ВЛ / Статьи / Интересное

Огненный сорок первый. Апрель

0
5-05-2016, 04:00...
1 182
 

Огненный сорок первый. Апрель

Несмотря на предупреждения, Сталин не верил, что Гитлер нападет на СССР

Вторая мировая полыхает уже давно, но пока вдали от границ Советского Союза. Но многие чувствуют, что скоро война перешагнет наши рубежи. Ну а люди в Кремле в этом уже не сомневаются…

Нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия сообщает Сталину: «За период с 1 по 19 апреля германские самолеты 43 раза нарушали государственную границу, совершая разведывательные полеты над нашей территорией на глубину до 200 км». Да и разведчики едва ли не каждый день сообщают о приближающейся войне. Предупредил Сталина о надвигающейся опасности и премьер-министр Великобритании Черчилль.

Но записка сэра Уинстона не возымела действия. По свидетельству соратника Сталина Анастаса Микояна, прочитав послание, Сталин заметил: «Черчиллю выгодно, чтобы мы поскорее влезли в войну, а нам выгодно подольше быть в стороне от этой войны».

Сталина предупреждал даже посол Германии в СССР граф Вернер фон Шуленбург! Представитель старинного дворянского рода с теплотой относился к России. Граф знал, что Россию населяют закаленные люди, готовые к трудностям и лишениям. Да, русские терпели поражения в локальных боях, но неизменно одерживали победы в решающих схватках. И Шуленбург опасался, что грядущая война с Советским Союзом станет катастрофой для Германии.

Посол собрал факты, дополнил их своими умозаключениями и отправил Гитлеру. Спустя несколько дней Шуленбург вылетел из Москвы в Берлин для личной встречи с нацистским фюрером.

Но разговор не получился. Гитлер, выслушав аргументы посла, не стал раскрывать карты. Наоборот, он пытался уверить Шуленбурга, что еще не решил, начинать войну с Россией или нет. Но старый дипломат не поверил Гитлеру и решил действовать на свой страх и риск…

Он встретился с послом СССР в Германии Владимиром Деканозовым, приехавшим в Москву. Шуленбург, как утверждал Микоян, сказал ему следующее: «Передайте господину Молотову, а он, надеюсь, проинформирует господина Сталина, что Гитлер принял решение 22 июня начать войну против СССР. Вы спросите, почему я это делаю? Я воспитан в духе Бисмарка, а он всегда был противником войны с Россией…»

Но Сталин не поверил и на этот раз. Сообщив о предупреждении Шуленбурга на заседании Политбюро, он добавил: «Будем считать, что дезинформация пошла уже на уровне послов».

13 апреля в Москве заключен Пакт о нейтралитете между СССР и Японией. Это событие стало неприятным сюрпризом для Гитлера. Он надеялся, что после нападения Германии на Советский Союз потомки самураев откроют на Дальнем Востоке второй фронт. Подробно о визите министра иностранных дел Японии Есукэ Мацуока — в материале «Спектакль в Кремле».

Выписка из протокола решения Политбюро № 26 от 9 апреля 1941 года: «ЦК ВКП (б) и СНК СССР устанавливают, что аварии и катастрофы в авиации Красной Армии не только не уменьшаются, но все более увеличиваются из-за расхлябанности летного и командного состава, ведущей к нарушениям элементарных правил летной службы. Факты говорят, что из- за расхлябанности ежедневно в среднем гибнет у нас при авариях и катастрофах 2−3 самолета, что составляет на год 600−900 самолетов».

Во время заседания военные поднимались с мест, давали объяснения членам Политбюро. Наконец очередь дошла до начальника Главного управления ВВС, заместителя наркома обороны генерал-лейтенанта Павла Рычагова. Тот встал и резко бросил Сталину: «Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!»

Воцарилась гнетущая тишина. Сталин, который прогуливался по залу, остановился, вынул изо рта трубку и сказал, не повышая голоса: «Вы не должны были так сказать». Он задумался, сделал несколько шагов и повторил фразу. Затем сделал паузу и произнес: «Заседание закрывается».

Небольшая ремарка. Рычагов был заметной фигурой. Несмотря на молодость — ему было 30 лет — успел проявить себя. Участвовал в трех войнах — испанской, японо-китайской, советско-финской. В 1936 году он стал Героем Советского Союза.

Рычагова ждала трагическая участь. Его сняли со всех постов, а через два дня после начала Великой Отечественной генерала арестовали. В октябре сорок первого Рычагова и других военных расстреляли…

Немцы находятся в эйфории — войска вермахта повсюду наступают. Командующий Африканским корпусом 49-летний генерал Эрвин Роммель успешно действует в Ливии против английских войск. «Лис пустыни», как прозвали полководца, получил телеграмму от Гитлера, в которой тот предоставил ему полную свободу действий.

6 апреля соединения вермахта вторглись в Грецию и Югославию. Через две с лишним недели — территория древней Эллады оказалась в лапах Гитлера. Югославия капитулировала еще раньше — спустя двенадцать дней.

«Утром 6 апреля над Белградом появились германские бомбардировщики. Летя волнами с оккупированных аэродромов в Румынии, они в течение трех дней методически сбрасывали бомбы на югославскую столицу, — писал Уинстон Черчилль в исторической эпопее „Вторая мировая война". — На бреющем полете, не опасаясь сопротивления, они беспощадно разрушали город. Эта операция получила название „Кара". 8 апреля, когда настала, наконец, тишина, свыше 17 тысяч жителей Белграда лежали мертвыми на улицах города и под развалинами».

После завершения военных действий на Балканах Гитлер принял решение перенести начало операции «Барбаросса» с 15-го мая на 22 июня. На первый взгляд, малозначительная деталь. Но сегодня, когда мы знаем о ходе Великой Отечественной, можно предположить, что эти дни спасли Советский Союз…

Немцы взяли Минск 9 июля 1941 года. Вскоре началось Смоленское сражение, которое завершилось 10 сентября. Еще через девять дней передовые части вермахта ворвались в Киев.

Значит, если бы война началась 15 мая, то Минск мог пасть в начале июня? А столицу Украины немцы могли взять в начале июля? Если же «передвинуть» все даты судьбоносных сражений, то битва за Москву началась бы не в сентябре, а в конце июля. Впрочем, это не более чем предположения…

Гитлер неспроста изменил свои планы. В середине мая развертывание войск Германии и ее союзников еще не завершилось. Но он, прожженный авантюрист, был уверен, что, начав войну 22 июня, успеет завершить военную кампанию к осени. В крайнем случае, до наступления холодов…

В апреле 1941 года в Главном управлении милиции НКВД СССР создан отдел по борьбе с бандитизмом. Тот самый, в котором работали герои легендарного фильма «Место встречи изменить нельзя — Глеб Жеглов и Владимир Шарапов. Их храбрые коллеги не только охотились за преступниками, но и задерживали дезертиров…

Теперь обратимся к событиям рядовым, житейским. 15 апреля Большой театр закрылся для проведения ремонтных работ. Предполагалось удлинить старинное здание и провести ряд других мероприятий. Однако осуществить проект реконструкции, разработанный архитектором Иваном Жолтовским, помешала война…

12 апреля другой театр — академический оперы и балета в городе Сталино (ныне — Донецк) — открыл свой первый сезон. В здании, сооруженном по проекту архитектора Людвига Котовского, с аншлагом прошла премьера оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин».

Ленинградский корреспондент «Правды» сообщал: «За последнее время Государственный Русский музей пополнился произведениями известных художников. Через государственную закупочную комиссию получена картина В.И. Сурикова „Старик-огородник"… В течение долгого времени не было известно, где находится эта картина. Лишь в 1937 году она случайно была обнаружена в очень плохом состоянии с большими повреждениями. Теперь после реставрации картина выставлена для обозрения…»

Другая информация — в духе сурового времени. Следственные органы выявили случаи превышения установленных норм расходования бензина на легковых автомашинах, — пишет «Правда». — Виновные в этих преступлениях привлечены к судебной ответственности. Среди них — начальник транспортной конторы Ленпромтреста Алексеев, который утаил девяносто литров бензина. Народный суд Ленинского района Москвы приговорил его к лишению свободы на один год.

Еще один материал главной газеты страны — из Краснодара: «Межколхозный клуб ворошиловских всадников Приморско-Ахтарского района подготовил для Красной Армии сорок всадников. При очередном призыве в армию им будут даны лошади, на которых они обучались. «По примеру ахтарцев все клубы ворошиловских всадников края готовят призывников для вступления в ряды Красной Армии вместе с подготовленными и оттренированными лошадьми, выращенными на колхозных конефермах».

На апрель запланировано начало съемок фильма «Свинарка и пастух». Однако режиссер Иван Пырьев никак не может определиться с исполнителем главной роли. Кто-то посоветовал ему посмотреть спектакль «Генеральный консул» в Центральном театре транспорта, где роль пограничника Гаглидзе исполнял молодой Владимир Зельдин. Увидев его на сцене, Пырьев понял, что лучшей кандидатуры ему не найти.

Вышла в прокат музыкальная комедия с участием Людмилы Целиковской и Павла Кадочникова. В своей книге «Дневные звезды» поэтесса Ольга Берггольц вспоминала, что в Ленинграде «почти к каждому фонарному столбу прикреплена была довольно крупная фанерная доска, на которой большими цветастыми буквами было написано: „Антон Иванович сердится"… Кинокомедию мы посмотреть не успели, не успели снять в первые дни войны и эти афиши. Так они и остались под потушенными фонарями до конца блокады».

Завершен и другой фильм — «Два друга» — «о борьбе командиров Красной Армии с происками агентов иностранной разведки». Но на экраны картина не вышла. Этому воспротивились мэтры — режиссеры Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, отметившие низкий художественный уровень работы. Директор «Мосфильма» Александр Грошев поручил создателям доработать фильм…

16 апреля в рабочей семье Никоненко появился на свет мальчик. Он вырос, стал известным актером и режиссером. В творческой биографии Сергея Петровича есть фильм «Завтра была война», в котором он сыграл роль директора школы. Когда грянула Великая Отечественная, герой Никоненко ушел на фронт. Защищать Родину отправились и его вчерашние ученики…

Несколько других лаконичных фактов.

Марину Цветаеву приняли в профком литераторов при Гослитиздате. Но ее моральные силы — на исходе. Муж и дочь — в тюрьме, надежд на будущее — никаких. Жить блестящему стихотворцу оставалось немногим больше четырех месяцев…

Молодой поэт Павел Коган написал стихотворение, где были такие строки: «Нам лечь, где лечь, / И там не встать, где лечь. / И, задохнувшись „Интернационалом", / Упасть лицом на высохшие травы. / И уж не встать, и не попасть в анналы, / И даже близким славы не сыскать». Когану суждено было погибнуть в 1942 году…

Композитор Дмитрий Шостакович приехал на гастроли в Ростов-на-Дону. В этом городе оркестр под управлением Марка Павермана блестяще сыграл Первую симфонию и аккомпанировал автору-солисту Первый фортепианный концерт. Затем Шостакович отправился с женой в Гаспру в санаторий Дома ученых.

27 апреля начинается седьмое первенство СССР по футболу. В первом туре динамовцы столицы Грузии на переполненном тбилисском стадионе имени Берия принимали «Стахановец» из Сталино и уверенно победили со счетом 3:0. Одесский «Спартак» уступил московской команде «Красная армия» — 2:3. А в Минске выясняли отношения новички группы «А» — местное «Динамо» и другой «Спартак» — из Ленинграда. Хозяева одержали трудную победу — 2:1.

Чемпионат Советского Союза планировали завершить 9 ноября. Разумеется, никто не знал, что поздней осенью сорок первого года будет совсем не до футбола…





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация