ВЛ / Статьи

Куда уйдет новый «МиГ»

0
10-04-2016, 01:00...
1 033
 

Куда уйдет новый «МиГ»

Опытный образец нижегородского «тридцать пятого» обещают показать в этом году

Российские Воздушно-космические силы уже в этом году получат первый опытный образец легкого многофункционального истребителя МиГ-35. Об этом на днях сообщил вице-президент Объединенной авиастроительной компании, гендиректор корпорации «МиГ» Сергея Короткова. Причем, на авиационно-космической выставке FIDAE-2016 в Чили Коротков заявил: контракт с Минобороны по новому МиГ-у «мы готовы заключить хоть сейчас».

Что в имени тебе моем

Вообще, осваивать серийное производство этих новых МиГ-ов-истребителей на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде начали еще в 2008 году. Впрочем, разобраться в истории и всех предысториях Миг-35 — занятие не из легких. Например, по некоторым источникам, такое обозначение поначалу должен был носить серийный вариант малозаметного фронтового истребителя МиГ-1.44, но его прототип, по сути, так и остался прототипом, в 1999 году был выпущен всего один экземпляр, после чего проект свернули. Кроме того, ведь был еще «апгрейд» МиГ-29М2, истребителя с повышенной дальностью и увеличенной боевой нагрузкой. Его неофициально прозвали МиГ-33, а дальнейшие модификации МиГ-29М3 и МиГ-29М4 — вполне логично, Миг-35.

Ясно одно, тот «тридцать пятый», о котором мы говорим сегодня, больше взял не от «соседа по очереди», легендарного Миг-31 (о нем чуть ниже), а от все того же Миг-29, вернее его «корабельного» варианта МиГ-29К. «Как летательный аппарат МиГ-35 максимально унифицирован с самолетом МиГ-29К. Конструкция планера, силовая установка, система управления самолетом, кабины пилотов и всех самолетных систем практически одинаковы. Разница состоит в том, что на МиГ-35 установлено облегченное шасси, вместо посадочного гака установлен тормозной парашют, консоли крыла не складываются. Как самолет МиГ-35 — это фактически „корабелка" наземного базирования, более легкая по весу планера. Антикоррозионная защита конструкции выполнена по корабельным стандартам, для того чтобы максимально унифицировать производство. Но МиГ-35 значительно отличается от МиГ-29К по авионике», — говорил главный конструктор самолета Николай Бунтин.

Кому проиграл наш экспортный потенциал

Информация о планах Минобороны РФ приобрести первую партию новых «тридцать пятых» МиГ-ов появилась в 2009 году. Вроде бы тогда даже было запланировано к 2015 году создать две эскадрильи, укомплектованные именно этими истребителями. Однако никакого соглашения в итоге так и не было подписано.

Зато в 2011 году МиГ-35 принял участие в тендере на поставку 126 боевых самолетов для ВВС Индии (общая сумма конкурса — более 6 миллиардов долларов). Причем, непосредственно перед этим представители корпорации «МиГ» заявили, что «тридцать пятый» изначально проектировался в расчете на международную кооперацию, что, понятное дело, будет способствовать его выходу на международный рынок. Тогдашний министр обороны Сергей Иванов пообещал, что продвижение МиГ-35 на экспорт будет всемерно поддержано государством, и пояснил: «Если говорить о перспективах (экспортных — СП) МиГ-35, то они уже есть, и это перспектива недалекого будущего». Увы, из индийского тендера наши истребители выбыли — по официальной причине, из-за неудовлетворительных показателей по работе радиолокационной станции, тяге двигателей и ряду других пунктов. Уже потом, задним числом, появились данные, что с самого начала российский МиГ якобы уверенно лидировал в испытаниях, но индийская сторона по неизвестным причинам решила тогда не объявлять победителя, а вдруг попросить остальных производителей доработать двигатели (в частности топливную систему) их самолетов. Так или иначе, но победили в этом достаточно знаковом конкурсе французский истребитель «Rafale» и «Typhoon» производства компании «Еврофайтер» со штаб-квартирой в Германии.

Конспирология гуще, а результат — тот же

Снова об истребителе Миг-35 вспомнили год спустя. В октябре 2012 года гендиректор корпорации «МиГ» Сергей Коротков сообщил журналистам, что массовое поставки «тридцать пятого» в войска начнутся в 2014 году и на сей раз это даже прописано в государственной программе вооружений России на 2011−2020 годы. Якобы первый контракт предусматривает поставку 37 новых истребителей на общую сумму в 37 миллиардов рублей, а всего, к 2020 году должно быть поставлено 70 штук. Увы, но снова мимо. Через какое-то время Минобороны перенесло подписание контракта еще на три года, решив вместо этого приобрести 16 истребителей МиГ-29СМТ. По одной из версий, виноват в этом Минфин, «попросивший» оборонное ведомство перенести часть расходов на более позднее время (правда, коснулось это только лишь проекта по МиГ-35). По другой — российская промышленность оказалась не готова выполнить столь крупный заказ на 37 самолетов. В пользу этой версии выступил и зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин. «Президентом решение принято одно: отдельные задания госпрограммы вооружения могут смещаться вправо только в случае неготовности промышленности их исполнить в установленные сроки, но сама программа, объем выделенных на нее средств не подлежат пересмотру», — заявил он тогда «Коммерсанту». Но журналисты как обычно все поняли по-своему, заявив, что военные, похоже, мало заинтересованы в покупке нового истребителя, предпочитая заказывать проверенные временем машины (типа того же МиГ-29СМТ).

Истребитель «легкого» нового поколения

История развивается по спирали. И наша — не исключение. В прошлом, 2015-м году в очередной раз заговорили об экспортном потенциале «тридцать пятого». «В этой марке есть перспективные модели, например МиГ-35. Есть перспективы развития его до уровня „легкого" пятого поколения, поэтому у него очень большой экспортный потенциал», — заявил журналистам РИА «Новости» глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин. И тут же возникла тема возможных поставок этих истребителей во Вьетнам, где они могли бы заменить устаревшие МиГ-21. «В отличие от „классического" МиГ-29, от которого МиГ-35 унаследовал аэродинамическую концепцию, новая машина является многофункциональной. Она способна применять высокоточное вооружение по любым — воздушным, наземным, надводным — целям и даже выполнять некоторые функции, которые ранее возлагались на разведывательные самолеты», - привычно «рекламировал» многострадальный «тридцать пятый» глава РСК «МиГ» Сергей Коротков.

Правда, что же касается поставок МиГ-35 в российскую армию, то в сегодняшнем приближении тема зазвучала осторожнее. Даже заявив журналистам на выставке FIDAE-2016 в Чили о том, что уже в 2016 году ВКС получат первый опытный образец истребителя, Коротков оговорился, что теперь военные предъявили к МиГ-35 «специфические требования» и что «мы должны сначала провести заводские испытания, потом представить самолёт на испытания министерства обороны. После того, как военные проведут такие испытания, и будут приниматься объективные решения».

Чилийский эпилог или минус 31

При этом тогда же в Чили, глава корпорации «МиГ» публично сделал прогнозы относительно еще одной модели, пусть и чисто «арифметически», но «встающей» в цепочку между МиГ-29 и МиГ-35. Речь идет о первом еще советском боевом самолете четвертого поколения, сверхзвуковом истребителе-перехватчике МиГ-31, производство которого на том же нижегородском «Соколе» было прекращено еще в 90-х, но который до сих пор еще эксплуатируется. В материале «Есть только МиГ» (СП-Поволжье, 25.01.2016) мы писали о том, что к 2020 году в России на базе именно «тридцать первого» должен быть создан новейший сверхскоростной истребитель-перехватчик. Так вот, на этой международной авиавыставке все тот же Коротков заявил: «К 2028 году истребитель-перехватчик МиГ-31 закончит свое существование чисто физически» и, добавив, что модернизацию нельзя производить вечно, продолжил: «Пока у нас есть время, чтобы создать новый самолет на замену». Да, время пока есть, но, судя по опыту «тридцать пятого», и в двенадцать лет можно запросто не уложиться.
 




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация