ВЛ / Статьи

Как богатая невеста перебирает женихов, так и Европа решила отсеять ненужных беженцев

0
10-03-2016, 09:43...
965
 

Как богатая невеста перебирает женихов, так и Европа решила отсеять ненужных беженцев

В ночь на восьмое марта завершился саммит ЕС — Турция. Канцлер Германии Ангела Меркель и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер назвали его прорывным и объявили, что в результате двенадцатичасовых переговоров достигнуто соглашение с Турцией по основным принципам разрешения миграционного кризиса.

Турция как сортировочная станция

Договорённости мартовского саммита стали для многих неожиданными. Раньше европейцы вели речь о том, чтобы обустроить беженцев на турецкой территории и потом постепенно рассмотреть их просьбы о переселении в страны Евросоюза. Теперь стороны достигли принципиально иного соглашения. На саммите договорились: Европа вернёт в Турцию мигрантов, которые незаконно проникли в станы ЕС и не имеют шансов на получение политического убежища. Отдельно оговорён возврат из Греции нелегально въехавших туда сирийцев.

В свою очередь Евросоюз примет сирийцев, находящихся сегодня в лагерях беженцев на территории Турции. Здесь будет соблюдён обсуждавшийся ранее принцип: переселение произойдёт постепенно и равномерно. Таким образом, из Турции хотят сделать своеобразную сортировочную станцию для ближневосточных мигрантов — главным образом, сирийских.

В качестве бонуса туркам предложили три миллиарда евро. Президент Франции Франсуа Олланд заметил, что «в случае необходимости» указанная сумма может быть увеличена. Он сказал: «Если кризис вокруг беженцев будет длиться, и Турция будет вынуждена продолжать высылать нелегальных мигрантов, то, разумеется, можно предусмотреть новый платеж — в конце 2018 года».

Заявлено также, что Евросоюз ускорит введение безвизового режима с Турцией. Остальные детали соглашения должны доработать власти Анкары вместе с председателем Европейского совета Дональдом Туском. Полностью документ обнародуют на следующем саммите ЕС-Турция. Он пройдет 17 марта. После этого турецкие власти получат первый транш из трёх миллиардов евро, выделенный ЕС на решение миграционного кризиса.

Евродепутат от Франции Флориан Филиппо назвал политику Анкары в вопросе мигрантов «турецким шантажом». Так Филиппо отреагировал на требование Турции дополнительно добавить три миллиарда к уже одобренным трём. Это крайняя оценка. Она возникла не только, как ответ на обещание французского президента предусмотреть новые платежи туркам. В Европе стали пристальнее присматриваться к сирийским беженцам, и вот что подметили. 

Гражданский конфликт в Сирии заставил людей искать убежище не только на территории Турции. В прошлогоднем докладе Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН приведены данные по Иордании. Там нашли приют 629 тысяч сирийцев. Их диаспора теперь занимает десятую часть от местного населения. Ещё серьёзнее положение в Ливане. Здесь на 4 460 000 местных жителей приходится 1 150 000 беженцев. Многотысячные колонии сирийцев появились в Ираке, Египте, других странах Востока и Африки.

Почему Турция выталкивала из страны сирийцев 

В Турции цифры совсем другие. Страна с населением в 77 млн. человек приютила около 2 млн. сирийцев. Правда, живут они в основном в пяти приграничных областях (Газиантеп, Хатай, Килис, Мардин и Шанлыурфа). Тут высокая концентрация беженцев, приближающаяся к 10% местного населения. Для мигрантов власти Анкары обустроили 16 тентовых лагерей, 6 контейнерных и один временный приемный центр. В этих местах разместили примерно 15 процентов сирийских беженцев. 

Остальные (85% от общего числа переселенцев) остановились у родственников, снимают жильё, либо заняли пустующие помещения. Эти люди предоставлены сами себе. Помощь международных организаций и правительства им перепадает лишь по случаю. Здесь-то и начинаются социальные проблемы. 

Беженцы появились в Турции сразу после начала гражданской войны в Сирии. Примерно в течение трёх лет власти давали им «гостевой» статус. Он не позволял трудоустраиваться, что ставило сирийцев в зависимость от гуманитарной помощи или от работодателей, нелегально использовавших их труд. Не так давно сирийцам в Турции присвоили статус «условных беженцев», позволяющий получить разрешение на работу.

Воспользовавшись этим, многие перебрались в крупные города, поскольку в приграничных районах работу найти не просто. По данным МВД Турции, в Стамбуле теперь находится свыше 300 тысяч беженцев, по 50 тысяч — в Адане, Мерсне, Конье и Кахраманмараше, 30 тысяч — в Анкаре. Многотысячные диаспоры сирийцев появились в Бурсе, Батмане, Ширнаке, Коджаэли, Измире, Османие, Анталье. Эти люди потеснили турок на и без того напряжённых местных рынках труда.

Часть беженцев (в основном, туркмены сирийского происхождения) занялась попрошайничеством. С ними в Турции не церемонятся. Отлавливают и возвращают в лагеря для беженцев. Как пишут местные СМИ, только в одну из спецопераций против мигрантов-попрошаек в девяти провинциях страны задержали более 30 тысяч человек. 

Первоначально радушное отношение местного населения к гонимым войной сирийцам стало меняться. Добавил напряжения резко возросший процент разводов в стране. По турецким законам, мужчина может иметь несколько жён. Ряды невест пополнили беженки. Свадьба с ними обходится недорого — порядка трёх тысяч турецких лир. Вот местные мужики и дали волю чувствам. Турчанки с этим мириться не хотят и подают на развод. В приграничных с Сирией районах женитьба на беженках стала причиной 20 процентов разводов.

Можно привести ещё целый букет проблем (вроде трафикинга), которые получила Турция вместе с потоком беженцев. Но и без того понятно, почему власти Анкары перенаправили этих людей на просторы Европы.

Каких мигрантов ждёт Европа

Европа от мигрантов захлебнулась. Не так давно официальный представитель российского МИДа Мария Захарова назвала «непрофессиональной» работу европейских чиновников по приёму и обустройству беженцев. Эксперты согласились с такой оценкой. Чиновники ЕС привыкли работать, не особенно напрягаясь. В то время как в Турции только в обустроенных лагерях мыкались до 300 тысяч беженцев, в Евросоюзе, по данным уже упомянутого доклада УВКБ ООН, в 2013-14 гг. сирийцам выдали (без учета Великобритании) всего 31817 разрешений. Правда, оксфордский профессор Доун Четти в интервью сайту Syria Deeply говорил, что фактически сирийцев въехало больше. По его оценкам, только Германия и Швеция приняли приблизительно по 50 тысяч человек. Но даже это количество не сопоставимо с теми, кого обустроила только одна Турция.

Сейчас на фоне нынешних неприятностей с беженцами европейские чиновники, и особенно власти Германии, не устают повторять, что в Европе рады новому пополнению. Надо признать, в этом нет никакого лукавства. Например, руководители Германии рассчитывают за счёт мигрантов спасти в стране рынок труда.

Экономисты давно определили, что для стабильного роста экономики требуется инвестировать в неё как финансовые ресурсы, так и трудовые. Как раз со вторыми в Европе проблемы. В той же Германии демографы уже давно говорят: без притока иностранных специалистов экономику страны ожидает реальный спад. Ведь в два ближайших десятилетия численность трудоспособного населения здесь сократится на 10,5 миллиона человек — в среднем на полмиллиона в год. Эту убыль надо восполнять, да ещё вводить в экономику для её роста дополнительные трудовые ресурсы.

Под таким углом зрения прошлогодний миллион беженцев должен стать для Германии серьёзной демографической поддержкой, а отнюдь не обузой. Однако у немцев надежды на беженцев нет. 

«Беженцы приезжают не для того, чтобы решать проблемы нашего рынка труда, а потому, что они вынуждены покинуть свою родину», — говорит директор Кёльнского Института немецкой экономики, профессор Михаэль Хютер. Он подчёркивает: приём беженцев — задача гуманитарная, а для экономики страны нужны дипломированные иностранные специалисты. По оценкам института, лучшими в этой категории признаны специалисты из Франции, России, Индии, Украины. Высоко оцениваются и сирийцы. Их назвали самыми квалифицированными работниками. 

У остальных мигрантов из стран Азии и Северной Африки нет не только необходимой профессиональной подготовки, но даже школьного образования. Как результат — среди совершеннолетних беженцев из этого региона, прибывших в Германию до 2015 года, трудоустроились чуть больше трети. Из них 44 процента пошли на малоквалифицированную работу. 

Прошлогодний поток переселенцев примерно такой же по качеству профессиональной и образовательной подготовки. Потому решение европейцев попытаться вернуть их обратно в Турцию, а потом ввозить по квотам в организованном порядке, кажется весьма прагматичным, хоть и предельно циничным.

У турецких властей свои резоны. Они хотели бы при финансовой и политической поддержке Евросоюза обустроить беженцев на приграничной территории Сирии, чтобы потом полностью контролировать этот регион. 

Трудно сказать, как задуманная затея сладится. Сегодня Европа не имеет большого влияния на ближневосточные процессы. Судьба Сирии будет решаться Москвой и Вашингтоном. Велика вероятность, что они не допустят турецких анклавов на сирийской земле. Вместе с ними обрушится и схема манипулирования беженцами, старательно составленная на прошедшем саммите ЕС-Турция.

Как бы то ни было, сам принцип деления беженцев (на «нужных» в ЕС и «не очень») имеет мало общего с гуманитарными целями мирового сообщества. Посмотрим, как теперь, спасая своё лицо, выйдет из этой коллизии Европа, кичащаяся просвещённостью, цивилизованностью и мультикультурализмом…







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация