ВЛ / Статьи

Среди христиан Европы разгорелись серьезные споры о том, как относиться к мигрантам

0
15-03-2016, 07:24...
964
 

Среди христиан Европы разгорелись серьезные споры о том, как относиться к мигрантам

Глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский и примас Англии Джастин Уэлби сделал сенсационное заявление, встав на защиту тех жителей Европы, которые обеспокоены наплывом мигрантов: «Существует тенденция называть таких людей расистами, и это возмутительно». Духовный лидер англиканского мира, а это не менее 85 млн человек на планете, высказался в том духе, что страх — вполне обоснованная реакция на «столь колоссальный кризис». «Происходит одно из самых великих переселений людей в человеческой истории. И вполне естественно, что люди испытывают беспокойство по этому поводу», — добавил Уэлби, по мнению которого «отсутствие решения ситуации со стороны ЕС существенно усугубляет кризис».

Еще какой-то год назад такие слова видного христианского лидера были бы немыслимым, его сразу бы заклеймили и справа, и слева, обвинив по меньшей мере в ксенофобии и потакании национализму. Ведь позиции европейских христианских конфессий, будь то католики или протестанты, по проблеме беженцев с Ближнего Востока и из Африки были практически одинаковы: надо всех принимать, надо всем помогать.

Никто не ждал двух вещей: реально гигантского количества все прибывающих и прибывающих мигрантов и совершенно неожидаемого поведения значительной части беженцев. К весне 2016 года стала проявляться любопытная картина — наметился раскол между католиками и протестантами. Первые более гостеприимны, вторые настроены критичнее.

Противостояние сразу сильно отразилось и на политике. Так, в большинстве стран позиции крайне правых партий и церкви остаются очень близкими по всем вопросам, кроме одного — проблемы миграции. «Невозможно одновременно быть и христианином, и ксенофобом», — заявил архиепископ Марселя Жорж Понтье.

Собственно, столь резкая реакция религиозных лидеров Европы и их паствы в основном обусловлена принципиальной позицией папы римского Франциска: «Долг христианина — помогать своему ближнему, особенно если тот попросил убежища в вашей стране». Папа даже разместил вынужденных переселенцев на крошечной территории Ватикана. Слова понтифика были услышаны и восприняты поначалу с энтузиазмом.

«Церковь уже давно оказывает подобную помощь, — поддержал папу лионский архиепископ Филипп Барбарен. — Призыв понтифика может принести хорошие плоды и поспособствовать всеобщей мобилизации совести». Барбарен считает, что французские приходы в состоянии принять по одной семье мигрантов. И вот это хотелось бы увидеть в практическом воплощении.

В Великобритании католический кардинал Винсент Николс попросил правительство выделить деньги на нужды мигрантов. Приходы и общины Варшавской архиепархии помогут беженцам, заверил ее представитель Пшемыслав Сливински. Однако в специальном заявлении Конференции католического епископата Польши недвусмысленно говорится: главная забота о мигрантах все же должна лежать на плечах светской власти. И это далеко не единственное выражение недовольства позицией римского первосвященника.

Если говорить начистоту, за фирменной католической благостной улыбкой большинства прелатов, узнавших о папской инициативе, скрывался глубокий шок, выразившийся затем в не совсем солидарных с мнением архипастыря речах. Архиепископ Будапешта Петер Эрде просто-напросто заявил, что венгерские общины не в состоянии ответить на призыв Франциска вследствие «особых требований законодательства страны».

Другой венгерский епископ Ласло Кисс-Риго пошел еще дальше: «Понтифик не знает реальной ситуации. Это не беженцы, это настоящее вторжение, они приходят под крики "Аллах акбар" и стремятся получить здесь власть». Епископ уязвлен тем, что, по его наблюдениям, беженцы имеют достаточно большое количество денег и не нуждаются в помощи, а многие из них «ведут себя цинично и высокомерно, отказываются от предложенной им пищи и оставляют за собой горы мусора». А ведь к мнению венгерских епископов стоило бы прислушаться: почти весь поток мигрантов в 2014 году «пробежался» по этой стране. Достигнуть именно Венгрии, первой страны Шенгенского соглашения на пути «из греков в варяги» — вот в чем заключалась основная задача беженцев.

Известный краковский католический портал Polonia Christiana ставит вопрос ребром: должны ли поляки платить «за чужие ошибки»? Ведь серия мероприятий под общим названием «арабская весна», придуманная, финансируемая и проводимая США, привела к росту числа беженцев, ныне стремящихся в Европу. И, как заключает издание, «соответственно, не остается ничего другого, кроме как спросить, почему Польша и другие страны нашего региона должны страдать от последствий неправильной политики других государств».

После кельнской новогодней оргии изменилось и общественное мнение в Германии. Скоро в стране выборы в три земельных парламента, и успеха может добиться крайне правое движение «Альтернатива для Германии» (АДГ). Епископы Кельна и Эрфурта даже погасили освещение своих соборов во время шествия борцов с миграцией, дабы отгородиться от «ксенофобов». А ведь в рядах АДГ немало убежденных христиан, и им приходится решать, с папой они или нет. Трудный выбор…

Неожиданное благоразумие продемонстрировала Ангела Меркель. Она призвала христиан исповедовать свою веру, а не страх перед «набожными мусульманами», и, чтобы «защитить Европу и нашу культуру от исламизации», канцлер предложила «вернуться в Церковь». Как заметила Меркель, многие немцы почти не осведомлены о великих христианских праздниках, например о значении Пятидесятницы, поэтому странно жаловаться на то, что мусульмане знают Коран лучше.

Что касается протестантского европейского севера, то изменения там по отношению к беженцам идут с космической скоростью. Пару лет назад королева Дании Маргрете II сказала: «Есть отдельные группы людей с иностранными корнями, которые поворачиваются спиной к датскому обществу. Да, нам следует принимать их, но нам также следует говорить, чего мы ожидаем. Потому что это наше общество, в которое они приходят. Мы дадим им место, но им следует понять, куда именно они приехали». Тогда на нее обрушился шквал обвинений в ксенофобии.

Что же мы видим сейчас? Датчане сильно ограничили мигрантов, урезав значительно и их содержание, и практически ликвидировав право на воссоединение семей: желающим придется ждать четыре года и выучить датский язык не менее чем на пять баллов. При этом церковь Дании (кстати, первая религиозная организация, разрешившая «браки» содомитов) по поводу мигрантов вдруг стала соблюдать нордическое спокойствие — ни слова, ни полслова в их защиту.

А шведы — самый еще недавно толерантнейший из толерантных народов мира — вообще пошли дальше: правительство решило выслать всех соискателей пристанища, а это около 80 тысяч человек, примерно половина въехавших в страну.

И, самое интересное, очень заметной на политической и религиозной площадке стала точка зрения, ранее совсем не фиксировавшаяся в Европе: надо прежде всего защищать ближневосточных христиан и решать сирийскую проблему путем сочетания мирного и военного подходов, но непосредственно там, в стране. «Католическим епископам следует больше заботиться о христианах Ближнего Востока, чем о беженцах», — заявила одна из лидеров АДГ Фрауке Петри. Именно такую стратегию усиленно и целенаправленно пропагандировала Русская православная церковь.

С такой рациональной позицией пришлось недавно согласиться и папе Франциску. В совместной декларации патриарха Кирилла и римского понтифика особо отмечено: «Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. (Молимся) об укреплении братского сосуществования между… различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших».

Позиция папы, такая настойчивая и целенаправленная, — каждой католической семье принять семью с Ближнего Востока — лишь на первый взгляд кажется умилительной и христианской. Только вот действительность оказалась иной, поэтому простые католики и даже их епископы почти сразу увидели ложь: нашествие беженцев, хорошо спланированное, имело и до сих пор имеет целью разрушение Европы. И если бы папа, как и все христианские народы, сразу бы поддержал инициативу Русской православной церкви — идти и защищать сирийских христиан, проблема была бы уже давно решена и никакого ДАИШ не существовало бы. Вместо этого мир получил целый ворох трудно решаемых проблем.

Так что заявление архиепископа Кентерберийского о том, что не каждый европеец, выступающий за резкое ограничение миграции, — расист, уже большой шаг в сторону здравого смысла. 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация