ВЛ / Статьи / Интересное

Закопать нацистов в «Волчьей яме»: как готовились советские войска к штурму Берлина

+1
15-04-2016, 10:00...
1 203
 

В 1945 году советскими войсками было проведено 18 операций, направленных против немецко-фашистских войск. В результате этих и ранее начатых операций в 1945 году были полностью освобождены от немецких захватчиков Венгрия, Польша, Австрия, а после Берлинской операции и Чехословакия. Взяты штурмом укреплённые столицы указанных государств – Будапешт, Варшава, Вена, Прага, укреплённые города Германии Кёнигсберг, Пиллау, Инстербург, Растенбург и сотни других больших и малых городов стран Восточной Европы и Германии, которые немецкие войска ожесточённо защищали.

Советские войска разгромили немецкие армии в Силезии и Восточной Пруссии. 1-й Белорусский фронт под командованием Г. К. Жукова захватил 3 февраля 1945 года плацдармы на Одере севернее и южнее Кюстрина, а 1-й Украинский фронт под командованием И. С. Конева захватил 15 февраля 1945 года плацдармы на западном берегу Нейсе.
 
Все проведённые до наступления на Берлин в 1945 году операции в большей или меньшей степени создавали возможность начать наступление наших войск на Берлин. Во время этих операций советские войска во многих случаях громили соединения противника, которые могли ударить по флангам наших армий, вышедших на Берлинское направление.
 
Особенно опасными для наших войск были немецкие соединения, находящиеся в Восточной Пруссии. А. М. Василевский написал: «Восточно-прусскую группировку гитлеровцев нужно было разгромить во что бы то ни стало, ибо это освобождало армии 2-го Белорусского фронта для действий на основном направлении и снимало угрозу флангового удара из Восточной Пруссии по прорвавшимся на этом направлении советским войскам».
 
Думаю, ни одна армия мира не могла бы овладеть за столь короткий промежуток времени веками укрепляемыми рубежами Восточной Пруссии. «Восточная Пруссия давно была превращена Германией в главнейший стратегический плацдарм для нападения на Россию и Польшу. С этого плацдарма было совершено нападение на Россию в 1914 году. Отсюда кайзеровские войска пытались нанести удар по Петрограду в 1918 году. Отсюда двинулись фашистские полчища в 1941-м.
 
На протяжении 1941-1945 годов Восточная Пруссия имела важное экономическое, политическое и стратегическое значение для немецкого верховного командования. Здесь в глубоких подземных убежищах под Растенбургом вплоть до 1944 года располагалась ставка Гитлера, прозванная самими фашистами Wolfsschanze («Волчья яма»).

Овладение Восточной Пруссией – цитаделью германского милитаризма - составило важную страницу завершающего этапа войны в Европе. Фашистское командование придавало большое значение удержанию Пруссии. Она должна была прочно прикрыть подступы к центральным районам Германии. На её территории и в прилегающих к ней районах северной части Польши был возведён ряд укреплений, сильных в инженерном отношении фронтальных и отсечных позиций, а также крупных узлов обороны, насыщенных долговременными сооружениями. Старые крепости в значительной мере модернизировали; все сооружения были прочно связаны между собой в фортификационном и огневом отношении. Общая глубина инженерного оборудования достигала здесь 150-200 км.
 
Особенности рельефа Восточной Пруссии – озёра, реки, болота и каналы, развитая сеть железных и шоссейных дорог, крепкие каменные постройки – в значительной степени способствовали обороне.
 
К 1945 году восточно-прусские укреплённые районы и полосы обороны с включёнными в них крепостями, сочетавшимися с естественными препятствиями, не уступали по своей мощи западногерманской «линии Зигфрида», а на отдельных участках превосходили её. Особенно сильно была развита в инженерном отношении оборона на основном для нас направлении – Гумбиннен, Инстербург, Кенигсберг. Фашистское командование, опираясь на столь мощные укрепления, рассчитывало во что бы то ни стало остановить продвижение наших войск», - пишет А. М. Василевский.

Немецким войскам во время нападения на СССР не приходилось штурмовать ни крепости, принадлежавшей им Восточной Пруссии, ни городов Венгрии, Австрии, Чехословакии, Румынии. Всё это выпало на долю Красной Армии, и она с честью справилась с задачами, которые оказались бы не под силу армии Германии, как не под силу ей оказались Ленинград, Москва и Сталинград, укреплённые намного слабее, чем города Восточной Пруссии и Венгрии, не говоря уже о самом Берлине.
 
Несмотря на мощные укрепления и ожесточённое сопротивление противника, Красная Армия взяла эти города с минимально возможными потерями благодаря огромному превосходству над Германией в вооружении и военном искусстве.  Даже, казалось бы, неприступную крепость Кенигсберг наши войска взяли за три дня: с 6 по 8 апреля 1945 года.

«Гитлер не мог смириться с потерей города, объявленного им лучшей немецкой крепостью за всю историю Германии и «абсолютно неприступным бастионом немецкого духа», и в бессильной ярости приговорил Лаша (немецкий генерал, комендант Кенисберга, взятый в плен советскими войсками – Л. М.) к смертной казни», - продолжает А. М. Василевский. Прежде чем перейти к Берлинской операции необходимо остановиться хотя бы на трёх операциях, предшествовавших наступлению на Берлин.
 
А наступать на Берлин Сталин приказал двум русским маршалам: Георгию Константиновичу Жукову и Иван Степановичу Коневу. Для этого он назначил в ноябре 1944 года Г. К. Жукова командующим 1-м Белорусским фронтом, а К. К. Рокоссовского перевёл на командование 2-м Белорусским фронтом. На мой взгляд, Г. К. Жуков и И.С. Конев превосходили К. К. Рокоссовского по способностям и умению воевать.  Поэтому Сталин и приказал штурмовать Берлин Жукову и Коневу. Рокоссовский, конечно, был опытным военачальником, но уступал названным двум.

К. К. Рокоссовского Ставка тоже ценила очень высоко. К тому же, он был красив, умел себя преподнести и отличался обыкновенным человеческим обаянием. И после войны, как глубоко порядочный человек пожертвовал своей высокой должностью, денежными доходами и положением в обществе во имя сохранения правды об И. В. Сталине. 
 
Первый бросок к Берлину был сделан во время проведения войсками 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов Висло-Одерской наступательной операции. Операция была тщательно подготовлена и обеспечена огромным количеством сил и средств.
 
Начало операции Ставка планировала на 20 января 1945 года. Однако по просьбе союзников, которые поспешно отступали после контрудара немецких войск в Арденнах в декабре 1944 – январе 1945 годов, советское Верховное Главнокомандование решило начать наступление 12-15 января.
 
Висло-Одерская операция включала две фронтовые операции: Варшавско-Познанскую операцию войск 1-го Белорусского фронта и Сандомирско-Силезскую операцию войск 1-го Украинского фронта.

12 января 1945 года перешли в наступление с Сандомирского плацдарма войска ударной группировки 1-го Украинского фронта, а 14 января – с Мангушевского и Пулавского плацдармов войска 1-го Белорусского фронта. К концу 17 января войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов при содействии войск 2-го Белорусского и 4-го украинского фронтов прорвали оборону противника в полосе до 500 км, продвинулись на глубину 100-160 км, разгромили основные силы немецкой группы армий «А», освободили свыше 2400 населённых пунктов, в том числе города Варшаву и Краков.
 
Германское командование перебросило часть сил из внутренних районов Германии, с Западного фронта, с участков советско-германского фронта, но остановить наступление советских войск не смогло. 22 января - 3 февраля войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронта вышли на реку Одер и захватили плацдармы на её западном берегу, пройдя за две с небольшим недели 500 километров.
 

Было разгромлено 25 и полностью уничтожено 35 вражеских дивизий, захвачено 147,4 тысячи пленных, около 14 тысяч орудий и миномётов, около 1,4 тысяч танков и штурмовых орудий и другой боевой техники, военного имущества. Успешным проведением крупнейшей операции советские войска создали условия для нанесения ударов по врагу в Померании, Силезии и на Берлинском направлении.
 
Ни наши союзники, ни немцы не ожидали такого стремительного наступления советских войск. И хотя в Познани часть войск 1-го Белорусского фронта до 23 февраля занималась ликвидацией окружённой 60 тысячной группировки противника, выход остальных войск фронта в первых числах февраля на Одер и захват 31 января плацдарма в районе Кюстрина можно назвать чудом.
 
«Появление советских войск в 70 километрах от Берлина было ошеломляющей неожиданностью для немцев. В момент, когда отряд ворвался в город Кинитц, на его улицах спокойно разгуливали немецкие солдаты, в ресторане было полно офицеров. Поезда по линии Кинитц-Берлин курсировали по графику, нормально действовала связь», - пишет  Г. К. Жуков.
 
С «лёгкой руки» известного полководца В. И. Чуйкова сегодня нашлось много «умников», которые считают, что разбираются в военной науке лучше Генерального штаба времён войны, Ставки Верховного Главнокомандования, лучше Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза И. В. Сталина,  Маршалов Советского Союза Г. К. Жукова, И. С. Конева, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, Р. Я. Малиновского, Ф. И. Толбухина, А. И. Ерёменко, К. А. Мерецкова, Л. А. Говорова, И. Х. Баграмяна (маршал с 1955 года), которые командовали в 1945 году соответственно 1-м Белорусским, 1-м Украинским, 2-м Белорусским, 3-м Белорусским (А. М. Василевский был назначен командующим после гибели И. Д. Черняховского), 2-м Украинским, 3-м Украинским, 4-м Украинским, Карельским,  Ленинградским и 1-м Прибалтийским фронтами.
 
Эти «умники» пишут толстые книги и осуждают Сталина за то, что он не приказал начать штурм Берлина в феврале 1945 года. Они нисколько не обеспокоены тем, что их мнение не соответствует мнению указанных командующих фронтами, выигравших великие битвы и Великую Отечественную войну маршалов, мнению огромного коллектива Генерального штаба, обстановке на советско-германском фронте в то время. И цель у них, по-моему, одна: кинуть камень в великое время и в великих людей России.
 
А великие люди считали, что наличие армий Г. К. Жукова и И. С. Конева в феврале 1945 года на берегу Одера ещё не означало, что настало время штурма Берлина. Прежде надо было разгромить немецкие войска в Верхней Силезии, угрожавшие 1-му Украинскому фронту, и в Восточной Померании, угрожавшие 1-му Белорусскому фронту.
 
1-й Украинский фронт разгромил немецкие войска в Нижней Силезии в период с 8 по 24 февраля и в Верхней Силезии в период с 15 по 31 марта 1945 года и, таким образом, занял выгодное положение для нанесения ударов не только на берлинском, но и на дрезденском и пражском направлениях. Но, главное, разгромив врага, И. С. Конев избавил свой фронт от угрозы флангового удара при наступлении на Берлин.
 
Немецкие войска в Восточной Померании нависли над 1-м Белорусским фронтом – главной стратегической группировкой Советских Вооружённых сил, действовавших на берлинском направлении. Разгром немецких армий в Восточной Померании осуществляли войска 1-го и 2-го Белорусских фронтов при содействии сил Балтийского флота в период с 10 февраля по 4 апреля 1945 года. Бои носили чрезвычайно ожесточённый характер. 2-й Белорусский фронт фактически вёл бои с отдельными немецкими частями, прижатыми к морю до 9 мая. 28 марта войска фронта заняли Гдыню, а 30 марта – Данциг. В результате Восточно-Померанской операции Польше было возвращено забранное у немцев Поморье с крупными городами и важными портами.
 
Выход советских войск к побережью Балтийского моря надёжно обеспечил фланг 1-го Белорусского фронта.
 
Вот теперь, когда справа от 1-го Белорусского находилась не сильная Померанская немецкая группировка войск, а войска 2-го Белорусского фронта К. К. Рокоссовского, а слева – войска 1-го украинского фронта И. С. Конева,  1-му Белорусскому фронту Г. К. Жукова можно было начинать наступление на Берлин. Мог начинать наступление на Берлин и 1-й Украинский фронт, ликвидировавший угрозу с юга и имевший справа надёжного соседа в лице 1-го Белорусского фронта.
 
Но после тяжёлых продолжительных боёв войска надо было пополнить личным составом, техникой, боеприпасами, сгруппировать и поставить каждому соединению боевую задачу, рассмотрев порядок её выполнения. За время, потраченное советскими войсками на разгром окружавших их немецких войск, ситуация на Восточном и Западном фронтах изменилась.
 
31 января 1945 года передовые части советских войск находились на плацдармах на реке Одер в 60-70 километрах от Берлина. Войска США и Англии в то время оправлялись от сильного удара, нанесённого им немцами в Арденнах, и находились в сотнях километров от Берлина, на западной границе Германии.
 
К середине апреля, не встречая значительного, а подчас вообще никакого сопротивления со стороны немецких войск, передовые части наших союзников вышли на Эльбу в 100-120 километрах от столицы Германии. Но нахождение союзников на Эльбе ничего не могло изменить, потому что доблестные советские армии к этому времени были уже готовы штурмовать Берлин. А американским войскам надо было ещё форсировать Эльбу.
 






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация