ВЛ / Статьи

Как Америка учила Советский Союз летать в космос

0
17-02-2016, 10:12...
1 194
 

Как Америка учила Советский Союз летать в космос

В США недовольны тем, что вынуждены сотрудничать с Россией

Несмотря на то, что наше правительство при упоминании о западных санкциях демонстративно улыбается в усы, все же проблема эта не столь уж и плевая, когда дело касается импорта компонентов двойного назначения. Да, работы в области импортозамещения ведутся. И уже есть определенные достижения. Однако добиться полной независимости от зарубежных поставщиков можно будет лишь к концу этого десятилетия.

Проблемы с поставками компонентов нарисовались задолго до того, как Запад пошел на Россию с санкционной войной в связи с событиями на Украине. Просто Россия стала нервировать Запад, когда начала выбираться из технологической дыры, перестала соответствовать статусу стран третьего мира по части инноваций. В 2008 году была принята федеральная целевая программа «Разработка, восстановление и организация производства стратегических дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружения, военной и специальной техники». В 2014 году программа была скорректирована, ее окончание запланировано на 2020 год.

Два года назад в программе были указаны 206 позиций по импортируемому сырью и комплектующим. Из них отечественные аналоги существовали лишь по 58 позициям. Затраты на то, чтобы наладить производство аналогов украинских компонентов, запланированы на уровне 9 млрд. рублей. Дороже выйдет производство собственной радиационно-стойкой электроники, импорт которой регулирует Вашингтон. Эта часть программы обойдется в 20,5 млрд. рублей.

Необходимо сказать, что прекращение поставок американских чипов для космической отрасли не является катастрофическим. Помимо собственных разработок в этой области, налаживаются партнерские отношения с Китаем и Южной Кореей.

Программа импортозамещения уже начала приносить реальные плоды. Критические позиции сокращаются. На прошлой неделе было объявлено об окончании строительства в Нижегородской области завода по производству гидразина — ракетного топлива. Производными этого вещества являются гептил, он используется в маршевых двигателях, и амидол, применяющийся в разгонных блоках.

В 2014 году Евросоюз включил гидразин и гептил, производящиеся в Германии, в список частично санкционных материалов. То есть он должен продаваться лишь в количестве, необходимом для полетов к МКС и запуска российскими ракетами спутников Европейского космического агентства.

Производство гидразина и гептила в России было прекращено в 90-е годы. Однако гептила было накоплено с запасом на несколько десятилетий. Что же касается более чистого в химическом отношении гидразина, то в ближайшее время мог возникнуть его дефицит.

Электроника — дело тонкое

Сложнее с электроникой. Поставка компонентов двойного назначения регулируется международными правилами торговли вооружениями (ITAR) и требует оформления экспортных лицензий для вывоза с территории США и ЕС. Лицензии выдает Бюро промышленности и безопасности коммерческого департамента США.

В космической сфере под наиболее ощутимый удар попала компания «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф.Решетнёва (ИСС), выпускающая две трети отечественных спутников связного, навигационного, геодезического и телевещательного назначения.

Из-за санкций затормозилась реализация геодезических проектов «Арктика» и «Гео-ИК». Отодвинулись сроки обновления семейства спутников связи, используемых военными. Предполагалось, что с 2018 года на орбиту начнут выводиться новейшие спутники «Сфера-В», создающиеся на ИСС по заказу Министерства обороны. Однако из-за проблем с импортными комплектующими срок развертывания группировки передвинут на 2021 год. И это создало бы угрозу для поддержания боеготовности страны, поскольку нынешнее семейство спутников связи «Меридиан» прекратит свое существование именно в 2021 году. Сейчас на орбите находятся 4 спутника связи — самый первый был запущен в 2010 году, последний — в 2014 году. Ресурс «Меридиана» — 7 лет.

В связи с создавшейся ситуацией Министерство обороны было вынуждено заключить контракт на приобретение еще четырех «Меридианов». Цена вопроса вместе со стоимостью запусков — 22 млрд. рублей. Несмотря на то, что эти спутники морально не успели устареть (они разработаны 10 лет назад), но они не в полной мере соответствуют современным требованиям. «Меридианы» обеспечивают связь не над всей Арктикой, стратегическое значение которой в последнее время существенно возросло.

Аналогичная проблема свалилась на ИИС в связи с реализацией проекта по дополнению орбитальной спутниковой группировки ГЛОНАСС аппаратом нового, третьего, поколения «Глонасс-К». Пока на орбиту выводятся спутники второго поколения «Глонасс-М», разворачивание новейших аппаратов намечено на 2018 год.

Появление на орбите спутников «Глонасс-К» существенно повысит точность позиционирования. Сейчас максимальная погрешность определения координат составляет 5 метров. У американской системы GPS эта величина равна 4 метрам. Американцы намереваются за счет вывода на орбиту нового семейства спутников снизить погрешность до 1,5 метра. Примерно тот же результат дадут спутники «Глонасс-К» — 1,4 метра. Правда, у американских срок службы на 2 года больше — 12 лет против 10 лет у российской новинки.

Главная проблема нового спутника заключается в том, что ИСС отказано в приобретении американских атомных часов, которые и задают точность позиционирования. На Фрязинском заводе полупроводников «Исток» развитие направления атомно-лучевых трубок, являющихся сердцем часов, задающих эталон частоты, в 90-е годы было заморожено. Оно возобновилось в конце прошлого десятилетия, когда технологии ушли далеко вперед. В экспериментальный спутник установили часы, которые дали приемлемую точность. Но при этом параметры трубки быстро деградируют. То есть точность часов со временем падает. Однако фрязинские технологи намереваются довести изделие до ума.

В то же время существуют и другие способы повышения точности позиционирования. Например, за счет совершенствования наземного комплекса управления орбитальной группировкой. Еще один метод — сокращение периода между коррекциями атомных часов за счет более частой закладки в бортовой компьютер спутника новой информации.

В ИСС считают, что реализация «асимметричного ответа санкционерам» даст необходимые результаты к заданному программой времени.

Ситуация вокруг РД-180

Главный закоперщик расширения антироссийских санкций в области высоких технологий — сенатор-республиканец Джон Маккейн. Чтобы побольше насолить Москве, он готов идти на такие шаги, которые способны причинить вред обороноспособности США. В частности, Маккейн требует отказаться от закупки российских ракетных двигателей РД-180. Требует, несмотря на то, что Пентагон заявляет о необходимости таких закупок. Поскольку РД-180 используется в первой ступени самой мощной американской ракеты Atlas-V. С помощью нее выводятся на орбиту американские военные спутники. Кстати, та же ракета используется для обновления на орбите группировки спутников GPS. Так что Маккейн сразу «работает на два фронта» — намеревается подложить свинью и военным, и гражданским.

Сенатор необычайно упорен, словно танк «Абрамс». Соображения Пентагона о том, что не следует самим себя высечь, он счел необоснованными. 10 февраля Маккейн направил письмо министру ВВС США Деборе Джеймс и руководителю направления закупок в Пентагоне Фрэнку Кендаллу с требованием дать фундаментальное разъяснение, почему американское правительство продолжает сотрудничать с НПО «Энергомаш», производящем двигатели РД-180. При этом он намерен получить ответ 22 февраля.

Реальность же такова, что США для реализации программы запуска спутников как военного, так и двойного назначения потребуется еще не менее двадцати РД-180. Но в реальности потребность в российском двигателе может увеличиться. Дело в том, что сейчас две компании наперегонки создают альтернативу РД-180. Это частные компании, которые работают на ракетном рынке сравнительно недавно — Orbital ATK и SpaceX. Обе компании обещают совершить первые пуски в 2019 году.

Однако это вовсе не означает, что хотя бы одна «альтернативная ракета» в 19-м году будет готова вывести на орбиту дорогостоящий груз. Кстати, Atlas-V используется американцами также для отправки автоматических станций к другим планетам. Ракета должна пройти и необходимый цикл испытаний, и быть сертифицированной. В противном случае ни одна страховая компания не заключит договор на такого рода запуски даже на доллар.

Что же, будем ждать с нетерпением и ответа Пентагона, и решения Маккейна, которого довел до, мягко выражаясь, не совсем адекватного состояния острый приступ русофобии.

И напоследок необходимо сказать, что санкции идут рука об руку с информационной войной, провоцируя экспансию психоза. Вот что пишет ежедневная газета Houston Chronicle, занимающая десятое место в США по тиражу: «В 60-х годах ХХ века Америка научила Советский Союз летать в космос, а затем помогла установить демократию, отказавшись от тоталитаризма. Теперь NASA унижается и платит около 300 млн. долларов в год за право запихивать своих астронавтов как сельди в бочки в тесные „Союзы", которые к тому же вынуждены тратить годы на подготовку к полетам, находясь на территории России».

No comments.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация