе Лугано состоялся первый в истории конкурс песни, называвшийся "Гран-при Евровидения", в нем участвовало всего 7 стран. И никто из создателей этого конкурса не мог и предположить, что однажды Европа разрастется до таких масштабов, что в нее войдут не только Армения и Израиль, но даже Австралия. А вместе с Европой, соответственно, разрастется и конкурс.

На том, самом первом конкурсе, не было никаких голосований. Некое жюри, одно на все семь стран, просто объявило победителя, а все остальные страны-участницы считались занявшими почетное второе место. Но уже со следующего года у каждой из стран-участниц появилось свое собственное жюри.

С тех пор система голосования на конкурсе "Евровидение" менялась еще десять раз. Менялась балльная система, менялось количество членов национальных жюри, менялась формула формирования такого жюри. На пике своего развития эта формула представляла собой непростую комбинаторную задачу: половина мужчин — половина женщин, половина младше 30 лет — половина старше 30 лет, половина музыкантов — половина не-музыкантов.

Таким образом, устроители конкурса хотели создать некое подобие социальной выборки, наилучшим образом представляющей мнение жителей той или иной страны, поскольку решения жюри, состоящего из одних профессионалов от музыки, всегда, без исключения, вызывали недоумение у простых зрителей конкурса. Все-таки люди, которые делают музыку и люди, которые эту музыку слушают — это совершенно разные люди. И критерии оценки качества музыки у них разные.

В конце девяностых необходимость в подобной социальной выборке начала отпадать — технологии позволили организовать голосование самих зрителей. В первые годы перелома, когда еще не все страны могли организовать на своих территориях зрительское голосование, подведение итогов "Евровидения" было похоже на лотерею: за одни страны голосовало жюри, а за другие — народ. Но даже тогда, когда развитие телекоммуникаций позволило голосовать зрителям всех стран участниц, национальные жюри все равно остались. На тот случай, если что-то пойдет не так.

Не так пошло уже в 2003-м, когда из-за некоего загадочного технического сбоя вместо голосов телезрителей из Великобритании были использованы результаты голосования национального жюри. В результате чего группа "Тату", в это самое время находившаяся в британском чарте на седьмом месте, получила от Великобритании, внимание, ноль баллов. И именно эти ноль баллов лишили русский дуэт первого места.

Но такие случаи были редкими, а кроме истории с "Тату" — совершенно незаметными. И роль национальных жюри постепенно сошла совершенно на нет. Я и сам был участником одного такого жюри лет десять назад, и отчетливо помню ощущение абсолютной ненужности того, что я делаю. Но то было лет десять назад, а теперь снова всё изменилось.

Как только зрительское голосование стало основным, вдруг обнаружился эффект, называемый ныне "солидарным голосованием". Безответственные телезрители голосовали не за песни и номера, как таковые, а за себя. А поскольку за себя голосовать по правилам "Евровидения" невозможно, то голосовали за своих. За таких же. Скандинавские страны — за скандинавские страны. Балканские страны — за балканские страны. Бывшие советские республики — за бывшие советские республики.

Это было неинтересно и предсказуемо. И поэтому руководство конкурса "Евровидение" сначала развело солидарные страны по разным полуфиналам, а потом вытащило из кладовки национальные жюри. И теперь они никакой социальной выборки из себя не представляют. Теперь в них входят только люди, связанные с музыкальной индустрией. Голоса зрителей смешиваются с голосами жюри. А с этого года они еще и объявляются отдельно друг от друга.

И всё стало очень наглядно. Россия в этом году на первом месте в зрительском голосовании, а по голосованию жюри — на пятом. Совокупная оценка — третье место. А занявшая по результатам суммарных подсчетов первое место украинская исполнительница Джамала не была первой ни в зрительском голосовании, ни в голосовании жюри. У нее было второе место.

Поверьте, в этой простой арифметике никакой политики нет. Чистая игра цифр. А политика, если она и была, сама себя поделила на ноль. На тот самый ноль, который России дало украинское жюри. И на встречный ноль, который Украине дало русское жюри.

Лично я не знаю, чем руководствовались члены этих жюри. Да это, честно говоря, и не важно. Важно другое: украинские зрители дали Сергею Лазареву 12 баллов. А русские зрители дали Джамале 10 баллов. И в этом — главный итог Евровидения-2016. Народы России и Украины по-прежнему вместе. И этот факт гораздо важнее любой интриги.
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация