ВЛ / Статьи / Интересное

Десять ударов Сталина: как Красная армия полностью деморализовала фашистов

+1
6-04-2016, 10:26...
2 376
 

К началу 1944 года «по данным Генерального штаба, на советско-германском фронте действовали 198 немецких дивизий и шесть бригад, три немецких воздушных флота, а также 38 дивизий и 18 бригад союзников Германии. Эти войска насчитывали 4,9 млн. человек, имели на вооружении более 54,6 тысяч орудий и миномётов, 5,4 тысяч танков и штурмовых орудий, 3,1 тысячу самолётов.

В наших действующих войсках насчитывалось более 6,3 млн. человек, 95,6 тысяч орудий и миномётов, 5254 танка и САУ, 10 200 самолётов. Несомненно, обращает на себя внимание то обстоятельство, что у нас, хотя и временно, было меньше, чем у противника, танков. Это объясняется, прежде всего, немалыми потерями танков в гигантских наступательных операциях 1943 года», - писал А. М. Василевский.
 
Сталиным было выделено десять ударов наших войск, и 1944 год современниками был назван годом «Десяти сталинских ударов».
 
Первый удар был нанесён силами трёх фронтов: Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского. Советские войска имели в данной операции преимущество перед противником в людях в - 1,7 раза, в орудиях – в 2 раза, в танках и САУ – в 4 раза. В результате были освобождены Ленинградская и часть Калининской области, захвачен плацдарм на реке Нарва, освобождены старинные русские города Новгород и Луга, наши войска вошли на территорию Эстонии.
 
Второй удар наносился в ходе семи военных операций с целью освобождения от врага Правобережной Украины. «На южном крыле советско-германского фронта гитлеровцы имели в начале 1944 года одну из своих наиболее крупных стратегических группировок. Против четырёх советских Украинских фронтов на участке от реки Припять до берегов Чёрного моря действовали: группа армий «Юг» генерал-фельдмаршала Манштейна (4-я и 1-я танковые, 8-я и 6-я полевые армии) и группа армий «А» генерал-фельдмаршала Клейста (3-я румынская и 17-я немецкая армии, 44-й немецкий отдельный армейский корпус; в первых числах февраля в последнюю из группы «Юг» была передана 6-я полевая армия). Эти войска поддерживались авиацией 4-го воздушного флота.
 
Всего в обеих группах немецких войск было 1,76 млн. солдат и офицеров, 16 800 орудий и миномётов, 2200 танков и штурмовых орудий, 1460 самолётов. По строжайшему приказу Гитлера, они любой ценой должны были удержать за собой богатейшие хлебные районы Правобережной и западных областей Украины, Никополь с его предприятиями по добыче и переработке марганца, Криворожский бассейн, богатый железной рудой, и Крым, прочно прикрывая коммуникации южного крыла германо-советского фронта.
 
Гитлеровское командование ещё надеялось на восстановление своей обороны по Днепру», - продолжает описывать соотношение сил и паны гитлеровцев А. М. Василевский, и далее пишет: «Много я повидал на своём веку распутиц. Но такой грязи и такого бездорожья, как зимой и весной 1944 года, не встречал ни раньше, ни позже. Буксовали даже тракторы и тягачи. Артиллеристы тащили пушки на себе. Бойцы с помощью местного населения переносили на руках снаряды и патроны от позиции к позиции за десятки километров».
 
Наши войска не успевали перехватывать пути отхода противника. Но и враг страдал от распутицы и вынужден был, отступая, бросать часть своего  дорогостоящего, мощного, тяжёлого вооружение. Большую положительную роль в этих боях сыграли наши танки Т-34, которые в условиях бездорожья обладали по сравнению с другой техникой самой высокой проходимостью. И такой замечательной особенностью обладала не лёгкая танкетка, а средний танк, обладающий огромной поражающей способностью.
 
В этом втором ударе особенно необходимо выделить Корсунь-Шевченковскую наступательную операцию, проведённую силами войск 1-го и 2-го Украинских фронтов в период с 24 января по 18 февраля 1944 года. При проведении этой операции была окружена крупная группировка немецких войск. После предъявления ультиматума, не принятого противником, наши войска приступили к уничтожению окружённого врага. Противник потерял только убитыми 55 тысяч солдат и офицеров. В плен было взято 18 тысяч гитлеровцев. Вся имевшаяся у разгромленной немецкой группировки техника осталась на поле боя.
 
И. С. Конев пишет: «И даже в такой безвыходной для окружённых немецко-фашистских войск обстановке гитлеровские изверги продолжали творить вопиющие зверства. В Шендеровке они согнали жителей деревни в церковь и школу и подожгли их. Фашистские бандиты бегали по хатам и расстреливали беззащитных стариков, женщин и детей, жгли дома. Из горящей церкви, из школы, из хат неслись крики отчаяния и проклятья палачам» и далее продолжает: «Героев были тысячи. Многие из них отдали жизнь за нашу победу. Советский народ будет вечно хранить о них светлую память.
 
Вместе с воинами регулярных войск мужественно сражались в тылу врага наши партизаны. Они оказывали большую помощь войскам фронта, уничтожая подходящие к фронту немецкие эшелоны с боеприпасами и техникой, сковывали действия органов тыла гитлеровских войск… Весь народ освобождённых районов поднялся на помощь Красной Армии. В условиях распутицы, когда наш тыл испытывал серьёзные трудности в организации доставки боеприпасов войскам, помощь населения сыграла, бесспорно, большую роль в выполнении задачи, стоящей перед войсками 1-го и 2-го Украинских фронтов в разгроме корсунь-шевченковской группировки врага.
 
Никогда нам не забыть подвиг женщин, детей, пожилых людей, когда они вместе с воинами, порой разутые, в плохой одежде, полуголодные шли десятки километров по грязи, чтобы поднести войскам боеприпасы…
 
В Корсунь-Шевченковской операции советское военное искусство снова одержало вверх над военным искусством гитлеровского генералитета. Красная Армия показала своё моральное и материальное превосходство над армией противника, наши отважные воины ещё раз подтвердили, что им любые задачи по плечу, в том числе и такие ответственные и сложные, как полное окружение и разгром противника».
 

 
В боях за Правобережную Украину 29 февраля 1944 года во время перестрелки был тяжело ранен, а 15 апреля скончался командующий 1-м Украинским фронтом Николай Фёдорович Ватутин.
 
«Грандиозное наступление 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов, начавшееся в конце декабря 1943 года, закончилось в середине апреля 1944 года не только освобождением Правобережной Украины, но и перенесением боевых действий на ряде участков советско-германского фронта за пределы СССР…
 
В процессе боёв за Правобережную Украину 1-я и 4-я танковые армии врага понесли огромные потери: не менее 200 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными, свыше 2000 тысяч танков и штурмовых орудий, более 4500 артиллерийских стволов, свыше 53 тысяч автомашин и тягачей, до 1000 бронемашин и бронетранспортёров.
 
Войска И. С. Конева, разгромив основные силы 8-й немецкой армии, ещё в конце марта вышли на государственную границу по Пруту, а затем, форсировав его, вступили на территорию Румынии и овладели городами Ботошани, Рэдэуци, Пашкани и многими другими населёнными пунктами…
Войска 3-го Украинского фронта нанесли тяжёлое поражение 6-й немецкой и 3-й румынской армиям. Только в междуречье Днепра и Южного Буга были разгромлены девять пехотных и танковая дивизия врага. Понесли серьёзные потери и утратили боеспособность ещё двадцать пехотных, танковых и моторизованных дивизий врага.
 
По показаниям пленных и по данным немецких архивов, противник потерял здесь 51 тысячу солдат и офицеров убитыми и пленными. К 14 апреля войска 3-го Украинского фронта освободили весь левый берег Днестра от Тирасполя до Чёрного моря. С ходу форсировав Днестр, наши войска захватили плацдарм на его западном берегу.
 
Огромную помощь в борьбе с фашистскими полчищами при освобождении Правобережья и Западных областей Украины оказали Красной Армии партизаны. В их отрядах насчитывалось здесь свыше 70 тысяч человек. Взаимодействуя с войсками, они взрывали железнодорожные составы; наносили удары по врагу с тыла; захватывали и удерживали до подхода регулярных соединений отдельные населённые пункты, мосты, речные переправы, линии и узлы связи; затрудняли вражескому командованию управление войсками; предотвратили угон в фашистское рабство многих тысяч советских людей».
 
Наши войска вышли на государственную границу Советского Союза - реку Прут и с ходу форсировали её во время проведения Уманско-Ботошанской операции, о которой И. С. Конев в своей книге написал следующее: «Из всех операций, о которых рассказывается в этой книге, самой трудной была Уманско-Ботошанская. История войн не знает более широкой по своим размахам и сложности в оперативном отношении операции, которая была бы осуществлена в условиях полного бездорожья и весеннего разлива рек».
 
Указанная операция тоже относится к операциям по освобождению Правобережной Украины.  В ходе наступления войска 2-го Украинского фронта продвинулись с боями на 200-250 км. 10 дивизий противника, вошедших в число вышеуказанных потерь противника, потеряли 50-75% личного состава и почти всё тяжёлое вооружение. На государственную границу передовые отряды наших войск вышли 25 марта.
 
«Развивая наступление, 26 марта в 85-километровой полосе на Прут вышла ударная группировка 2-го Украинского фронта… Освобождённый участок государственной границы по Пруту взял под охрану 24-й пограничный полк, которым командовал подполковник Г. Капустин. Подразделения этого полка приняли здесь первый бой с врагом в самом начале войны», - вспоминал И. С. Конев.
 
В честь войск, вышедших на государственную границу Советского Союза, Москва салютовала 24 залпами из 324 орудий. День 26 марта 1944 года вошёл в историю Великой Отечественной войны, как незабываемая дата.
 
В 1944 году Красная Армия проводила наступление на врага в 50-ти военных операциях, разработанных Генеральным штабом, штабами фронтов и утверждённых Ставкой Верховного Главнокомандования, имея замечательную, недорогую в производстве военную технику.
 
Оружие Красной Армии, признанное лучшим оружием в мире, во время войны постоянно совершенствовалось. На смену лучшему в мире, уникальному борцу с танками, артиллерией и пехотой противника, «летающему танку» Ил-2 стал поступать штурмовик Ил-10, наводящий ужас на немецкие войска. Илы были самыми любимыми самолётами нашей пехоты и артиллерии, так как воевали на высоте нескольких метров от земли вместе с наземными войсками, успешно уничтожая танки, артиллерию и пехоту противника.
 
Огневая мощь этих самолётов, летящих над врагом у самой земли, была такой, что в полосе действия пулемётов, пушек, реактивных снарядов и бомб самолёта не оставалось ни одной единицы боевой техники и живой силы противника. Для врага он действительно был чёрной смертью. Именно так сами немцы называли наш штурмовик.
 
Эффективность поражения штурмовиками Ил-2 и Ил-10 бронетанковой техники особенно возросла с созданием малогабаритных противотанковых авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия. При попадании в цель бомба весом в 1,5 кг прожигала броню толщиной до 70 мм. Сброшенные в одном заходе с высоты 75-100 метров, они поражали объекты, в том числе практически все танки, на площади 15х70 метров.
 
Деморализующее воздействие реактивных снарядов, всех типов авиабомб и пушек было столь велико, что при появлении Ил-2, а тем более Ил-10 экипажи немецких танков даже покидали свои машины. Всего за годы войны предприятиями советской авиапромышленности было построено 36163 самолёта Ил-2 всех модификаций.
 
Пришедший на смену Як-1 истребитель Як-3 показал своё полное превосходство в скорости, скороподъёмности и маневренности над всеми типами самолётов противника на высотах от земли до 5000 метров. Необходимо отметить, что первым советским реактивным истребителем стал Як-15, сошедший с конвейера уже в апреле 1946 года. Для его создания был использован планер самолёта Як-3 с небольшими изменениями. А сегодня пишут, что мы реактивный двигатель и планер взяли у немцев.
 
Пишут и не понимают, что для запуска в серию нового реактивного двигателя и самолёта даже на базе своих научных изысканий и конструктивных разработок необходимо несколько лет упорного труда и решения тысяч вопросов. Запуск в производство самолёта новой конструкции на базе иностранной техники не мог состояться в 1946 году, так как требует не меньше, а даже больше времени и труда.
 
Одним из лучших и самых надёжных истребителей на советско-германском фронте стал советский фронтовой истребитель Ла-7, поступивший на вооружение, как и Як-3 в 1944 году. На Ла-7 замечательный советский лётчик И. Н. Кожедуб  сбил даже появившийся в 1945 году у немцев на вооружении реактивный истребитель Ме-262.
 
Проводились соответствующие усовершенствования и бомбардировщиков, как фронтовых, так и дальнего действия. Войска начали получать новые фронтовые бомбардировщики Ту-2. Наше самолётное вооружение всю войну оставалось лучшим в мире. С получаемых по ленд-лизу американских истребителей «Аэрокобра» техники снимали американское вооружение и ставили советские авиационные пушки и пулемёты.
 
Огромное внимание уделялось инженерным войскам, производству техники по наведению переправ через водные преграды. Формировались тяжёлые миномётные бригады, вооружённые 160-миллиметровыми миномётами, а также гвардейские тяжёлые миномётные бригады реактивной артиллерии с мощными установками БМ-31-12.
 
Войска начали получать новые противотанковые орудия (85-мм и 100- мм), самоходно-артиллерийские установки с орудиями 100-, 122- и 152-миллиметрового калибра. Танки Т-34 начали выпускать с 85-миллиметровой пушкой, одновременно улучшив броневую защиту и подняв скорость.
Промышленность начала выпускать новый тяжёлый танк ИС-2, прозванный немцами «русским тигром», имевший 122-мм пушку. «Государственные испытания тяжёлого танка «ИС-2» с пушкой Д-25Т прошли очень быстро и успешно.
 
Танк привезли на подмосковный полигон, чтобы показать его К. Е. Ворошилову. Тут же стояла трофейная немецкая «пантера». Выстрелили по ней с полуторакилометровой дистанции. Пробив лобовую броню «пантеры», снаряд снёс её башню и отбросил на несколько метров в сторону. «Какое чудо!» - сказал Клемент Ефремович. Вскоре то, что было названо «чудом», появилось на фронте и заявило о себе указанием немецкого командования (своим танкистам)  не вступать в бой с новыми советскими танками «ИС -2», - пишет Ю. В. Емельянов. Поступали на вооружение как новые, так и усовершенствованные образцы стрелкового оружия: пулемёты, автоматы, винтовки, карабины.
 
Русские конструкторы и инженеры оказались талантливее европейских. Наше оружие было во многих случаях, за счёт конструктивных особенностей и технологических решений, не только лучше по боевым характеристикам, но и менее трудоёмким, более дешёвым в производстве. Особенно в этом отношении отличалось производство танков. Наши рабочие оказались сообразительнее немецких в выполнении операций по производству сложной военной техники. Они оказались и более работоспособными, намного превзойдя по производительности труда рабочих всех стран Европы.
 
Имея в достаточных количествах мощное современное оружие, превосходя в вооружении и подготовке личного состава противника, наша армия в 1944 году буквально смешивала с землёй дивизии, корпуса и даже армии противника. Потери немецких войск со дня нашего наступления под Сталинградом 19 ноября 1942 года возрастали с каждым днём. Европа уже не могла компенсировать потери армии Германии и её союзников, как в людях, так и в технике.
 
На фоне боёв конца 1942, а также 1943, 1944 и 1945 годов особенно неправдоподобно выглядят заявления о том, что потери советской армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов во много раз превосходили потери немецкой армии.
 
Конечно, в период с 22 июня 1941 года по 19 ноября 1942 года, ведя бои с переменным успехом, наши войска в определённые промежутки боевых действий несли потери больше немецких войск. В последующие почти три года войны огромные потери германской армии в несколько раз перекрыли потери советской армии в указанный период.
 
Да и в первый год войны наши потери превосходили немецкие с их союзниками в пределах, допускаемых для отступающей армии. И вот зная, что из 4-х лет войны три года подряд немцы и их союзники под ударами советской армии гибли как мухи, «наши» продажные и недобросовестные исследователи продолжают утверждать обратное.
 
Либералы-ревизионисты своими передачами, художественными фильмами, всей мощью антисоветских, антирусских сил «вбили» в головы населения, не имеющего достаточного для анализа количества фактов, информацию о том, что потери военнослужащих СССР во время войны намного превысили потери военнослужащих Германии с её союзниками. Спросите любого жителя России, и он повторит вслед за СМИ,  что Красная Армия в годы войны по причине отсутствия оружия и грамотных военачальников плохо воевала, в результате чего СССР потерял солдат и офицеров намного больше Германии с её союзниками, воевавшими с советскими войсками.
 
Позвольте ещё раз не согласиться и напомнить, что Красная Армия начала бить немцев ещё в декабре 1941 года, а с 19 ноября 1942 года по 9 мая 1945 года наступала, имея даже в начале 1944 года после непрерывных наступательных боёв вдвое больше противника орудий и втрое больше самолётов. Противник нёс немалые потери уже во время обороны наших войск под Москвой, Сталинградом, Курском.
 
Потери противника в живой силе и технике намного возросли при наступлении наших войск превосходящим количеством сил и средств. А советские войска наступали три года из четырёх лет войны, дойдя до центра Берлина, в подавляющем большинстве наступательных операций имея преимущество в технике, а с 1943 года и в личном составе.
 
Когда А. М. Василевского спросили: «А могли бы наши войска наступать быстрее?» Он ответил, что могли бы, но при этом Красная Армия имела бы значительно большие потери.
 
Ставка Верховного Главнокомандования, сберегая солдатские жизни, тщательно подготавливала каждую операцию. Советские войска не переходили в наступление, пока не укомплектовывались техникой и боеприпасами в количестве в несколько раз превосходящем противника. Это позволяло нам сберегать солдатские жизни и в тоже время за несколько дней брать города, которые при наступлении на СССР немцы штурмовали месяцами.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация