ВЛ / Статьи

Оружие массового приобретения

+1
2-04-2016, 09:55...
996
 

Оружие массового приобретения

Вчера Владимир Путин заявил, что Россия продала в 2015 году оружия на $14,5 млрд, а портфель заказов достиг рекордного с 1992 года значения — $56 млрд. Основные поставки пришлись на таких традиционных партнеров России, как Индия и Ирак. По информации "Ъ", в 2016 году особое внимание будет уделено также Алжиру, который готов закупить бомбардировщики Су-32 и системы ПВО "Антей-2500", а также реализации уже заключенных контрактов с Египтом и Китаем.

Первое в 2016 году заседание комиссии по ВТС состоялось в Нижнем Новгороде, где у господина Путина была запланирована целая программа (см. стр. 3). Во вступительном слове президент заявил: оружейный экспорт по итогам 2015 года составил $14,5 млрд, что позволило России сохранить второе место в мире по объему поставленной продукции. "Возможности нашей техники и вооружений были продемонстрированы в боевой обстановке, в ходе борьбы с террористической угрозой",— подчеркнул Владимир Путин. Он добавил, что портфель заказов "впервые с 1992 года" достиг отметки в $56 млрд (за счет подписанных в 2015 году новых контрактов на сумму свыше $26 млрд). Поставки оружия и техники велись в 58 стран мира, однако в числе основных партнеров России в сфере ВТС названы Индия, Ирак, Вьетнам, Китай и Алжир.

По словам источников "Ъ" в сфере ВТС, именно эти страны сформировали прибыль 2015 года. Например, Индии было отгружено 12 комплектов для сборки истребителей Су-30МКИ, 23 вертолета Ми-17В-5, партии авиационных двигателей Ал-31ФП и РД-33, а также завершена модернизация дизель-электрической подлодки проекта 877 Sindhukitri, и шести вертолетов Ка-31, и иных типов вооружения и военной техники (все вместе — не менее $4 млрд). В Ирак поставлялась техника по контрактам 2013 года: вертолеты Ми-35М, Ми-28НЭ и Ми-171Ш, зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1", тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, танки Т-72Б (свыше $1 млрд). Вьетнам получил две дизель-электрические подлодки проекта 06361 "Варшавянка", четыре истребителя Су-30МК2 и средства поражения к ним (всего на сумму около $1 млрд). Алжиру отгрузили шесть вертолетов Ми-26Т2, партию ЗРПК "Панцирь-С1", танки Т-90СА, а также приступили к модернизации их боевых машин пехоты до варианта БМП-2М (около $800 млн). Китай в этом году ограничился лишь партией вертолетов Ка-32 и авиационных двигателей Д-30КП2. Кроме того, Египет подписал с Россией крупный пакет контрактов (не менее $5 млрд), включающий поставки истребителей Миг-29М, систем ПВО типа "Бук-М2Э" и "Антей-2500", а также 46 вертолетов Ка-52: в этом году соглашения продолжат выполняться.

Сыграли свою роль и упомянутые Владимиром Путиным соглашения со странами СНГ: например, Азербайджану была передана партия танков Т-90С, боевых машин пехоты БМП-3, вертолетов Ми-17В-1, а также закрыт контракт на поставку 18 единиц ТОС-1А (не менее $600 млн). Из стран ОДКБ коммерческие поставки шли только в Белоруссию (ее ВВС получили четыре учебно-боевых самолета Як-130) и Казахстан (четыре истребителя Су-30СМ), однако только сам их факт собеседники "Ъ" называют "большим успехом": пусть это и небольшие — порядка $500 млн,— но все же "реальные деньги, а не поставки на безвозмездной основе".

Бесплатно российская техника из наличия Минобороны РФ поставлялась в Белоруссию (четыре дивизиона зенитных ракетных комплексов С-300ПС), Казахстан (пять дивизионов таких систем) и Киргизию (десять бронетранспортеров БТР-70М).

По словам источников "Ъ", в минувшем году "Рособоронэкспорт" столкнулся не только с жесткой конкуренцией на рынке и возросшими требованиями заказчиков, но и с падением доходов у традиционных покупателей — прежде всего, из-за подешевевшей нефти. Тем не менее это не помешало Алжиру заключить контракт на закупку около 40 вертолетов Ми-28НЭ, направить в Москву заявку на приобретение эскадрильи фронтовых бомбардировщиков Су-32, а также испытать на своем полигоне летные и технические характеристики истребителя Су-35. Кроме того, по данным "Ъ", ведутся переговоры по закупке нескольких дивизионов "Антея-2500".

Большие надежды собеседники "Ъ" связывают в 2016 году с Китаем и Индией. Два года подряд Пекин становился стартовым заказчиком российских новинок: в сентябре 2014 года он первым купил четыре дивизиона зенитных ракетных систем С-400 "Триумф" ($1,9 млрд), а в ноябре 2015 года — первым подписал контракт на 24 истребителя Су-35 (около $2 млрд). С Дели же, в частности, ведутся переговоры о закупке двух подлодок проекта 636 и, как вчера признал замдиректора Федеральной службы по ВТС Владимир Дрожжов, о лизинге у РФ второй атомной субмарины ("Ъ" писал об этом 24 марта). Активизировались переговоры с Саудовской Аравией: Эр-Рияд проявляет интерес к системам С-400 и оперативно-тактическим ракетным комплексам "Искандер-Э". Иллюзий источники "Ъ" не питают, прогнозируя "сложные переговоры с неочевидным исходом".

Снятие эмбарго на поставки комплекса С-300 Ирану и подписание соответствующего контракта в 2015 году позволили стабилизировать отношения двух стран, однако заключению сделок мешают желание Тегерана получать оружие в кредит и санкции Совбеза ООН.

По информации "Ъ", на вчерашнем заседании не обошлось без критики. В частности, Владимир Путин обратил внимание на контракт 2011 года по закупке у Франции двух вертолетоносцев Mistral, который был составлен на крайне невыгодных для России условиях (французы могли разорвать контракт на основании решения правительства, а по суду Москва получила бы не более 20% от миллиардного контракта). Второй вопрос касался технических проблем с реализацией контрактов — в частности, на поставку Азербайджану БТР-82А (см. "Ъ" от 3 марта).







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация