ВЛ / Статьи

Вековой юбилей штурманской службы ВВС России

0
24-03-2016, 08:02...
1 299
 

Вековой юбилей штурманской службы ВВС России

Сегодня 24 марта в России отмечается один из профессиональных военных праздников – день штурманской службы Военно-воздушных сил РФ. Отмечается в 15-й раз. 

Дата 24 марта была определена в августе 2000 года на основании приказа тогдашнего главкома ВВС РФ Анатолия Корнукова. 
Появление в календаре праздников даты, связанной с работой штурманской службы ВВС, имеет исторические корни. Эти корни рассказывают о создании в Российской империи Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС). Событие это произошло ровно 100 лет назад – в 1916 году ЦАНС была сформирована на основании приказа генерала Алексеева, находившегося на тот момент в должности начальника штаба Верховного Главнокомандующего Русской императорской армии.

Именно в те годы начала свою реализацию практика по совершенствованию навыков лётчиков-наблюдателей. Боевые вехи Первой мировой войны давали возможность лётчикам-наблюдателям набирать опыт весьма интенсивно. Однако сама система подготовки лётчиков-наблюдателей (представителей аэронавигационной станции, штурманской школы) фактически была порушена вместе с разрушением самой империи. Теоретическая и практическая лётная навигация фактически не развивались после того как Россия вышла из Первой мировой войны, впоследствии, как хорошо известно, оказавшись единственной страной, фактически проигравшей Германии... К октябрю 1917-го в России насчитывалось не более трети от того числа лётных составов, которое было сформировано в предыдущие годы (около трёх десятков вместо 97). 

Первый авиаотряд Красной гвардии был сформирован в октябре-ноябре 1917 года в Петрограде – на Комендантском аэродроме (ныне – территория Приморского района Санкт-Петербурга). А в декабре 1917 года (уже в Советской России) создаётся бюро комиссаров авиации и воздухоплавания при Рабоче-крестьянском Красном воздушном флоте. Начинается более или менее активная работа, связанная с попытками возродить не только институт военных лётчиков, но и такое понятие как лётчик-наблюдатель (штурман).

К середине 1918 года в составе управления авиации и воздухоплавания появляется полноценный аэронавигационный отдел, в задачи личного состава которого входило осуществление руководства аэронавигационной службой авиации. 

Своя аэронавигационная служба была и в составе Главного управления Воздушного флота – после расформирования фронтов Гражданской войны. Аэронавигаторы представляли аэронавигационную службу в десятках авиационных отрядов. Они занимались учётом данных метеорологических служб, контролем состояния аэронавигационного оборудования лётного парка, а также соответствующего оборудования аэродромов. Кроме того, в задачи аэронавигаторов входили и задачи по плановому ремонту оборудования из перечня ответственности.

Стоит отметить, что первый выпуск лётчиков-наблюдателей (аэронавигаторов, авиационных штурманов) в Советской России состоялся в 1921 году. Выпуск прошёл в Киеве, куда была переведена Московская школа. 

Получается, что в этом году штурманская служба ВВС (ВКС) РФ отмечает двойной юбилей – 100-летие с момента создания и 95-летие с момента первого «советского» выпуска.

Сегодня представители штурманской службы ВВС (ВКС) РФ несут службу не только на территории Российской Федерации, но также участвуют в миссию по уничтожению террористических группировок в Сирии. 

Одно из тех героических имён штурманской службы, которое в прошлом году узнала вся Россия – капитан Константин Мурахтин. Он входил в состав экипажа бомбардировщика Су-24М под командованием подполковника Олега Пешкова. Российский самолёт выполнял бомбометание по позициям боевиков на севере Сирии в районе населённых пунктов Кепир и Захия, после чего был в хвост атакован истребителем F-16 ВВС Турции. Бомбардировщик стал падать, и Олег Пешков дал команду на катапультирование. Сам командир экипажа Су-24М был расстрелян террористами во время спуска на парашюте, а штурман Константин Мурахтин остался жив. Автоматический сигнал радиомаяка уловили на российской авиабазе «Хмеймим», после чего была развёрнута поисково-спасательная операция. 

Следуя инструкции, которая отрабатывается всеми российскими лётчиками в специальном центре по выживанию в Джубге (Краснодарский край), капитан Мурахтин поспешил покинуть место приземление, находившееся в районе вершины Туркман. Решив не использовать индивидуальную УКВ-радиостанцию в обычном режиме, чтобы не обнаружить себя перед боевиками, штурман осуществлял сеансы связи короткими выходами в радиоэфир. Все нюансы общения капитана Мурахтина с группой поиска Минобороны РФ не разглашает по понятным причинам (такая информация может стать достоянием общественности, а значит, и противника), при этом сообщая, что спасательная операция продолжалась не менее 12 часов. В итоге капитан Мурахтин был спасён и доставлен на авиабазу «Хмеймим», но в ходе спецоперации погиб военнослужащий ВС РФ – морпех Александр Позынич. 

За всеми этими сухими сводками о ходе операции в горах северной Сирии на самом деле скрывается как выдающее мастерство выживания после катапультирования в тыл врага российского штурмана, так и героизм тех военнослужащих, которые входили тогда в поисково-спасательные отряды. 
Необходимо напомнить, что Константин Мурахтин за год до оправки в Сирию стал победителем конкурса «Авиадартс» (2014) среди штурманов военной авиации. 

И сегодня военнослужащие штурманской службы ВВС (ВКС) РФ продолжают выполнять поставленные задачи антитеррористического характера в Сирийской Арабской Республике. Многие вернулись домой и были приглашены на приём президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация