Вежливые люди
ВЛ / Статьи

Береговой ракетный комплекс «Редут»

19-04-2016, 00:00
...
660
 

Береговой ракетный комплекс «Редут»

Крылатая ракета подводных лодок П-5, созданная во второй половине пятидесятых годов, стала основой для целого семейства ракетного вооружения различного назначения. Результатом ее модернизации стало появление ракеты П-6 с системой самонаведения, предназначенной для вооружения подводных лодок. Для боевых кораблей тогда же была создана ракета П-35 с набором соответствующего оборудования. В дальнейшем ракета П-35 стала основой для нового оружия с повышенными характеристиками и нескольких новых комплексов. На ее основе были разработаны береговые ракетные комплексы «Редут» и «Утес».

Еще до завершения работ по исходному проекту корабельной крылатой ракеты П-35 было принято решение создать на его базе береговой противокорабельный оперативно-тактический ракетный комплекс для поражения надводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров от побережья. Постановление о начале создания такой системы вышло 16 августа 1960 года. К этому времени ракета П-35 уже вышла на предварительные испытания в неполной комплектации. Кроме того, почти завершилась разработка ряда вспомогательных систем, которым предстояло обеспечивать боевую работу корабельного комплекса. Таким образом, существовала реальная возможность в определенной мере упростить и ускорить работы по береговому комплексу.

Разработка нового проекта была поручена ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея, создавшего все предыдущие изделия семейства на базе П-5. Кроме того, к работам были привлечены несколько других организаций, задачей которых была разработка и поставка некоторых комплектующих. Проект берегового комплекса получил условное обозначение «Редут». Ракета для него обозначалась как П-35Б.

Основным элементом комплекса «Редут» должна была стать противокорабельная ракета П-35Б, созданная на основе исходной П-35. От базового изделия новая ракета должна была отличаться составом бортового оборудования и некоторыми другими небольшими изменениями. Одновременно с этим общая схема и принципы работы ракеты должны были оставаться прежними. Не менялся и внешний облик изделия, связанный со спецификой аэродинамики.

Ракета П-35Д общей длиной около 10 м и с размахом крыла 2,6 м представляла собой дальнейшее развитие идей, заложенных еще в проектах П-5/6, и основывалась на конструкции базовой П-35. Она имела вытянутый обтекаемый фюзеляж с заостренным головным обтекателем и ровный хвостовой срез для размещения сопла маршевого двигателя. Ввиду применения турбореактивного двигателя ракета получила воздухозаборник с коническим центральным телом, размещенный под днищем фюзеляжа.

Как и другие изделия семейства, П-35Б должна была оснащаться стреловидным складным крылом. С целью уменьшения габаритов ракеты в транспортном положении крыло разделялось на небольшой центроплан и поворотные консоли. В транспортном положении консоли крыла поворачивались вниз и укладывались по бортам фюзеляжа, благодаря чему максимальная ширина изделия не превышала 1,6 м. После покидания пускового контейнера при запуске специальная автоматика должна была поднимать консоли и фиксировать их в горизонтальном положении.

Управление ракетой в полете должно было осуществляться при помощи набора рулей в хвостовой части фюзеляжа. Имелись цельноповоротные стабилизаторы-рули высоты, а маневрировать по курсу ракета должна была при помощи руля направления на киле. Последний располагался под фюзеляжем, рядом с ним планировалось крепить двойной стартовый твердотопливный двигатель.

Весовые параметры ракеты для берегового комплекса остались на уровне базового корабельного изделия. Сухой вес ракеты составлял 2,33 т, стартовый – 5,3 т, включая 800-килограммовый сбрасываемый стартовый двигатель. Конструкция ракеты позволяла нести боевую часть весом до 1000 кг. Для поражения целей предлагалось использовать фугасную или ядерную боевую часть. Мощность последней, по некоторым данным, достигала 350 кт.

Силовая установка ракеты П-35Б была заимствована у базового изделия без изменений. Для старта и выхода из пускового контейнера с последующим разгоном и подъемом на небольшую высоту предлагался твердотопливный ускоритель, состоявший из двух блоков тягой по 18,3 т, соединенных между собой общей рамой. После выработки топлива через 2 с работы стартовый двигатель должен был отстреливаться. Дальнейший полет предлагалось производить при помощи турбореактивного двигателя КР7-300 тягой 2180 кг. Это изделие заменило двигатель КРД-26, использовавшееся на предыдущих ракетах семейства.

По имеющимся данным, система наведения ракеты П-35Б представляла собой переработанный вариант аппаратуры базовой П-35. Было решено отказаться от возможности управления ракетой во время полета в район цели, полностью поручив эту работу инерциальной системе. При этом была сохранена активная радиолокационная головка самонаведения с возможностью работы в качестве визира. Она должна была отвечать за поиск цели и дальнейшее наведение на нее. Примечательно, что определение цели и начало ее атаки по-прежнему оставались задачей оператора комплекса.

Для транспортировки и запуска ракет П-35Б была разработана специальная пусковая установка СПУ-35, построенная на базе серийного колесного шасси. В качестве основы для этой машины было взято четырехосное специальное шасси ЗИЛ-135К. В дальнейшем производство этой машины передали Брянскому автозаводу, из-за чего она получила новое обозначение БАЗ-135МБ. Шасси оснащалось двигателем мощностью 360 л.с. и могло перевозить груз массой порядка 10 т. Имелась возможность движения по шоссе со скоростью до 40 км/ч при запасе хода до 500 км. Пусковая установка, как и другие средства ракетного комплекса, будучи построенными на шасси высокой проходимости, имели возможность передвижения по автомобильным дорогам и по пересеченной местности.

На задней грузовой платформе базового шасси было предложено крепить системы установки контейнера для ракеты. Пусковой контейнер длиной более 10 м с внутренним диаметром около 1,65 м шарнирно закреплялся в задней части шасси и при помощи гидравлических приводов мог качаться в вертикальной плоскости. Внутри контейнера предусматривались рельсы для крепления и запуска ракеты, а также набор разъемов для взаимодействия электронных систем установки и оружия. Контейнер оснащался двумя подвижными крышками. Перед пуском они должны были подниматься вверх и укладываться на специальные площадки на крыше контейнера.

Для взаимодействия с самоходной пусковой установкой была разработана транспортно-заряжающая машина с возможностью перевозки одной ракеты П-35Б. При необходимости экипаж ТЗМ должен был загружать новую ракету в контейнер пусковой установки СПУ-35, после чего та могла вновь атаковать цель.

Еще одним элементом противокорабельного оперативно-тактического комплекса «Редут» должна была стать машина управления. На автомобильном шасси устанавливались радиолокационная станция для слежения за акваторией и поиска целей, а также система управления 4Р45 «Скала». Подобный командный пункт должен был отслеживать цели и управлять запуском ракеты. Кроме того, задачей оператора «Скалы» являлось определение и опознавание целей, а также их распределение между ракетами и выдача данных на пусковые установки.

Была предложена следующая организационная структура соединений. В состав батареи комплекса «Редут» включалось по восемь пусковых установок и транспортно-заряжающих машин, а также пункт управления и различные средства обеспечения. Батареи следовало объединять в батальоны, батальоны – в бригады. На уровне бригады предлагалось применять дополнительные радиолокационные средства, выполняющие слежение за обстановкой и выдающие первоначальное целеуказание системам батарей.

По принципам работы комплекс «Редут» с ракетой П-35Б в определенной мере походил на корабельные или подводные системы с аналогичными ракетами, однако имел некоторые отличия. Прибыв на указанную позицию, расчет комплекса должен был производить развертывание. На подготовку всех средств комплекса к боевой работе требовалось порядка полутора часов. После этого комплекс мог вести боевую работу и атаковать корабли противника.

Машина управления с системой «Скала» и собственной РЛС должна была следить за обстановкой в прикрываемом районе. Ее задачей был поиск надводных кораблей противника, представляющих опасность. Также предусматривалась возможность получения целеуказания с других средств обнаружения, в том числе с самолетов или вертолетов. При обнаружении цели производилось ее сопровождение с определением государственной принадлежности и опасности. После принятия решения об атаке машина управления батареей должна была передавать данные на пусковые установки и давать команду на стрельбу.

При подготовке к запуску ракеты пусковая установка должна была занимать указанную позицию и поднимать контейнер на стартовый угол возвышения 20°. После подъема производилось открытие крышек, обеспечивающее беспрепятственный выход ракеты и выброс газов стартового двигателя. По команде с машины управления ракета должна была включать стартовый двигатель и покидать контейнер, получая первоначальный импульс, набирая скорость и поднимаясь на требуемую высоту.

В соответствии с введенным полетным заданием, ракета П-35Б должна была самостоятельно выходить в район цели, используя имеющуюся инерциальную навигационную систему и радиовысотомер. В зависимости от рассчитанного маршрута ракета могла лететь на высоте 400, 4000 или 7000 м. После выхода в заданный район нахождения цели ракета должна была включать активную радиолокационную ГСН и «осматривать» акваторию. Данные с радиолокационной системы следовало передавать машине управления, оператор которой получал возможность изучить обстановку и выбрать цель. После этого ГСН захватывала указанную цель и самостоятельно наводила на нее ракету. Последний участок полета проходил на высоте 100 м, что позволяло снизить вероятность обнаружения и перехвата. Возможности ракеты позволяли уничтожать цели на дальностях до 270 км. Фугасная боевая часть обеспечивала поражение одиночных целей, а специальная могла применяться для уничтожения групповых.

Проект берегового ракетного комплекса «Редут» с ракетой П-35Б был разработан к середине 1963 года. Осенью начались испытания новой системы. Первые два испытательных пуска были признаны неудачными. Было установлено, что новые маршевые турбореактивные двигатели пока не могут полноценно справляться со своей работой. Также были выявлены неполадки в работе радиоэлектронных систем. Из-за этого испытания пришлось прервать для проведения доводки комплекса. Результатом проблем на первых испытаниях стало серьезное затягивание работ. Комплекс «Редут» приняли на вооружение только в августе 1966 года.

В силу различных причин поставки новых систем в войска и их дальнейшее освоение заметно затянулись. Первое соединение, вооруженное «Редутами», начало полноценную службу только в 1972 году. По имеющимся данным, первыми эти комплексы получили береговые ракетные войска Балтийского флота. К началу зимы 1972 года 10-й отдельный береговой ракетный полк, вооруженный системами предыдущих типов, был преобразован в 1216-й отдельный береговой ракетный дивизион и оснащен комплексами «Редут». Осенью 1974 года дивизион вновь переформировали, теперь он стал 844-м отдельным береговым ракетным полком (ОБРП).

В дальнейшем началось перевооружение ракетных подразделений береговых войск других флотов, сопровождавшееся массовым производством комплексов «Редут». По имеющимся данным, к концу восьмидесятых годов береговые ракетные войска и артиллерия ВМФ СССР располагали 19 батальонами комплекса «Редут». Больше всех подобных систем (6 батальонов) получил Балтийский флот. Тихоокеанский и Черноморский флоты развернули по пять батальонов, Северный – три. Необходимо отметить, что Северный и Черноморский флот имели в своем составе ракетные комплексы «Утес», которые можно считать стационарным аналогом «Редута». Каждый комплекс «Утес» имел восемь пусковых установок для ракет П-35Б.

В ходе своей службы все подразделения, вооруженные ракетами П-35Б, неоднократно участвовали в учебно-боевых мероприятиях и выполняли пуски ракет по условным целям. Определенный интерес представляют задачи, выполнявшиеся ракетным полком из состава береговых войск Черноморского флота. Несколько раз он получал приказ выдвинуться на территорию дружественной Болгарии и занять там огневые позиции. Подобная передислокация пусковых установок позволяла обстреливать крупный район, включавший в себя участки Черного, Эгейского и Мраморного морей, а также Дарданеллы.

Изначально береговые ракетные комплексы «Редут» предназначались только для вооруженных сил Советского Союза и экспортные поставки не предусматривались. Тем не менее, после появления более новых систем с повышенными характеристиками «Редуты» начали идти на экспорт. По имеющимся данным, некоторое количество таких систем было продано Вьетнаму, Сирии и Югославии.

В 1974 году стартовала модернизация ракеты П-35, затронувшая все комплексы с ее использованием. С целью повышения характеристик оружия началась разработка проекта 3М44 «Прогресс». От базовой П-35 такая ракета должна была отличаться новым стартовым двигателем и серьезно переработанной системой управления. Последняя отличалась повышенной помехозащищенностью и избирательностью действия. Для дополнительного повышения эффективности ракеты был увеличен конечный низковысотный участок полета.

Ракета 3М44 была принята на вооружение в 1982 году. К этому времени было развернуто серийное производство и начались поставки ракет в войска. Это оружие предназначалось для применения в составе комплекса «Редут», а также могло использоваться существующими кораблями-носителями П-35. Появление новой ракеты положительным образом сказалось на боевой эффективности всех ракетных комплексов, использующих ее, в том числе береговой системы «Редут».

Несмотря на появление ряда новых береговых ракетных комплексов, система «Редут» до сих пор остается на вооружении и решает задачи защиты побережья от кораблей противника, дополняя более новые комплексы. Эксплуатация таких комплексов будет продолжаться в течение некоторого времени, после чего их, вероятно, снимут с вооружения ввиду морального и физического устаревания.

Береговой ракетный комплекс «Редут» был принят на вооружение полвека назад и все это время защищал морские границы страны от нападения потенциального противника. Как и любые другие новые системы, «Редут» в момент своего появления отличался высокими характеристиками и позволял решать все поставленные задачи с высокой эффективностью, но со временем он устарел и уступил место более новым и совершенным системам.

Во время своего появления и в течение нескольких следующих десятилетий комплекс «Редут» с ракетой П-35Б, а затем и с 3М44 отличался рядом важных преимуществ. Он имел возможность атаки целей на дальностях до 300 км и мог доставлять к цели боевую часть, выводящую из строя корабль противника (фугасная) или корабельное соединение (специальная). Комбинированная система наведения с определением цели оператором давала возможность распределять цели между несколькими ракетами, в том числе наводя несколько ракет на один корабль противника. Применение внешнего целеуказание позволяло увеличивать размеры контролируемой акватории.

Тем не менее, присутствовали и недостатки. Со временем ракета П-35Б перестала отвечать некоторым требованиям. От более новых образцов она отличалась слишком большими габаритами, из-за чего самоходная пусковая установка могла перевозить лишь одну ракету. Также ввиду больших размеров пускового контейнера самоходная пусковая установка не имеет собственных средств обнаружения целей и управления стрельбой, из-за чего нуждается в дополнительных машинах с подобным оборудованием. Кроме того, «Редут» требует слишком много времени для развертывания.

Несмотря на неполное соответствие требованиям времени, береговой ракетный комплекс «Редут» до сих пор остается на вооружении, хотя и уступает место более новым системам, которые отличаются повышенными характеристиками и большей эффективностью. Смогут ли новые комплексы соревноваться с «Редутом» по срокам службы – покажет время.


0

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать

   




Наша группа Facebook:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG

    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация