ВЛ / Статьи

Встреча тысячелетия

+3
17-02-2016, 01:00...
1 215
 

Встреча тысячелетия

Диалог Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска знаменует начало новой христианской эры

Телекадры со встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска облетели весь мир. Двухчасовая беседа предстоятелей крупнейшей православной и католической церквей в здании международного аэропорта Гаваны многие справедливо называют «событием тысячелетия». В то же время само событие заставляет задуматься над тем, какие глобальные изменения послужили толчком к встрече.

Необходимо отметить, что между католиками и православными практически нет канонических противоречий. Обе церкви признают семь Вселенских Соборов и почитают вместе многих святых. Вообще, христианская церковь ранее была единой, различались лишь обряды. Великий раскол произошел в 1054 году, когда Папа Римский отлучил от церкви Патриарха Константинопольского Михаила Керулария, а тот в ответ предал анафеме папских легатов. На протяжении почти тысячи лет католики и православные считали друг друга вероотступниками и еретиками. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 году Вселенским Патриархом Афинагором и Папой Римским Павлом VI. С тех пор православная и католическая церковь считаются церквями-сестрами.

Если говорить про встречу предстоятелей, то она действительно первая после раскола. И, конечно, к ней было приковано внимание человечества.

Совместное заявление Патриарха и Папы содержит много интересных вещей.

Самое, пожалуй, важное — это почти полное признание единства взглядов на догмы. «Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства», — сказано в документе. Интересно трактуется и причина раскола. «Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя», — говорится в заявлении. То есть, уже ни с одной стороны нет претензий на абсолютную истину. Завершается заявление надеждой на воссоединение христианских церквей в будущем.

Конечно, говорится о трудном положении христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Дается напоминание жителям Европы о необходимости сохранять христианские ценности.

Для православных важны пункты о церкви на Украине. «Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм», — сказано в заявлении. Проще говоря, в очередной раз было подтверждено, теперь еще и Папой Римским, что никакого «киевского патриархата» не существует.

В целом, можно сказать, что встреча Патриарха и Папы вызвана именно серьезными изменениями в мире. Учитывая, что она первая за тысячу лет, изменения эти по-настоящему масштабные.

— Встреча действительно историческая, она очень долго готовилась, — говорит религиовед Роман Силантьев.

— Ждать можно объединения всего христианского мира перед лицом общих угроз, которые и были прописаны в совместной декларации.

Такая встреча была теоретически возможна и при Папе Бенедикте. Отношения с ним у нашего Патриарха были хорошие. Кирилл встречался с ним неоднократно, когда еще не был Патриархом. Но Папа Бенедикт был Папой временным. Он был в солидном возрасте. Все понимали, что он переходная фигура между долгим папством Иоанна Павла Второго и каким-то новым, энергичным Папой. Бенедикт дал возможность католикам подумать, подготовить почву для нового долгого понтификата. Поэтому встречаться с ним для решения стратегических задач было не целесообразно. И Бенедикт добровольно ушел на покой. К новому Папе присмотрелись, и встреча состоялась.

«СП»: — Обусловлена ли встреча каким-то новым состоянием человечества? Символично, что встреча произошла на Кубе.

— В общем, всегда говорили о социальном разделении. На Кубе тоже есть капиталистические черты. Вообще, во многих социалистических странах есть капитализм, в капиталистических государствах много социализма. Главный вопрос встречи — угроза радикального ислама. Христиан в Северной Африке и на Ближнем Востоке уничтожают, не разделяя их по конфессиям. Точно так же притесняют христиан в Европе. Идет процесс секуляризации. Все христиане, которые пытаются сопротивляться, считаются врагами.

Обсудили Украину, ситуация в которой болезненно воспринимается для православных. Положение на Ближнем Востоке — общая боль для католиков и православных. Европа более важна католикам. Так что баланс соблюден, встреча носила конструктивный характер.

«СП»: — Наступает ли новая эра для христианства?

— Вопрос раскола достаточно сложный. Официально он случился в XI веке, но противоречия назрели намного раньше. Об объединении церквей речи пока не идет. Но сближение позиций наблюдается. Сильнее всего людей сближают общие угрозы. Общий враг делает людей надежными союзниками. Общий для католиков и православных враг в ближайшее время никуда не денется, только усиливается. Соответственно, будет и теснее становиться союз. Встреча Патриарха и Папы — это прогресс в отношениях между церквями. Но важно, как будут они развиваться дальше. От последующих действий и будет зависеть, как церкви смогут взаимодействовать.

— Встреча Папы Римского и Московского Патриарха сама по себе большое событие, — считает главный научный сотрудник сектора политического и культурологического анализа ИМЭМО РАН Андрей Володин.

— Сама встреча носила неформальный характер, принятое заявление носит рекомендательный характер. Тем не менее, встреча произошла в тот момент, когда западные и восточные христианские общины подвергаются гонениям. Можно сказать, что их положение отчаянное. И в Восточном Средиземноморье, и в Северной Африке. Встреча показала взаимную поддержку двух мощных конфессий.

Не стоит забывать, что с приходом Франциска на престол Святого Петра внешняя политика Ватикана активизировалась. Ватикан проявляет себя всё больше как субъект мировой политики, хоть и ненавязчиво. Папа Римский поднимает в деликатной форме важнейшие вопросы, говорит о главных проблемах современного мира, говорит открыто и прямо. Ту же работу делает и наш Патриарх. И общение между церквями означает новое качество в развитии мирового общественно-политического процесса. За Папой стоят общины западных христиан, они поддержали встречу. Поддерживают ее и христиане Востока. Долго ждали синергетического сложения усилий восточного и западного христианства. И встреча в Гаване стала результатом долгих ожиданий.

Конечно, последствия этой встречи сразу не скажутся. Но восточные и западные христиане получили мощную моральную, психологическую и политическую поддержку. И это крайне важно.

«СП»: — Возможно, встреча вызвана разрушением старых ценностей.

— Я плохо понимаю, что такое модерн и тем более постмодерн. Я знаю, что есть традиционные ценности. Они не только христианские, но и мусульманские, иудейские, буддистские и другие. Эти ценности испокон веков подпитывали общество, определяли нравственные ориентиры человека. Во время встречи было совершенно четко зафиксировано, что эти ориентиры в значительной степени утратили ценность для современного мира. И требуется восстановление этих моральных ценностей, без них невозможно управление ни политическими, ни экономическими процессами в мире. Это совершенно очевидно.

Вспомните, как убедительно выступал Папа Франциск на Генассамблее Организации Объединенных Наций. Он убедительно и убежденно выступал в различных организациях Соединенных Штатов Америки. Всё это, безусловно, важные зерна в копилку нравственного переустройства мира.

Мир, который потерял нравственные ориентиры, не знает куда идти и чем руководствоваться. Естественно такой мир нуждается в таком порыве и «мягкой» силе, которая бы его направляла. Необходимо заставить человека задуматься о нравственности. Чтобы во всех своих действиях он руководствовался не только выгодой, враждой к иноверцам. Человек должен помнить, что конкурент, оппонент это тоже человек, и к нему надо относиться по-человечески. Поэтому считаю, что значение встречи в Гаване чрезвычайно велико.

«СП»: — Станет ли встреча духовным стимулом каких-то мировых процессов?

— Безусловно станет. Встреча готовилась давно, рассматривалась под различными углами зрения. Просчитывались краткосрочные и долгосрочные последствия. Я уверен, что миру, которому нужен моральный стимул и нравственный ориентир, встреча Патриарха и Папы очень поможет. Она в значительной степени приведет в чувство те группы населения и те группы элит, которые руководствуются в своих действиях отнюдь не благими намерениями. Встреча окажет сдерживающее моральное влияние на участников региональных конфликтов.

Но воздействие это не может быть сиюминутным. Это не сиюминутное событие, а долгий процесс. И чем плотнее будут контакты между Москвой и Ватиканом, между представителями мировых религий, не только православными и католиками, тем легче будет построить универсальный мир. О таком универсальном мире многие мечтают, но пока не видят путей его построения.

Утрата нравственных ориентиров и завела современный мир в тупик. А предупреждали об этом философы не только XX века. Можно вспомнить даже Федора Михайловича Достоевского.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация