ВЛ / Статьи / Интересное

Быстрее звука — подвиг Ивана Иващенко

0
22-02-2016, 11:44...
1 305
 

Быстрее звука — подвиг Ивана Иващенко

1 февраля 1950 года истребитель МИГ впервые достиг скорости звука

Скорость — одно из ключевых качеств боевого самолета. Именно в этом случае «гонка вооружений» становится гонкой в прямом смысле этого слова. Кто быстрее, тот и ближе к победе.

Соперничество скоростей боевых самолетов шла постоянно с момента их появления. Вскоре после окончания Второй мировой войны первые реактивные самолеты приблизились к скорости звука — около 1191 км в час. В октябре 1947 года первыми преодолели звуковой барьер американцы на экспериментальном реактивном самолете Bell X-1. Через год разрушенный недавней войной Советский Союз догнал богатых американцев — наш экспериментальный реактивный самолет Ла-176 в пикировании впервые превысил скорость звука.

Отныне встала задача приблизить к скорости звука не только экспериментальную, но и армейскую реактивную авиацию. Первым серийным реактивным самолетом в СССР стал истребитель МиГ-15, созданный в 1947 году в конструкторском бюро Микояна и Гуревича. Через два года боевая машина пошла в серийное производство, а на одном из правительственных совещаний по авиации Сталин лично распорядился все дальнейшие работы по совершенствованию реактивных истребителей вести на базе именно этого самолета. «У нас есть хороший МиГ-15, и нет смысла на ближайшее время создавать новые истребители, лучше идти по пути модернизации МиГа...», — сказал тогда вождь Советской страны.

Одной из задач модернизации МиГа стал вопрос преодоления звукового барьера. Серийный МиГ-15 лишь приблизился к этой задаче и достигал максимальной скорости 1042 км/ч. Новый экспериментальный МиГ получил наименование СИ-1 и стреловидное крыло, расположенное под углом 45 градусов к корпусу самолета.

Первый полет опытной машины состоялся 14 января 1950 года на подмосковном аэродроме в Жуковском (этот экспериментальный аэродром работает и в наши дни). Летчиком-испытателем нового самолета был назначен Герой Советского Союза подполковник Иван Тимофеевич Иващенко.

Первый вылет Ивана Иващенко 14 января 1950 года на экспериментальном истребителе СИ-1 прошел успешно. Новый самолет на 40 км/ч превысил скорость самых последних модификаций серийного МиГ-15. 1 февраля 1950 года в очередном полете Иващенко на высоте 2200 м разогнал самолет до скорости выше 1100 км/ч, достигнув скорости звука. Затем эту скорость новая машина продемонстрировала и на высоте, превышающей 10 километров. Это был крупный успех в «гонке вооружений», гонке скоростей и качеств новейших боевых самолетов.

Однако за такие успехи приходилось платить жизнями, как в настоящем бою. Дело в том, что при достижении скорости звука происходит так называемый «волновой кризис» — изменение характера обтекания летательного аппарата воздушным потоком, что приводит к появлению ранее неизвестных вибраций и иных воздействий на корпус, крылья и оперение самолета.

В то время эти особенности «волнового кризиса» на скорости звука еще не были исследованы и досконально известны. 17 марта 1950 года самолет летчика-испытателя Иващенко в крутом пикировании был буквально разрушен «волновым эффектом» — от ранее неизвестных вибраций на новых сверхскоростях не выдержало хвостовое оперение самолета.

Экспериментальный СИ-1 разбился, Иващенко погиб. Ценой своей жизни он, настоящий боевой летчик, добыл новые знания, критически важные для «гонки вооружений». Будущий МиГ-17 получил иное хвостовое оперение, новой конструкции из новых материалов.

Уже в 1951 году этот самый современный на тот момент истребитель пошел в серийное производство. Полученный дорогой ценой самолет оказался очень удачным, он состоял на вооружении почти 20 лет, с успехом воевал против новейших самолетов США в небе Кореи и Вьетнама.

Данный истребитель выпускался не только в СССР, но и по лицензии производился в Китае, Польше и Чехословакии — в общей сложности было выпущено свыше 11 тысяч экземпляров МиГ-17 всех модификаций. Всего же этот истребитель состоял на вооружении более чем сорока государств, причем в большинстве этих стран ему довелось участвовать в боевых действиях — в этом МиГ-17 уникален среди всех боевых самолетов мира.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация