ВЛ / Статьи
Среди христиан Европы разгорелись серьезные споры о том, как относиться к мигрантам
15-03-2016, 07:24...
964
Глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский и примас Англии Джастин Уэлби сделал сенсационное заявление, встав на защиту тех жителей Европы, которые обеспокоены наплывом мигрантов: «Существует тенденция называть таких людей расистами, и это возмутительно». Духовный лидер англиканского мира, а это не менее 85 млн человек на планете, высказался в том духе, что страх — вполне обоснованная реакция на «столь колоссальный кризис». «Происходит одно из самых великих переселений людей в человеческой истории. И вполне естественно, что люди испытывают беспокойство по этому поводу», — добавил Уэлби, по мнению которого «отсутствие решения ситуации со стороны ЕС существенно усугубляет кризис».
Еще какой-то год назад такие слова видного христианского лидера были бы немыслимым, его сразу бы заклеймили и справа, и слева, обвинив по меньшей мере в ксенофобии и потакании национализму. Ведь позиции европейских христианских конфессий, будь то католики или протестанты, по проблеме беженцев с Ближнего Востока и из Африки были практически одинаковы: надо всех принимать, надо всем помогать.
Никто не ждал двух вещей: реально гигантского количества все прибывающих и прибывающих мигрантов и совершенно неожидаемого поведения значительной части беженцев. К весне 2016 года стала проявляться любопытная картина — наметился раскол между католиками и протестантами. Первые более гостеприимны, вторые настроены критичнее.
Противостояние сразу сильно отразилось и на политике. Так, в большинстве стран позиции крайне правых партий и церкви остаются очень близкими по всем вопросам, кроме одного — проблемы миграции. «Невозможно одновременно быть и христианином, и ксенофобом», — заявил архиепископ Марселя Жорж Понтье.
Собственно, столь резкая реакция религиозных лидеров Европы и их паствы в основном обусловлена принципиальной позицией папы римского Франциска: «Долг христианина — помогать своему ближнему, особенно если тот попросил убежища в вашей стране». Папа даже разместил вынужденных переселенцев на крошечной территории Ватикана. Слова понтифика были услышаны и восприняты поначалу с энтузиазмом.
«Церковь уже давно оказывает подобную помощь, — поддержал папу лионский архиепископ Филипп Барбарен. — Призыв понтифика может принести хорошие плоды и поспособствовать всеобщей мобилизации совести». Барбарен считает, что французские приходы в состоянии принять по одной семье мигрантов. И вот это хотелось бы увидеть в практическом воплощении.
В Великобритании католический кардинал Винсент Николс попросил правительство выделить деньги на нужды мигрантов. Приходы и общины Варшавской архиепархии помогут беженцам, заверил ее представитель Пшемыслав Сливински. Однако в специальном заявлении Конференции католического епископата Польши недвусмысленно говорится: главная забота о мигрантах все же должна лежать на плечах светской власти. И это далеко не единственное выражение недовольства позицией римского первосвященника.
Если говорить начистоту, за фирменной католической благостной улыбкой большинства прелатов, узнавших о папской инициативе, скрывался глубокий шок, выразившийся затем в не совсем солидарных с мнением архипастыря речах. Архиепископ Будапешта Петер Эрде просто-напросто заявил, что венгерские общины не в состоянии ответить на призыв Франциска вследствие «особых требований законодательства страны».
Другой венгерский епископ Ласло Кисс-Риго пошел еще дальше: «Понтифик не знает реальной ситуации. Это не беженцы, это настоящее вторжение, они приходят под крики "Аллах акбар" и стремятся получить здесь власть». Епископ уязвлен тем, что, по его наблюдениям, беженцы имеют достаточно большое количество денег и не нуждаются в помощи, а многие из них «ведут себя цинично и высокомерно, отказываются от предложенной им пищи и оставляют за собой горы мусора». А ведь к мнению венгерских епископов стоило бы прислушаться: почти весь поток мигрантов в 2014 году «пробежался» по этой стране. Достигнуть именно Венгрии, первой страны Шенгенского соглашения на пути «из греков в варяги» — вот в чем заключалась основная задача беженцев.
Известный краковский католический портал Polonia Christiana ставит вопрос ребром: должны ли поляки платить «за чужие ошибки»? Ведь серия мероприятий под общим названием «арабская весна», придуманная, финансируемая и проводимая США, привела к росту числа беженцев, ныне стремящихся в Европу. И, как заключает издание, «соответственно, не остается ничего другого, кроме как спросить, почему Польша и другие страны нашего региона должны страдать от последствий неправильной политики других государств».
После кельнской новогодней оргии изменилось и общественное мнение в Германии. Скоро в стране выборы в три земельных парламента, и успеха может добиться крайне правое движение «Альтернатива для Германии» (АДГ). Епископы Кельна и Эрфурта даже погасили освещение своих соборов во время шествия борцов с миграцией, дабы отгородиться от «ксенофобов». А ведь в рядах АДГ немало убежденных христиан, и им приходится решать, с папой они или нет. Трудный выбор…
Неожиданное благоразумие продемонстрировала Ангела Меркель. Она призвала христиан исповедовать свою веру, а не страх перед «набожными мусульманами», и, чтобы «защитить Европу и нашу культуру от исламизации», канцлер предложила «вернуться в Церковь». Как заметила Меркель, многие немцы почти не осведомлены о великих христианских праздниках, например о значении Пятидесятницы, поэтому странно жаловаться на то, что мусульмане знают Коран лучше.
Что касается протестантского европейского севера, то изменения там по отношению к беженцам идут с космической скоростью. Пару лет назад королева Дании Маргрете II сказала: «Есть отдельные группы людей с иностранными корнями, которые поворачиваются спиной к датскому обществу. Да, нам следует принимать их, но нам также следует говорить, чего мы ожидаем. Потому что это наше общество, в которое они приходят. Мы дадим им место, но им следует понять, куда именно они приехали». Тогда на нее обрушился шквал обвинений в ксенофобии.
Что же мы видим сейчас? Датчане сильно ограничили мигрантов, урезав значительно и их содержание, и практически ликвидировав право на воссоединение семей: желающим придется ждать четыре года и выучить датский язык не менее чем на пять баллов. При этом церковь Дании (кстати, первая религиозная организация, разрешившая «браки» содомитов) по поводу мигрантов вдруг стала соблюдать нордическое спокойствие — ни слова, ни полслова в их защиту.
А шведы — самый еще недавно толерантнейший из толерантных народов мира — вообще пошли дальше: правительство решило выслать всех соискателей пристанища, а это около 80 тысяч человек, примерно половина въехавших в страну.
И, самое интересное, очень заметной на политической и религиозной площадке стала точка зрения, ранее совсем не фиксировавшаяся в Европе: надо прежде всего защищать ближневосточных христиан и решать сирийскую проблему путем сочетания мирного и военного подходов, но непосредственно там, в стране. «Католическим епископам следует больше заботиться о христианах Ближнего Востока, чем о беженцах», — заявила одна из лидеров АДГ Фрауке Петри. Именно такую стратегию усиленно и целенаправленно пропагандировала Русская православная церковь.
С такой рациональной позицией пришлось недавно согласиться и папе Франциску. В совместной декларации патриарха Кирилла и римского понтифика особо отмечено: «Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. (Молимся) об укреплении братского сосуществования между… различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших».
Позиция папы, такая настойчивая и целенаправленная, — каждой католической семье принять семью с Ближнего Востока — лишь на первый взгляд кажется умилительной и христианской. Только вот действительность оказалась иной, поэтому простые католики и даже их епископы почти сразу увидели ложь: нашествие беженцев, хорошо спланированное, имело и до сих пор имеет целью разрушение Европы. И если бы папа, как и все христианские народы, сразу бы поддержал инициативу Русской православной церкви — идти и защищать сирийских христиан, проблема была бы уже давно решена и никакого ДАИШ не существовало бы. Вместо этого мир получил целый ворох трудно решаемых проблем.
Так что заявление архиепископа Кентерберийского о том, что не каждый европеец, выступающий за резкое ограничение миграции, — расист, уже большой шаг в сторону здравого смысла.