ВЛ / Статьи
Как в Екатеринбурге во время ВОВ тайно спасали шедевры Эрмитажа
19-04-2016, 02:00...
4 083
Как в Екатеринбурге во время Великой Отечественной войны тайно спасали шедевры Эрмитажа
В Музее изобразительных искусств Екатеринбурга открылась выставка «В память о прошлом на будущее». На ней впервые представлены более 200 предметов искусства, подаренные музею Эрмитажем в благодарность за спасение в годы Великой Отечественной войны эвакуированных на Урал из блокадного города экспонатов. Большая часть из них никогда ранее не выставлялась.
На открытии выставки генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил: «Для нас Свердловск и Екатеринбург — земля священная. Здесь наши коллекции хранились во время войны и были спасены. Здесь жили наши сотрудники и их дети. Для нас это целая сага». «Русская планета» узнала, как на Урале спасали шедевры Эрмитажа.
Состав с зенитками и бронированными вагонами
К упаковке музейных коллекций сотрудники Эрмитажа приступили сразу же с начала Великой Отечественной войны. Решение об эвакуации приняли всего через два дня после нападения фашистской Германии. Первый железнодорожный состав увез из Ленинграда около полумиллиона экспонатов уже 30 июня 1941 года.
— План эвакуации коллекции Эрмитажа был разработан еще в 1939 году, когда было ясно, что война неизбежна, — рассказывает корреспонденту РП историк Михаил Вербицкий. — Загодя были сколочены из досок ящики для упаковки экспонатов, было решено, в какой последовательности они будут вывозиться. Благодаря этому удалось в кратчайшие сроки эвакуировать из Ленинграда большую часть музейных сокровищ. И это не получилось бы, если бы на помощь сотрудницам Эрмитажа (большинство ушло на фронт) не пришли все неравнодушные петербуржцы. Они работали и днем, и ночью. Многие даже ночевали там же, в Эрмитаже, чтобы не тратить драгоценное время на дорогу. Все понимали, что спасают не просто картины или скульптуры, а часть национального достояния.
20 июля 1941 года из Ленинграда ушел следующий состав, с которым отправили еще около 700 тыс. предметов. Третий эшелон покинуть город уже не успел — кольцо блокады сомкнулось вокруг северной столицы.
— Начальником первого эшелона назначили Владимира Францевича Левинсон-Лессинга, — продолжает Михаил Вербицкий. — Решили, что он же должен был стать директором филиала Эрмитажа, который будет организован на месте прибытия. Куда направляется состав с бесценными экспонатами, знал только он один — эти сведения не должны были попасть к врагу. И ему же была поставлена задача — после победы в целости и сохранности вернуть все в Ленинград.
Любые сведения, имевшие отношение к эвакуации коллекций, были строго засекречены. Даже железнодорожники не знали, что они везут в вагонах, один из которых — бронированный, почему их прикрывают от бомбежек размещенные на платформах зенитные орудия. Куда направляется специальный литерный состав, они узнали уже в пути.
Засекреченная мансарда
В качестве места хранения почти 1 млн 200 тыс. эвакуированных экспонатов Эрмитажа, представлявших колоссальную ценность, выбрали Екатеринбург — город, расположенный далеко от линии фронта, но близко к железной дороге. Узнать о том, что именно там укрыта от врага важнейшая часть культурного достояния страны, не должен был никто.
В Свердловске ящики с эвакуированной коллекцией Эрмитажа всю войну хранили в трех местах — в подвалах Ипатьевского дома, где была расстреляна семья последнего российского императора Николая II, в польском католическом костеле Зачатия Святой Анны и в Свердловской картинной галерее на улице Вайнера, 11.
— Костел был взорван в 60-е годы. Ипатьевский дом снесли в 1977 году по приказу Бориса Ельцина, который на тот момент был первым секретарем свердловского обкома ЦК КПСС, — уточняет Михаил Вербицкий. — Здание картинной галереи — единственное из трех хранилищ, сохранившееся до нашего времени. Построенное в 1912 году по проекту архитектора Константина Бабыкина для мануфактурного магазина, оно отлично подходило для этой цели — просторные подвалы и толстые стены могли надежно укрыть ящики с коллекцией.
Свердловская картинная галерея на время войны была закрыта — в здании больше не оставалось места для посетителей. Ящики из Ленинграда заняли не только подвалы, но и почти все свободное пространство на первом и втором этажах, до самого потолка. Чтобы перекрытия не рухнули от такой тяжести, пришлось даже установить подпорные столбы под балки перекрытий нижнего этажа.
— Один из залов галереи превратили в сейф, — рассказывает Анна Гилевич, историк, дочь сотрудницы Свердловской картинной галереи, работавшей в ней в годы ВОВ. — Там были кирпичом заложены все окна и двери, на оставшихся входах поставили крепкие стальные решетки. В этом зале хранились самые ценные экспонаты.
Для людей в здании галереи фактически не осталось места. Официально в штате организованного в Свердловске филиала государственного Эрмитажа числилось 18 человек. В их распоряжении была всего одна потайная комната на верхнем этаже в мансарде.
— Наверх вела крутая винтовая лестница, — продолжает Анна Гилевич. — Окна в комнатке были тщательно закрыты, чтобы лишний раз не привлекать внимание к тому, кто и что находится внутри. Секретность была превыше всего. Если бы сведения о том, что здесь хранится, просочились наружу, фашисты могли разбомбить галерею или взорвать ее, отправив диверсионную группу.
Всю войну научные сотрудники Эрмитажа продолжали работать в этих нечеловеческих условиях. Оставить коллекцию без присмотра они не имели права. Необходимо было периодически, по графику, вскрывать ящик за ящиком, чтобы проверить, как хранится в неподходящих условиях тот или иной экспонат, нужно ли принимать экстренные меры по его спасению.
— Иногда они организовывали небольшие выставки для свердловчан. Например, в августе 1943 года была открыта экспозиция «Военное прошлое русского народа», где можно было увидеть личное оружие князя Пожарского или мундир и шляпу Петра I, — добавляет Анна Гилевич. — Интерес к культурному наследию тогда вообще был огромный. Главной валютой был обычный кусочек хлеба. И вот представьте, что находились люди, которые обменивали хлебные карточки, чтобы посетить выставку или сходить в театр. Они хотели понимать, что они защищают.
Подарок баснословной ценности
В Ленинград музейные реликвии вернулись лишь после окончания Великой Отечественной войны. Первые составы покинули Свердловск в октябре 1945 года. А всего через две недели после прибытия всей коллекции в Эрмитаже была организована выставка — она должна была наглядно продемонстрировать, что за все военные годы ни один экспонат не был утерян, и лишь небольшой части из них потребовалась реставрация.
— В благодарность за спасение экспонатов в 1946 и 1947 годах сотрудники Эрмитажа приняли решение подарить часть спасенной коллекции Екатеринбургу, — рассказывает Михаил Вербицкий. — Свердловской картинной галерее было передано более 200 картин российских и западноевропейских художников, ряд скульптур, собрание художественного стекла и фарфора, коллекция бронзы, шедевры мебельного искусства, уникальные книги.
На открытии выставки «В память о прошлом на будущее» Михаил Пиотровский заявил, что это был именно подарок. Инициатива в этом случае исходила не от государства, принудительно изымавшего многие предметы Эрмитажа для других музеев. Дар для Екатеринбурга отбирали сами эрмитажники, тщательно и с любовью. И уже тогда, в 40-е годы XX века, на базе переданной в Свердловск коллекции можно было создать филиал Эрмитажа. Но сделать это не получилось.
Шанс снова, как и в военные годы, стать филиалом Эрмитажа появился у Екатеринбургского музея изобразительных искусств (такое название сегодня носит Свердловская картинная галерея) лишь сейчас. В здании на улице Вайсмана к 2018 году планируется создать культурно-просветительный центр «Эрмитаж-Урал». А в мансардном этаже, где когда-то теснились эвакуированные сотрудники Эрмитажа, будет открыт мемориальный зал, чтобы все желающие могли увидеть, в каких условиях им приходилось жить и работать.