ВЛ / ЕВРОПА

В Латвии местная элита не пытается скрыть свой национализм, называя русских «тяжелых наследием»

0
11-05-2016, 11:21...
1 137

В Латвии местная элита не пытается скрыть свой национализм, называя русских «тяжелых наследием»

В Латвии местная элита не пытается скрыть свой национализм, называя русских «тяжелых наследием» 

Представитель Министерства культуры Латвии Роберт Путнис на форуме ЮНЕСКО в Хельсинки сделал следующее заявление: «Есть такая национальная проблема: у нас живет очень большое количество по сравнению с остальным миром российских нацменьшинств. В Риге — это совсем не меньшинство, а половина населения. Почти во всех крупных городах Латвии половина коренного населения — русские. И это очень тяжелое наследие, доставшееся нам со времен советской оккупации».

Не станем обращать внимания на идеологическую кашу в голове националиста, перепутавшего русских с «российскими нацменьшинствами». Но интересно, как толерантная Европа, где в одной из главных столиц — Лондоне, мэром стал мусульманин, отреагирует на этот подловатый пассаж. Пока никак, и думается — не будет, ведь выпад сделан против русских. Хотя в высказывании чиновника кроется системный подход государства, официально ненавидящего часть своих жителей.

Не пишу «граждан», так как примерно 12% жителей Латвии — более 250 тысяч — искусственно лишены гражданства. Элита строит «латышскую Латвию», хотя в стране испокон веков проживают русские, белорусы, поляки, литовцы, евреи, цыгане, немцы эстонцы и другие.

В принципе, в высказывании Роберта Путниса нет ничего нового. Местная элита постоянно твердит о том, что русские Латвии — люди пришлые, «оккупанты». Потому-то сотням тысяч не дали гражданство республики после распада СССР, а тем, кто желал все-таки его получить, приходилось преодолевать экзаменационные барьеры и квоты — проходить так называемую натурализацию.

Некоторые россияне с раздражением говорят: если русским так плохо, что же они не возвращаются на этническую родину, в Россию? Да вот дело в том, что для подавляющего большинства русских Латвии эта балтийская страна и есть родной дом. Здесь прошла их жизнь, здесь могилы предков, здесь они учились, строили, созидали.

В Латвии есть города, где подавляющее большинство населения — русское с давних, досоветских пор. Например, в Даугавпилсе, бывшем Борисоглебове, а по русским летописям — Невгине. Там, правда, жило еще много евреев, но их уничтожили, как по всей Латвии, местные пособники нацистов. Есть местечки, где более 90% населения — староверы. Да, собственно, и сам Роберт Путнис проговорился, обличительно заметив, что «почти во всех крупных городах Латвии половина коренного населения — русские». Если коренные, то при чем тут «советская оккупация»? Но такова идеология местной элиты. Даже Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств Сейм Латвии ратифицировал в 2005 году после 10 лет уговоров со стороны Еврокомиссии и Европарламента,

— Элита сопротивлялась, потому что признание за русскими жителями Латвии статуса национального меньшинства потребовало бы от официальной Риги отказа от политики строительства «латышской Латвии» и возвращения на улицы городов табличек с русскими названиями, обслуживания в госструктурах и на русском языке, гарантий образования на русском языке, — поясняет корреспонденту «СП» директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований, координатор Совета общественных организаций Латвии Виктор Гущин. — В конечном счете, Сейм решил вывести неграждан и значительную часть граждан-нелатышей из-под действия конвенции. Ее ратифицировали с оговорками, содержание которых позволило элите ничего не менять в национальной политике.

«СП»: — А как парламент аргументировал такую позицию? Ведь эта конвенция гарантирует использование национальных языков в местах компактного проживания нацменьшинств.

— Вот вам характерное высказывание во время обсуждения депутата от националистов Петериса Табунса: «Цель конвенции — защищать малые народы. А малый народ на этой территории — латышский народ. Его надо защищать от всех, кто сюда понаехал». В результате неграждан и лиц без гражданства, которые постоянно и легально живут в Латвии, Сейм не отнес к нацменьшинствам. А между прочим, Консультативный комитет Совета Европы заявлял, что в качестве национальных меньшинств будет рассматривать и граждан, и неграждан. Но это было в 2001 году и относилось к Эстонии. Сейм, президент, правительство проигнорировали мнение депутатов от партий демократической оппозиции, призывавших к ратификации конвенции без оговорок, а также мнение Объединения общественных организаций национальных меньшинств, призывавших «признать, что «национальным меньшинством в Латвии является совокупность постоянно проживающих в стране людей любой этнической группы, кроме титульной».

На эти замечания латвийского правозащитника националисты могут ответить: так ведь и у нас в Риге, как и в сейчас Лондоне, мэром избран политик нетитульной нации — русский Нил Ушаков. Однако сей факт говорит лишь о том, что немалая часть населения Латвии не разделяет националистических устремлений элиты. В Риге русских около 38% (кстати, не половина, как солгал чиновник из Минкульта). Однако благодаря лишь голосам русских Ушаков не мог победить. Да и неграждане Латвии не имеют права участвовать в муниципальных выборах, а большинство проживает именно в столице.

Ну и самое важное. Лишь только Нил Ушаков и возглавляемый им «Центр согласия» появились в 2005 году на политическом поле страны, элита просто взбесилась от ненависти. «Центр согласия» и сам Ушаков для нее — и предатели, и «рука Кремля», и враги народа. Пытались клеить самые страшные ярлыки, но элита не смогла противостоять воле избирателей. Зато свою сумела проявить в период формирования правящей коалиции в парламенте. «Центр согласия» побеждал. Но президенты Латвии вопреки демократическим традициям Европы поручали формирование кабинета проигравшим силам, разделяющим националистические устремления элиты.

Ну а нынешнее высказывание представителя Министерства культуры Латвии о русских страны, как «тяжелом наследии» времен «советской оккупации», возможно, преследует далеко идущую цель. Те, «кто сюда понаехал» в советский период, прибывали на восстановление народного хозяйства. Строили заводы, фабрики, жилье. Были рабочими, инженерами, служащими в то время, как представители титульной нации в основном занимали начальственные кабинеты, включая первого президента Латвии после распада СССР, бывшего секретаря ЦК Компартии Латвии по идеологии Анатолийса Горбуновса. И вот заявление Роберта Путниса на форуме ЮНЕСКО почти совпало по времени с утверждением председателя правительственной комиссии по подсчету последствий «советской оккупации» в Латвии Эдмунда Станкевичса о том, что все это строительство в условиях «оккупации» было противозаконным и якобы некачественным. То есть латвийская националистическая элита ставит крест на всех послевоенных достижениях Латвии в промышленности, экономике, а также, выходит, и на тех жителях страны и их потомках, которые приехали со всех концов СССР на восстановление народного хозяйства братской республики.

Что стоит за это концепцией? Можно предполагать. Вспоминаются слова депутата-националиста Иманта Парадниекса о том, что русские жители Латвии должны уехать на «историческую родину». И призыв пытающегося участвовать в политической жизни Латвии американского латыша-русофоба, доктора Айвара Слуциса, предложившего вывезти 500 тысяч русских республики в Россию.

Его позиция понятна, ведь родители в 1944-м увезли его в Германию, когда бежали от советских войск, а затем перебрались в США. Он ведь говорит, что для Латвии война не закончилась в 1945 году. Наверное, так же думают и представители латвийской элиты, получившие бесплатное образование, бесплатные квартиры, бесплатные дачи в годы «советской оккупации»…
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация