ВЛ / Статьи

Российская авиация массово получает новейшую электронику

0
26-03-2016, 08:38...
1 025
 

Российская авиация массово получает новейшую электронику

Многофункциональный противоракетный комплекс «Хибины» (изделие Л-175В) – не новинка, разработка велась с советских времен (с паузой в 90-е, как и у многих разработок, по понятным причинам). Но одно дело – иметь опытные образцы, и другое – массовое производство. Поэтому слова первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Игоря Насенкова очень важны:

«Cейчас комплекс "Хибины" устанавливается на фронтовые бомбардировщики Су-34 и очевидно, что в дальнейшем его будут ставить и на другие самолеты ВКС России».

Насенков также сообщил, что КРЭТ изготовил уже «очень много» комплектов «Хибины». Точное количество, понятно, не разглашается, но и такая приблизительная оценка вполне показательна в плане переоснащения авиации на современную электронную платформу.

Вспомним, что такое «Хибины». Это средство радиоэлектронной борьбы, которое обеспечивает индивидуальную защиту самолетов от ракет вражеских истребителей, а также наземных средств ПВО. Принцип защиты внешне прост: вокруг самолета создается электромагнитное поле, в котором высокоточное современное оружие попросту теряет цель: после радиопеленгации сигнала источник облучается особым образом, вызывая искажение параметров сигнала, а именно:

– задержку обнаружения самолета как объекта атаки;
– маскировку самолета на фоне ложных целей;
– внесение помех для затруднения измерения скорости самолета и его координат;
– внесение помех для авиационной бортовой радиолокационной станции противника для снижения эффективности режима сопровождения цели;
– внесение помех для затруднения захвата объекта в режиме непрерывной радиопеленгации.

В состав комплекса «Хибины» входят следующие устройства:

– система радиотехнической разведки (РТР);
– система постановки активных помех (САП);
– широкополосный блок точного запоминания частоты (ТШ);
– вычислительная подсистема.

И все это умещается в контейнер массой 300 кг!

И, конечно, «Хибины» – это не единственный комплекс РЭБ для авиации. В настоящее время разработана и уже выпускается система радиоэлектронного противодействия «Президент-С», которая предназначена для противодействия ракетам с инфракрасными/УФ, оптическими и радарными головками самонаведения и устанавливается в основном на вертолеты с целью противодействия ПЗРК, от которых в современности гибнет большинство вертолетной техники.

«Президент-С», помимо создания активных радиопомех радиолокационной головке наведения ракеты, создает ложные цели, а также направляет кодированное лазерное многоспектральное излучение на оптическую головку самонаведения. В итоге имеет место срыв сопровождения цели и ракета взрывается в стороне от вертолета.

В настоящее время «Президент-С» устанавливается на Ка-52, Ми-26 и Ми-28, а также на президентские самолеты (что понятно из названия).

И «Президент-С», и «Хибины» - это уже стоящие на вооружении образцы. Но есть и перспективные электронные разработки.

Например, Рязанский приборный завод (входит в КРЭТ) совсем недавно выпустил первые образцы радаров с активной фазированной решеткой (АФАР). Наличие этого элемента в конструкции истребителя является одним из главных требований для причисления его к пятому поколению авиационной техники.

Главный конструктор ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени Тихомирова» (НИИПТ), где создавался радар, Анатолий Синани сообщил, что в настоящее время изготовлено 11 комплектов АФАР, три из которых проходят полевые испытания на борту истребителей Т-50:

«Традиционный локатор – это антенна, приемник, передатчик. В АФАР приемник, передатчик и антенна – единое целое, объединенное в микромодулях. То есть каждая маленькая ячейка, а их тысячи, содержит в себе передатчик и приемник. В антенну ″сливается″ вся высокочастотная часть локатора. И если раньше, например, вышел из строя передатчик, то самолет становился слепым. А у АФАР могут быть поражены одна-две ячейки, десяток, сотня, остальные продолжают работать. Антенное поле Т-50 — это около 2 тыс. таких ячеек».

Причем антенна не одна: помимо фронтальной, имеются две боковые и две дополнительные в передних кромках крыла, рассчитанные на разные диапазоны излучения. Главный конструктор НИИПТ отмечает:

«Начало производства радаров на основе активных фазированных антенных решеток — это переход в новое измерение или, если хотите, мир. Это решение сложнейшей задачи перехода от кремниевой электроники к гетероструктурам и монолитным СВЧ-микросхемам на основе арсенида галлия, позволяющим объединять в себе несколько ранее самостоятельных приборов. Появление АФАР позволяет реализовать идею сетецентрического ведения боевых действий, когда истребитель становится командным пунктом для наземных войск, систем ПВО, а также группы истребителей».

Последнее очень важно для современных сражений: самолет работает не как самостоятельная боевая единица и даже не в составе звена, а как элемент единой системы, объединяющей все рода войск.

Если же говорить именно о РЭБ, то их значение сложно недооценить: современные боевые действия характеризуются широким использованием высокоточного оружия, которое резко теряет свою эффективность при использовании средств радиоэлектронной борьбы. Сейчас РЭБ – это не вспомогательная, а одна из основных составляющих военного потенциала государства.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация