ВЛ / Статьи

Международный терроризм существует, пока в нём заинтересованы целые государства

0
1-03-2016, 05:00...
1 084
 

Международный терроризм существует, пока в нём заинтересованы целые государства

Эта, в общем-то, не новая мысль особенно ярко прозвучала на панельной дискуссии международной конференции, которую провёл в конце недели в Москве клуб «Валдай». В центре обсуждения оказались сирийский кризис и российско-американская инициатива о перемирии в Сирии. Хотя в целом тема стартовой сессии была значительно шире, что и отразилось в её названии «Ближний Восток в вихре перемен».

Глобальная угроза вызрела на развалинах Ирака

Международный дискуссионный клуб «Валдай» был основан в 2004 году и получил название от одноименного озера, неподалеку от которого проходила первая конференция этого форума, с годами ставшего мировым экспертно-аналитическим центром. Конференции «Валдая» проходят ежегодно. В них приняли участие уже более тысячи авторитетных политиков, учёных и экспертов из 60 с лишком стран мира.

Предыдущая конференция «Валдая» прошла минувшей осенью в Сочи и запомнилась выступлением на ней Президента России Владимира Путина. Организаторы мероприятия тогда выбрали тему для дискуссии «Война и мир: человек, государство и угроза большого конфликта в XXI веке». Владимир Путин принял участие в итоговой пленарной сессии и дал свою оценку современным угрозам в мире. Самой серьёзной из них он назвал международный терроризм.

К осени прошлого года террористическая группировка, назвавшая себя «Исламским государством», уже контролировала огромные территории в Сирии и Ираке. «Только вдумайтесь,– говорил на сочинском «Валдае» Владимир Путин, – в случае захвата Дамаска или Багдада террористические банды могли получить статус практически официальной власти, был бы создан плацдарм для глобальной экспансии. Кто-нибудь думает об этом или нет? Всему международному сообществу пора, наконец, понять, с чем мы имеем дело».

На этот раз организаторы конференции выпустили к заседанию книгу «Война с Востока. Как ответит мир на вызов ИГИЛ?». Тем самым обозначив главный вопрос дискуссии – обсуждение ближневосточных проблем через действия крупнейшей на сегодня террористической группировки в мире, именуемой разными аббревиатурами (ИГИЛ, ДАИШ, ИГ).

Возникла она в 2003 году в Ираке как подразделение группировки «Аль-Каида» оставившей к тому времени кровавый след в Азии, Африке и даже в Америке. Мир помнит чёрный сентябрьский вторник 2001 года, когда «Аль-Каида» провела в Соединённых Штатах четыре скоординированные террористические атаки. В результате их погибли почти три тысячи человек.

Иракская группировка проявилась вскоре после развала страны и казни её президента Саддама Хусейна. В ряды террористов влились его сторонники, вытесненные на обочину жизни из военных и административных структур. Со временем она пополнилась отрядами радикальных исламистов. При их активном содействии в октябре 2006 года группировка провозгласила себя «Исламским государством Ирак». 

С тех пор она только расширялась, захватывая всё новые и новые земли, попутно дополняя новыми топонимами своё название. К осени 2015 года ИГ уже контролировала территорию порядка 90 тыс. км² с населением 8 млн. человек. В одной только Сирии она захватила 70 процентов страны. Группировка располагала крупными военными формированиями боевиков. Прошлой осенью министр обороны России Сергей Шойгу оценил их общую численность в 60 тысяч человек. Мир впервые столкнулся с такой грандиозной угрозой, что и зафиксировал в своей речи на сочинском «Валдае» Владимир Путин.

Кто стоит за спиной террористических групп

Меж тем, политики и экспертное сообщество до сих пор не могут прийти к общему пониманию термина «международный терроризм». Каждый трактует его по-своему. В теоретических дискуссиях это упражнение в риторике может быть достаточно безобидным. Зато практические разночтения приводят к серьёзному политическому противостоянию. Так было в Женеве, где при посредничестве спецпосланника ООН Стефано де Мистуры состоялись международные переговоры по Сирии. 

Там стороны представили взаимоисключающие списки умеренных оппозиционных и террористических группировок. Сказалось, конечно, отсутствие согласованных критериев, но в большей мере то, что за каждым из представленных на переговорах отрядов стояли интересы вполне определённых стран. Отсюда – разные трактовки. Одну из причин их назвал министр иностранных дел России Сергей Лавров: «Боевики, которые находятся вокруг сирийского города Алеппо, включая представителей умеренных группировок, снабжаются из одной и той же турецкой точки». 

Понятно, что для Турции все они не террористы, а повстанцы – статус вполне приемлемый для сирийского диалога. Зато тупик для переговоров, что и показали последующие события. Де Мистура вынужден был вначале отложить дальнейшие встречи сирийцев, несколько раз их переносил, но так пока и не разрешил возникшую коллизию.

Причину этого на московской конференции «Валдая» назвал бывший советник ЕС по безопасности на Ближнем Востоке Алистер Крук. «Я много лет изучал вооруженные группировки, — сказал он, — и почти всегда за ними стояли целые государства». На Ближнем Востоке сразу несколько стран поддерживают исламистские террористические группировки. Эксперты уже прямо говорят о причастности властей Саудовской Аравии, Турции и Катара к действиям исламистов. Да и сами Соединённые Штаты откровенно «засветились» на поставках сирийским отрядам вооружений, техники и военного имущества.

В этом нет ничего удивительного. Международный терроризм называют таковым не только по степени угроз, но и по его связям с региональными или мировыми державами. Впервые это отметил ещё в 1981 году тогдашний госсекретарь США Александр Хейг. Он публично обвинил СССР в причастности к терроризму за поддержку Организации Освобождения Палестины. Хейг скромно умолчал о роли самих Соединённых Штатов в организации формирований моджахедов, из которых выросли потом «Талибан» и «Аль-Каида», больно жалящие теперь самих отцов-основателей.

Впрочем, этими группировками дело не кончается. По данным Управления по координации борьбы с терроризмом Соединённых Штатов в мире уже существует около полусотни международных террористических организаций. Кратно возросло и зло, которое они несут людям. Если за целое десятилетие после памятного заявления госсекретаря Хейга было совершено 6500 актов международного терроризма,в которых погибли 5 тысяч человек и пострадали более 11 тысяч человек, то уже в 2008 году в мире произошло около 12 тысяч террористических актов. Это за год. От терактов пострадали 56 тысяч человек, 15 тысяч из них погибли.

С тех пор статистика мало меняется, а неизменным остаётся одно – ежегодный ущерб, который несут миру террористы, превышает тот, что был за целое десятилетие прошлого века. Большинство жертв этой войны – мирные люди. Гибнут дети, женщины, старики, а террору уже мало их страданий. Он выходит на новые цели. Ими стали государства и религиозные конфессии. 

Эта война не проходит бесследно. Религиозные различия стали восприниматься более остро, болезненно и даже враждебно. Вот и на московском «Валдае» выступление иранского американиста Сейеда Мохаммеда Маранди переросло в словесную перебранку, едва не закончившуюся ссорой. Маранди заявил, что вина за внутриконфессиональную вражду лежит на суннитах. По его мнению, именно этой ветви ислама придерживается большинство исламских экстремистов. Маранди потом уточнил, что войну против остальных конфессиональных групп ведут поддерживаемые Саудовской Аравией ваххабиты, но это уже не остановило экспертов-суннитов. Их критика была ожесточённой и в чём-то яростной. Словом, даже в экспертном сообществе теперь чувствуется болезненный конфессиональный раскол.

Не менее сложны отношения на межгосударственном уровне. Потому соглашение России и Соединённых Штатов о перемирии в Сирии вызывает у многих не только удовлетворение, но и определённое недоверие – сомнение в окончательном успехе. Как ни крути, интересы сторон пока совпадают лишь отчасти. Может быть, поэтому советник президента Сирии Бусейна Шаабан сказала на конференции: «Если бы все государства действительно боролись против терроризма, действительно объединили свои усилия, то террористы не продержались бы и недели».

Заявление Шаабан выглядит несколько запальчивым и по-женски категоричным, однако, весьма близким к истине. В воюющей по всем азимутам Сирии за годы конфликта уже рассмотрели террористов и понимают все движущие силы ближневосточного кризиса. Даже в условиях начавшегося перемирия они всё ещё противостоят друг другу. Воскресным вечером министерство обороны России сообщило об обстреле территории Сирии со стороны Турции…







  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация