ВЛ / Статьи

30 марта 1826 года - 190 лет первому ракетному заводу в России

0
30-03-2016, 10:06...
1 110
 

30 марта 1826 года - 190 лет первому ракетному заводу в России

30 марта 1826 года основано Петербургское ракетное заведение, созданное по инициативе генерала-изобретателя Александра Засядко
В массовом сознании слова «русское ракетное оружие» почти всегда ассоциируются с ХХ веком, чаще всего — с его серединой. Но в действительности историю русского ракетного оружия нужно отсчитывать с первой трети XIX века, когда два изобретателя — Алексей Иванович Картмазов и Александр Дмитриевич Засядко — приступили к разработке собственных боевых ракет. А 30 марта 1826 года в Санкт-Петербурге было основано первое в России промышленное производство боевых ракет — так называемое Ракетное заведение.

История попыток применения ракетной техники для военных нужд уходит в тьму веков, и историки вооружения до сих пор спорят, кем и когда могли быть изобретены сами ракеты. Неоспорим, пожалуй, разве что приоритет китайцев в изобретении набитой порохом трубки, которая оказалась способной отрываться от земли и совершать полет. А дальше — дальше все упиралось только в способности военных той или иной страны оценить, какие возможности дает им эта «набитая порохом трубка», если применить ее не для праздничного фейерверка, а для уничтожения противника.

В России, как удалость документально установить историкам, первый достоверный опыт боевого применения ракет был зафиксирован в самом начале XVII века пушечным мастером Онисимом Михайловым, который в 1607-1621 годах написал «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки» (этот любопытнейший документ был обнаружен в Оружейной палате Московского Кремля полтора века спустя после его создания — в 1775 году). Во второй части михайловского «Устава» в деталях описаны особенности конструкции и порядок изготовления ракет, а также ракетного порохового горючего. Во второй половине того же столетия ракеты как боевой снаряд уже активно применялись, в том числе и запорожскими казаками, о чем свидетельствует переписка запорожского кошевого атамана Ивана Серко с русским царем Алексеем Михайловичем — отцом Петра Великого. А уж он-то показал себя ревностным поборником ракетного дела! Не случайно именно при нем в 1680 году в Москве заложили первое Ракетное заведение, которое, правда, занималось не производством, а исследованием ракет и кустарной их сборкой. В ней участвовал и сам будущий русский император, лично экспериментировавший с конструкциями ракет и порохами для них. А в 1717 году на вооружение русской армии были приняты сигнальные ракеты.

Но все-таки говорить о ракетном оружии как самостоятельном явлении тогда еще не приходилось, несмотря на то, что, как утверждал один из выдающихся исследователей ракетного дела в России Константин Константинов, «ракеты вошли в употребление для военных действий одновременно с изобретением артиллерийских орудий и употреблялись почти везде, где только употребляли порох». Первые действующие образцы именно боевых ракет, предназначенных для обстрела неприятельских позиций в регулярном порядке, подобно массированному артиллерийскому огню, появились в России сразу после Заграничного похода 1813-1814 годов. Практически одновременно работы над ними начали два энтузиаста — чиновник 5 класса провиантского штата Алексей Картмазов и полковник Александр Засядко, герой Отечественной войны 1812 года.

Алексею Картмазову в 1811 году были переданы для исследования несколько английских ракет Конгрейва, полученных Военно-ученым комитетом непосредственно от Александра I, которому они достались в подарок от наследника английского престола Георга IV. А полковник Засядко взялся за разработку ракетного оружия — именно так, поскольку работал не только над самими ракетами, но и над станком для их запуска — после того, как стал свидетелем их боевого применения в лейпцигской Битве народов. Примечательно, что, хотя оба изобретателя работали совершенно независимо, они создали практически идентичные ракеты калибров два и два с половиной дюйма; и лишь немногим различались их самые крупные ракеты — 3,6 дюйма у Картмазова и 4 дюйма у Засядко. Соответственно, схожими были и их тактико-технические характеристики: и те, и другие покрывали расстояние от полутора до трех километров, что в полтора раза превышало лучшие показатели английских ракет.

Но в историю русского ракетного оружия именно полковник Александр Засядко вошел как его создатель. Объясняется это просто: он имел гораздо больше возможностей для демонстрации своих изобретений, и к тому же хорошо представлял себе, как именно и кому именно нужно показывать ракеты и станки для стрельбы ими. В 1817 году, после удачных испытаний в Петербурге, полковник Засядко добился того, что его отправили в Могилев, в ставку командующего 1-й армией фельдмаршала Михаила Барклая де Толли. И тот был настолько впечатлен продемонстрированными Засядко возможностями ракет, что по итогам пребывания полковника в Могилеве написал ему такие строки: «В продолжение нахождения Вашего при Главной моей квартире для показания опытов, составления и употребления в армии... ракет я с удовольствием видел особенные труды и усердие Ваше в открытии сего нового и столь полезного орудия, кои поставляют меня в приятный долг изъявить Вам за то истинную мою признательность...».

С этого момента полковник Александр Засядко начал стремительно превращаться в первого, если можно так выразиться, ракетного главнокомандующего России. В 1818 году ему присваивают звание генерал-майора, через два года назначают управляющим новосозданного Михайловского артиллерийского училища и Санкт-Петербургской лаборатории пиротехники, а вскоре — еще и начальником Охтинского порохового завода и Санкт-Петербургского арсенала. В руках у энтузиаста ракетного дела оказываются все рычаги, позволяющие всерьез взяться за вооружение русских артиллеристов новым оружием, подготовку специалистов, умеющих и готовых его применять, и производство ракет.

В кратчайший срок генерал Засядко сумел превратить Михайловское артиллерийское училище, названное так в честь инициатора его создания, генерал-фельдцехмейстера (то есть командующего артиллерией) великого князя Михаила Павловича, в образцовое. И передовое: Засядко ввел в учебный курс цикл лекций и занятий по боевому применению ракет и организовать при учебном заведении ракетную лабораторию. Помогало ему в этом и покровительство Михаила Павловича, проникшегося искренней симпатией к подчиненному; достаточно сказать, что он был крестным отцом родившегося в 1821 году первенца генерала Засядко — Александра, получившего имя в честь царствующего императора.

В течение пяти лет после назначения Засядко разработал и успешно испытал новые варианты ракет и станков для их запуска. А 30 марта 1826 года по инициативе генерал-майора Александра Засядко при Охтенском пороховом заводе, на Волковом поле, которое использовалось как испытательный полигон, открылось Ракетное заведение — первая ракетная фабрика в России. Заказом, с которого началась ее работа, стало изготовление 3000 боевых ракет для Кавказского корпуса: новое оружие требовалось испытать в деле. Боевое крещение прошло более чем успешно: в августе 1827 года выпущенные в петербургском Ракетном заведении ракеты успешно использовали в Ушаганском сражении, против кавалерии близ Алагеза и при штурме Ардавильской крепости.

К этому времени генерал Александр Засядко уже оставил свои многочисленные посты в Петербурге и занял новый, гораздо более важный и для него, и для русского ракетного дела в целом. В конце 1826 года он был назначен начальником штаба генерал-фельдцейхмейстера, и возможности этого положения он, как и прежде, вовсю использовал для перевооружения русской армии ракетами. В апреле 1827 года по распоряжению Засядко создается первая в России постоянно действующая ракетная рота — в нее переформировывают одну из рот 3-й полевой артиллерийской бригады. В состав этой ракетной роты вошли шесть офицеров, 17 фейерверкеров, то есть артиллерийских унтер-офицеров, и три сотни рядовых, а вооружение роты состояло из 18 станков для 20-фунтовых, 12-фунтовых и 6-фунтовых ракет.

С началом русско-турецкой войны 1828-1829 годов и сам генерал-майор Александр Засядко, и сформированная по его инициативе ракетная рота, и сами ракеты отправились в действующую армию. Ракеты активно применялись во время осады турецких крепостей Варна, Шумла, Силистрия и Браилов, а в марте 1829-го появились и на вооружении русского флота — в Дунайской флотилии. В общей сложности за время той войны русская армия израсходовала более 10 000 боевых ракет, основная часть которых была собрана и снаряжена в Тираспольском ракетном заведении — «филиале» Петербургского, организованного Александром Засядко поближе к месту боев. А показавшая себя с лучшей стороны ракетная гвардейская рота, в то время уже вошедшая в состав Гвардейского корпуса, просуществовала до 1856 года — и тем самым почти на два десятка лет лет пережила своего создателя: организатор первого в России промышленного производства боевых ракет и первого строевого подразделения ракетчиков генерал-лейтенант Александр Засядко скончался 27 мая 1837 года.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация